В дошкольном детстве у ребенка должна быть сформирована подструктура самосознания, экологическая субкультура, которая определяет характер взаимодействия человека с миром. Именно она выступает источником и фактором дальнейшего экологического развития и саморазвития личности. Компонентами экологической субкультуры выступают: экологические установки, потребности, мотивы, желания, интересы, волевые интенции, экологические ориентации на идеал, опыт экологически целесообразной деятельности, экологическая культура как новообразование. О становлении экологической субкультуры личности ребенка дошкольного возраста свидетельствует появление экологических ценностных ориентации, экологически целесообразных отношений и поступков личности.
К дошкольному возрасту относится период детства от 3 до 7 лет. Именно в это время происходит интенсивное созревание и развитие систем и функций организма. Все это создает предпосылки для последующего становления личности ребенка, появления познавательных психических процессов и овладения различными видами деятельности, а также формированию и развитию экологического сознания.[1] Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.
В структуру экологического сознания входит ориентационный компонент, показателем которого являются экологические установки [2]. Ориентационный компонент представляет собой экологические ориентации и установки на прогнозирование влияния деятельности на экологическую ситуацию. Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической деятельности. Д.Н.Узнадзе под установкой понимает целостное динамическое состояние субьекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субьекта и соответствующей обьективной ситуацией .[3]. Экологическая установка - связь, создаваемая человеком, между обьектом природы и его профессиональной оценкой. Когда эта связь прочна, экологическая установка воспринимается - столкновение с обьектом природы в профессиональной деятельности вызывает соответствующую экологическую установку. Чем чаще твердят об установке, тем более прочной становится нить между обьектом и оценкой. И чем сильнее будет связь, тем легче ее воспринимать и тем сильнее становится установка любви - ненависти.[2]
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ведутся специальные курсы, техники для развития экологических установок детей. Как известно, социализация человека начинается с момента рождения и длятся всю жизнь. Дошкольное образование играет значимую роль в жизни ребенка. В ДОУ ему с детства закладываются определенные знания, установки, примеры поведения и т.д. На наш взгляд, можно предположить, что дети, посещающие ДОУ, быстрее и лучше усваивают информацию, и у них есть уже выработанные установки, с которыми им легче выстроить правильную картину мира и вести себя соответсвующе в определенной ситуации. Это и предстоит нам выяснить в ходе нашего исследования.
1. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное Москва: Институт практической психологии
2. Е.И.Чердымова Модель интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в вузе. Москва 2012, УРАО.
3. Узднадзе Д.Н. Психологические исследования - М.: Наука, 1966. – 450 с.