В связи с этим становятся наиболее актуальными исследования, направленные на изучение экологических установок у студентов разных специальностей и их возможных изменениях. Всё же стоит определиться с понятийным аппаратом, который будет использован в статье [1].
Под экологической установкой мы понимаем готовность личности к восприятию и взаимодействию с объектами природной среды, характеризующуюся направленностью, активностью, устойчивостью [2]
Экологические установки – это связь между внутренними условиями (интеллектуальными, эмоциональными, мотивационными) и внешними факторами, обуславливающие осмысленное поведение человека.
Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [3] В названии темы уже заявлен инструмент, с помощью которого будут происходить изменения, – это игры.
Подробно рассматривая все содержательные характеристики установок можно сказать, что
Направленность – это устойчивое стремление, особенности понимания, эмоциональные проявления человека. Понимание и стремление складываются из информированности студента, например, об экологической ситуации или ином объекте природы. Работая над данной позицией, следует подбирать такой вид игр, который давал бы небольшую вводную часть. В этих целях хорошо подойдет работа над кейсами и ролевые игры. Игры – один из лучших способ узнать эмоциональное отношение человека к поднимаемой проблеме.
Активность – это внутреннее стремление к взаимодействию с объектом природы. Например, исследуя активность, можно использовать игры с природным материалом. Здесь налицо окажутся явными намерения больше изучить объект, причем информация будет носить практическое применение, проявляя эмпатию к тем или иным экологическим событиям, которые будут происходит во время игры, а затем эту активность возможно спроецировать на реальную действительность.
Устойчивость определяется какспособность сохранять текущее состояние готовности к восприятию и взаимодействию с природой при наличии внешних воздействий.
В изучении данного направления возможно использование игр-дискуссий с модератором заведомо имеющим отличное мнение от участников процесса. Благодаря аргументированному отстаиванию своих точек зрения в отношении экологической проблемы, события и т.д. под влиянием внешних раздражителей становится актуальным устойчивость убеждений, которые были до этого и как они изменились в процессе игр.
Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что исследование трансформации экологических установок студентов возможно посредством игровых технологий, отдельных игр. Более того ни лекции, ни семинары, ни другие форматы не помогут так точно определить происходящие изменения, т.к. игры способствуют большему прочувствованию, применению на себя ролей, ситуаций и т.д.
Главное достоинство игр при изучении экологических установок – это практикоориентированность. Каждая игра – это опыт, который в дальнейшем транслируется в реальной ситуации. Если студент научится в игровых моментах брать на себя ответственность за определённы поступки и их последствия в дальнейшем, то не исключено, что это послужит для него практическим подспорьем в жизни. Возможно, что, будучи, уже специалистом, профессионалом в определённой сфере в рамках своих профессиональных компетенций и этических установок, экологическая ответственность, заложенная в нём в студенческие году, поможет ему предотвратить глобальные катастрофы.
Литература
Чердымова Е.И., Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофессионального сознания студентов: монография / Е.И. Чердымова. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. – 348 с.
Интернет-ресурс http://www.emissia.org/offline/2012/1796.htm, просмотрено – 02.03.2015
Интернет-ресурс http://ru.science.wikia.com, просмотрено – 02.03.2015