Интерес к такому психологическому явлению возник у учёных на рубеже XX – XXI вв. [1]. Изучение эмоционального интеллекта впервые активно стало развиваться в рамках зарубежной психологии такими учёными, как Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо, Д. Гоулмен, Бар-Она.
В ходе многочисленных исследований было выявлено, что индивиды, обладающие высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, лучше понимают не только окружающих, но и что не менее важно свои собственные эмоции. Эти индивиды более эффективно адаптируются в обществе [2]. Ранее, отечественными учёными, уже проводились исследования посвящённые изучению эмоционального интеллекта у подростков, учитывая гендерный аспект. По результатам исследования авторами было о замечено, что мальчики и девочки имеют очень высокий, высокий и нормальный уровень выраженности способности к эмоциональному отклику, и среди подростков участвующих в исследовании отсутствуют подростки с низким и очень низким уровнем [3].
Подростки это особая социальная группа, и исследование этой группы представляет для нас особый интерес. Подросток переживает один из самых эмоционально насыщенный период жизни человека. Подростковый возраст является одновременно возрастом социализации и индивидуализации. Это важный период жизни человека, подросток понимает, что он уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Насколько хорошо подростки понимают свои эмоции и владеют ими? На каком уровне находится эмоциональный интеллект подростков, который способствует пониманию собеседника? Существует ли на самом деле ярко выраженная дифференциация между эмоциональным интеллектом среди мужчин и женщин?
Целью нашего исследования выступает изучение уровня эмоционального интеллекта подростков города Самара в сравнительном анализе по гендерному признаку. В ходе исследования, мы хотим выяснить, какой уровень эмоционального интеллекта у подростков города Самара. У кого эмоциональный интеллект выше у женщин или мужчин. В какой степени подростки понимают свои эмоции и эмоции своего партнёра. Насколько сами респонденты оценивают свой уровень понимания своих эмоций и эмоций своего собеседника.
В исследовании мы используем такие методы сбора информации как анкетный опрос, для выяснения субъективной позиции респондента, а так же тест на определение эмоционального интеллекта Н. Холла, тест на определение эмоционального интеллекта Д. В. Люсина [4].
Список литературы
В. Домбровскис, С. Гусева, С. Чапулис / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 203-291.
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: ПГУ, 2011. – 388с
Александрова А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 617-622.
В. Люсин, Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИнД. Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22