Проблема суицидов всегда волновала умы многих ученых и исследователей, т.к. данный феномен не обнаруживается у животных и людей на ранних стадиях развития, но встречается у человека на относительно высоких ступенях культуры. Однако, плоть до конца XIX в. преобладали лишь медицинские и психологические теории. Иной взгляд на данную проблему был предложен французским социологом Эмилем Дюркгеймом.
В своем фундаментальном труде «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) Эмиль Дюркгейм наглядно проиллюстрировал и описал на примере эмпирического материала о самоубийствах те факторы, которые влекут за собой данный феномен.
Новшество же Эмиля Дюркгейма заключается в том, что объяснение самоубийства индивидуальными и личностными мотивами, такими как психологические, психопатологические, климатические и т.д. он отводил на второй план. А непосредственно влияющими причинами указывал – социальные. «Самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми». [2,c.266]. Конечно, полностью Эмиль Дюркгейм не отрицал роль психологических факторов и оговаривал, что они определяют самоубийство как индивидуальное явление, но объяснить коллективную суицидальную тенденцию они не в состоянии. Эмиль Дюркгейм так же отмечал и то, что любой психологический аспект является основой, на которой будут развиваться реальные причины самоубийств.
Исследование Дюркгейма «Самоубийство» было основано на анализе статистического материала, наглядно показывающего динамику самоубийств в различных странах. Дюркгейм считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемых в разных странах в разные временные периоды.
Само понятие «Самоубийство» Дюркгейм трактовал следующим образом: это есть «всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». [2,c.9]. Так же, Дюркгейм считал, что процент самоубийств не произволен, он зависит от многих обстоятельств. «Задача социолога – выявить корреляции между обстоятельствами и колебаниями уровня самоубийств, являющимися социальными феноменами».[1,c.329]
Таким образом, Эмиль Дюркгейм выделяет 3 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место тогда, когда между индивидом и обществом происходит разрыв социальных связей. Одной из причин здесь может быть крайний индивидуализм. «Крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может сам считаться одной из причин такого рода. Он не только устраняет препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и дает место специальному виду самоубийств». [2,c.133] Эмиль Дюркгейм говорит о том, что жизнь для индивида терпима только тогда, когда все тревоги и мучения оправдываются какой-либо целью, а если человек не видит смысла своего существования, будущее пугает его, то, рано или поздно, он приходит к мысли о суициде.
Другой тип самоубийства – альтруистический. В отличие от эгоистического самоубийства, в данном типе мы наблюдаем обратную тенденцию. Здесь уже идет полное поглощение индивида обществом. Личные интересы поглощены социальными, и индивид перестаёт существовать как единица. Такие самоубийства существуют в основном в архаических обществах (убийство стариков, детей, жен), когда человек приносил себя в жертву, выполняя определенный ритуал или обычай. «Человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был так сделать». [2,c.141] Но стоит отметить, что данный тип самоубийства имеет место и тогда, когда смерть несет в себе посыл героизма, долга. Например, когда солдат закрывает грудью амбразуру пулемета во спасение других.
Третий тип самоубийства – аномический, который имеет место при нарастании общественных кризисов, когда рушится старая иерархия ценностей, и нарушается общественное равновесие. Так, экономический кризис, способствующие обогащению одних и разорению других, могут привести к фатальным последствиям. «кризис влечет за собой известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается отброшенным в разряд низших социальных категорий. Многие принуждены урезать свои требования что заставляет их насильственно прервать изменившуюся жизнь». [6,c.168] Иными словами, человек неспособен быстро адаптироваться к изменяющимся, новым социальным условиям жизни. Аномический тип самоубийства в большей степени интересует Эмиля Дюркгейма, т.к. он наиболее характерен для современного общества.
Таким образом, действительные причины самоубийств по Эмилю Дюркгейму есть общественные силы, которые изменяются от общества к обществу. Основой для них служит общество или группа, а не изолированные отдельные индивиды. Стоит отметить и то, что Эмиль Дюркгейм, рассматривая явление самоубийства, определяет его как социально нормальное.
Данная работа Дюркгейма считается классическим исследованием в области прикладной социологии. Она повлияла на формирование последующих социологических теорий, таких как, например, теории контроля. Кроме того, эта работа поспособствовала отделению науки социологии от психологии и философии.
Библиографисекий список
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ пер, с фр.; Под ред. М.Ф.Носова, М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 599.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд./ пер, с фр.с сокр.; Под ред. В.А. Базарова, М.: Мысль, 1994. - 287