По сути, нарративами пронизана вся наша жизнь. «Люди конструируют прошедшие события и действия в личных нарративах, чтобы утверждать идентичности и конструировать жизнь.» [1]
В своей статье «Применение нарративного интервью для изучения социального облика молодежи», авторами которой являются И .А. Сурина и Ж.А.Атибиева, анализируются нарративы молодежи, с целью выявления ценностей современной молодежи. Также в статье Фабриканта М.С. «Применение нарративного анализа в исследовании больших социальых групп» рассматривается применение метода нарративного интервью в исследовании больших социальных групп, указываются условия, при которых стоит отдать предпочтение этому методу перед другими качественными методами.
Личная история – это представление человека о себе, о своей роли в жизни, это наши ценности, правила жизни, по которым мы живем, основные сюжетные линии в нашей жизни, главные герои и участники событий, и у каждого это личная история сугубо индивидуальна. [2]
«Рассказывание историй о прошедших случаях — это, наверное, универсальный вид человеческой деятельности, одна из первых форм дискурса, о которой мы узнаем еще в детстве и которой пользуемся затем на протяжении всего жизненного пути, будучи представителями самых разных культур». [1]
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть суть метода нарративного интервью в социологическом исследовании и показать каким образом этом метод применяется на практике
В процессе нашего исследования с помощью нарративного интервью были получены следующие выводы:
1. Студенты довольно охотно соглашаются на проведение интервью, с интересом рассказывают о своей жизни, но не хотят затрагивать тем, которые являются сугубо личными.
2.В ходе проведения серии интервью у студентов, можно выделить такие типичные события, которые повторяются у всех информантов и запоминаются более подробно.
3. Жизненный путь информантов начинается с детства, а заканчивается временем студенчества.
4. Информанты подразделяют свою жизнь на периоды, каждый из которых характеризуется своими событиями, переживаниями, эмоциями относительно этих событий.
5.Конструируя свою личную историю, студенты выделяют 4 периода: рождение, детские годы, школьное образование и поступление в университет.
6. При анализе нарративов можно выявить ценностные ориентации студентов, в зависимости от того на каких событиях они заостряют свое внимание.
7.Для студентов основными такими ценностями являются – семейные отношение, дружба и любовь.
На мой взгляд, познавательные возможности метода нарративного интервью достаточно высоки.
Используемая литература:
1. Е.Р. Ярская-Смирнова «Нарративный анализ в социологии»
«Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях» //Социология: 4 М. 1993 № 3-4.