ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИФИКИ «АНТИКАФЕ» КАК ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИФИКИ «АНТИКАФЕ» КАК ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИИ

Каштанова Е.И. 1
1Самарский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наблюдение выступает удобным и весьма информативным методом, когда предметом исследования является поле ещё малоизученное. В данном случае мы применили метод включенного наблюдения, изучая специфику коммуникации в пространстве анти-кафе.

В современном обществе с развитием интернета и СМИ нередко появляются проблемы с реальным офф-лайновым общением. Погружаясь в социальные сети, человеку кажется, что у него широкий круг общения и множество друзей, потому некоторые люди сегодня предпочитают виртуальный мир реальному. Это одна из проблем нашего времени. Как же сделать так, чтобы реальное общение было более разнообразным и разносторонним? Как сделать так, чтобы оно имело возможность состояться? Где найти такое универсальное место, где можно было бы и посидеть, и перекусить, и поработать, и, наконец, пообщаться с друзьями? [1]

Само слово «антикафе» вошло в обиход сравнительно недавно – в сентябре 2011 года. Прародителями явились заведения для хипстеров в Лос-Анджелесе (США). Там молодые люди проводили свободное время, общались и оставляли посильную сумму денег в качестве пожертвований, а еду заказывали в близлежащих кафе. [2]

Автором идеи «антикафе» стал российский писатель Иван Митин. Явление приобрело популярность в начале 2010-х годов в России и странах СНГ. Иван Митин открыл первое «антикафе» «Дом на дереве», где можно было просидеть хоть сутки с книжкой и чаем, а в качестве оплаты отдать столько, сколько ему не жалко. Однако любители дешевизны оставляли по 10 рублей, не желая платить больше, хотя рекомендованная сумма была – 200 рублей. В итоге первое столичное заведение прогорело за считанные месяцы, так как нечем было рассчитываться за аренду. К концу лета 2011 года концепция проекта была перестроена под современные российские стандарты. Имея, в целом, одинаковую модель работы, антикафе могут отличаться по своей стилистике и направленности. [2]

Как показало наблюдение, каждый посещает антикафе со своими друзьями и приятелями, и при этом не стремится завести новые знакомства. Коммуникация проходит в микро-группах, причем каждая из этих групп стремится как можно лучше сохранить свое пространство и следит за тем, чтобы никто его не нарушал.

Для «держателей антикафе» характерен определенный вид поведения с посетителями. Персонал с гостями выстраивает коммуникацию, связанную только с организационными моментами. Более глубокого, заинтересованного общения не происходило.

Посещают антикафе в основном студенты и взрослая молодежь, реже школьники.

В одном из антикафе наблюдалось четкое разделение на определенные зоны, общего пространства не было.

В таких видах заведений, как уже известно, существует самообслуживание. Полного самообслуживания нет ни в одном антикафе, которые ранее посещались. Везде оно частичное, что – то посетитель делает самостоятельно, а что-то выполняют «модераторы времени». (тем самым не предоставляя полной свободы действий самим посетителям).

В самом начале посещения антикафе, люди заходят именно теми микро – группами, которыми и будут проводить время. Уже при входе они таким образом дают понять, что не желают вступать в коммуникацию с кем – то из вне. Сами посетители ведут себя достаточно спокойно, но незаинтересованно по отношению к незнакомым им людям.

Причем есть еще одна очень важная вещь, которую нужно упомянуть. В антикафе, также проводятся различного рода мероприятия и развлекательные программы. Есть дни, когда посещение свободное и чем заняться посетители решают сами, а есть дни, когда антикафе само предлагает провести время другими способами. Когда проходят различные программы, то в антикафе наблюдается следующая обстановка: во – первых, в мероприятиях участвуют не все посетители антикафе, во – вторых, «модераторы времени» сами не участвуют в этих мероприятиях, а решают только организационные моменты и не предлагают оставшейся части посетителей принять участие в этих программах, в – третьих, в этих мероприятиях, опять – таки участвуют люди, которые уже знакомы друг с другом достаточно давно и из – за этого «новенькие» в этом коллективе чувствую себя дискомфортно, потому что они не могут поддержать тему разговора или хотя бы вступить в него с остальными, так как обсуждаются «свои темы», которые просто непонятны для них.

Как ранее уже говорилось, коммуникация находится на низком уровне между незнакомыми людьми. Попробовав вступить с кем-нибудь из посетителей антикафе в коммуникацию, убеждаешься на собственном опыте. Вначале наблюдается небольшая заинтересованность, затем проявление небольшого любопытства, но затем все это быстро исчезает. Человек все равно держится отстраненно, поверхностно, каждый стремится к своей группе людей, вернутся в знакомое для него окружение.

Существует еще одна тенденция, которая имеет отрицательное влияние для самого антикафе. Это их постепенное исчезновение с самарских улиц. Самой главной причиной является, это то, что их владельцам просто нечем платить за аренду.

Список используемой литературы:

1.Б.Г. Мосалев: «Досуг: методология и методика социологических исследований»

2.Менеджмент: Антикафе: «Как заработать на бесплатном чае и печенье».

Просмотров работы: 930