Известна она своей мудростью и жестокостью. Считается, что наиболее ярко ее жестокость проявилась во время походов на древлян. А произошло это так: князь Игорь был убит древлянами, не пожелавшими заплатить ему. К Ольге тотчас же стал свататься древлянский князь Мал. Сватов бросили в глубокую яму и закопали их заживо. Второе посольство древлян киевляне сожгли в бане. Когда же с небольшим войском она отправилась справить тризну по мужу в землях древлян, она, напоив хозяев земли вином, приказала их своей дружине изрубить. Летопись свидетельствует о пяти тысячах убитых. Так что же это: кровожадность Ольги или кровная месть и тризна по «Закону Росському»? Думается второе.
Но самыми кровавыми считаются ее целенаправленные походы для жестокой кары на древлянский град Коростень. Осада затянулась, войско Ольги упало духом, тогда княгиня пошла на великую хитрость, начав мирные переговоры с противником. Пораженные ее добротой древляне предложили откупиться, ценными мехами и мёдом. На что Ольга сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да три воробья...». Когда же наступили сумерки, она раздала птиц своим воинам и приказала привязать к их лапкам по кусочку трута, а затем поджечь, затем воробьев да голубей отпустили, птицы в панике полетели к своим гнездам и подожгли город изнутри, горел каждый двор. Что такое трут до сих пор точно не выяснено, да и не могли птицы с огнем на лапках лететь к своим гнездам и птенцам. Возможно, что огненные птицы княгини Ольги – это применение славянами «греческого огня» или даже пороха.
Вернувшись с победой, великая княгиня учредила на своих землях систему уроков (сбор дани) и погостов – мест торговли и обмена, где позже стали строиться храмы. Но ранее еще она впервые в русской истории создала систему налогообложения: установила размеры «полюдья» – податей, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы», что для проживающих под её правлением людей было намного удобней.
Ольга была очень мудрым политиком, для того чтобы получить поддержку Византии, отправилась в Константинополь и приняла личное крещение под именем Елены. Ее лично крестили византийский император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом. «Повесть временных лет» и «Житие» рассказывают историю о том, что император Византии сватался к мудрой Ольге, но она не пожелала выходить за него, чтобы не развязывать войны и неприязни она отказалась, отметив, что у христиан не положено свататься за язычников. А после крещения сказала, что теперь то Константин VII является её крестным отцом, что опять же, запрещает свадьбы, пораженный её мудростью император отпустил её домой, очень щедро наградив.
Вернувшись в Киев, она попыталась приобщить в вере сына Святослава, но тот отказался креститься, боясь потерять уважение своей дружины. Однако тем, кто из его людей пожелал принять христианство, он не запрещал креститься. Впоследствии Ольгу именуют правительницей – архонтиссой Руси, а Святослава упоминают без титула.
Когда Святослав стал правителем, она поддержала сына, правила пока он был в военных походах, а когда пришли на Русь печенеги, заперлась в Киеве вместе с детьми Святослава, пока тот был в походе на Болгарию. Когда он вернулся и снял осаду, его мать уже заболела и не отпустила сына в следующий поход, а через три дня после этого разговора она умерла. По ней плакал весь Киев, её сын и дружина. Ольга завещала не совершать по ней тризны, при ней был священник. Он и похоронил Ольгу по христианскому обряду. Таким образом, княгиня Ольга всей своей деятельностью не только сохраняла, развивала и упрочивала государство, но и определила основные направления внешней и внутренней политики Древней Руси.