ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СССР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СССР

Азарян К.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное обеспечение в СССР - составная часть общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.

Фондами социального обеспечения являются бюджет государственного социального страхования, дополнительные ассигнования государства и отчисления колхозов. Право граждан на социальное обеспечение закреплено Конституцией СССР. Социальное обеспечение осуществляется в СССР полностью за счет общественных фондов, потребления. Расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть этих фондов.

В СССР ст. 43 Конституции СССР 1977 г. широко декларировала право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца.

Социальное обеспечение осуществлялось в следующих организационно-правовых формах:

- государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей;

- социальное страхование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социального страхования;

- социальное обеспечение колхозников за счёт централизованного союзного фонда «Социальное обеспечение колхозников»;

- социальное обеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнований государственного бюджета;

- дополнительные формы Социального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.).

Хотя каждая из форм социального обеспечения имела свою специфику с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования общественного фонда, из которого производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его, все они строились на единых общих принципах.

В качестве таких принципов рассматривались:

- всеобщность социального обеспечения (т. е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые виды обеспечения, независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.);

- всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство и т. д.);

- обеспечение за счёт государственных и общественных средств без каких-либо удержаний из заработной платы трудящихся;

- обеспечение в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по социальному обеспечению достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан).

Основными видами социального обеспечения в СССР являются:

- обеспечение рабочих, служащих, колхозников различными видами пособий (по временной нетрудоспособности, женщин пособиями по беременности и родам и т. д.);

- пенсионное обеспечение инвалидов, престарелых, а также семей, потерявших кормильца;

- содержание и обслуживание инвалидов и престарелых в специально созданных домах-интернатах;

- профессиональное обучение инвалидов и предоставление им посильной по состоянию здоровья работы; - обеспечение их протезами, ортопедическими изделиями, колясками, в том числе моторными, а инвалидов войны - также автомобилями с ручным управлением.

- обеспечение многодетных и одиноких матерей ежемесячными и единовременными пособиями.

В систему социального обслуживания включалось и социальное обслуживание. Оно включало в себя сеть домов-интернатов, в том числе и для детей-инвалидов, с полным государственным обеспечением, протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения; льготы инвалидам и некоторым другим категориям пенсионеров по проезду на внутригородском, воздушном, железнодорожном и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.

В ведении органов социального обеспечения находились техникумы-интернаты и профессионально-технические школы-интернаты, предназначенные для обучения и трудоустройства инвалидов.

Социальное обеспечение дополнялось бесплатной медицинской помощью, бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также государственными и общественными формами содержания и воспитания детей в яслях, детских садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских санаториях.

То, что в Советском Союзе декларировалось в официальных документах, далеко не всегда находило свою реализацию на практике. Например, многочисленные категории трудящихся вовсе не имели права на пенсионное обеспечение.

Во-первых, в стаж работы, дающий право на пенсию, не засчитывались годы труда в местах лишения свободы (и таким образом десятки и сотни тысяч людей, освободившихся из мест заключения, не получали пенсий из-за отсутствия достаточного трудового стажа, хотя они долгие годы трудились в тяжелых условиях заключения).

Во-вторых, не имели права на пенсию кустари, которые не причислялись к категории рабочих и служащих.

В-третьих, не назначались пенсии бывшим колхозникам, которые прекратили работу в колхозе до издания закона о пенсиях для колхозников (1964 г.) и стали престарелыми или инвалидами, не заработав трудового стажа в качестве рабочих и служащих.

В-четвертых, не получали пенсий многие люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности подтвердить установленным законом способом наличие у них необходимого стажа работы.

В-пятых, не получали пенсии престарелые или инвалиды, которые по тем или иным причинам не имели требуемого законом стажа работы, а установленные законом случаи назначения так называемых пропорциональных пенсий (при неполном стаже) по старости требовали ряда условий (например, наступления пенсионного возраста в момент работы по найму и т. д.). Размеры этих неполных пенсий были, как правило, незначительны.

Кроме того, размеры пенсий были весьма невелики. Так, по данным Научно-исследовательского института труда, прожиточный минимум в СССР в 1974 г. составлял 50 рублей на человека в месяц, тогда как минимальный размер пенсий по старости - 45 рублей в месяц (полная пенсия), минимальный размер пенсии для инвалидов второй группы - 45 рублей в месяц, а третьей группы - 21 рубль в месяц (при инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профзаболевания, пенсии были несколько выше). Минимальные размеры пенсий нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, составляли: 23 рублей в месяц на одного члена семьи; 45 рублей в месяц на двух членов семьи и 70 рублей в месяц на трех и более членов семьи. Если умерший кормилец семьи не имел полного трудового стажа, то минимальная пенсия на одного члена семьи составляла 5 рублей в месяц; на двух членов семьи - 11 рублей в месяц; на трех- и более членов семьи - 17 рублей в месяц.

Принятый в 1964 г. закон о пенсиях для колхозников устанавливал, при наличии определенного стажа работы в колхозе, минимальные пенсии в размерах от 16 рублей до 35 рублей в месяц (в зависимости от степени утраты трудоспособности и других условий).

Что касается пособий для матерей-одиночек (т. е. для женщин, не состоящих в замужестве, при неустановленном судебным порядком отцовстве, дающем право на получение алиментов), то их размер также был весьма низок. Государственные пособия одиноким матерям выплачивались в следующих размерах: на одного ребенка - 5 рублей в месяц (примерная стоимость 15 литров молока), на двух детей - 7 рублей 50 копеек в месяц, на трех и более детей - 10 рублей в месяц.

Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала существовать. Обретя государственный суверенитет, Россия встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Просмотров работы: 4445