АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Впервые эффект неравномерного распределения информации на рынке (асимметрию информации) описал Кеннет Эрроу в своей статье «Неопределённостьиэкономикаблагосостояниявздравоохранении»в 1963г.

Более подробно данный вопрос раскрыл Джордж А. Акерлоф в работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм», построив математическую модель рынков с асимметричной информацией.

Так или иначе, эта проблема и на сей день остается актуальной в силу того, что неопределенность экономической деятельностиснижает ее эффективность, и рассматривается в рамках как микроэкономики, так и институциональной экономики, а также отдельные ее последствия нашли отражение в проблематике, изучаемой экономикой общественного сектора[1].

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов асимметрии информации и ее влияния на экономический выбор.

В качестве объекта изучения выступают контрактные отношения.

Предметом работы обозначим асимметрию информации на рынке и ее последствия.

Задачи, поставленные для выполнения в ходе работы:

  • ознакомление с понятийным аппаратом изучаемой проблемы;

  • рассмотрение механизмов функционирования рынков с асимметрией информации;

  • выявление эффектов, возникающих в результате недостаточной осведомленности одной из сторон сделки;

  • изучение возможных способов преодоления эффектов асимметрии информации;

  • формулировка выводов.

В качестве информационных источников используется учебно-методическая литература по экономической теории, институциональной экономике, а также ресурсы сети Интернет.

1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ

С АСИММЕТРИЕЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Понятие асимметрии информации

Асимметрия информации (informationasymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет [2].Сторона, обладающая большим объемом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом, однако, в этом случае существует риск возникновения оппортунистического поведения.

Оппортунистическое поведение – стремление к личной выгоде с использованием коварства, просчитанных усилий по сбиванию с правильного пути, обмана, сокрытия информации и других действий [3].

Можно выделить три типа оппортунистического поведения, которые соответствуют разным видам асимметрии информации:

  • покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hiddencharacteristics), которая может привести к неблагоприятному отбору (adverseselection);

  • скрытые действия (hiddenaction), или скрытая информация (hiddeninformation), которые приводят к моральному риску (moralhazard) той стороны, которая обладает информацией;

  • скрытые намерения (hiddenintentions) партнера по сделке таят в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения — вымогательства (hold-up).

Ниже приведено более подробное описание каждого из перечисленных эффектов, возникающих в результате несимметричного распределения информационных ресурсов между контрагентами. Далее рассмотрим состояние рынка в условиях асимметрии информации.

1.2 Спрос на товар неизвестного качества как показатель

влияния асимметрии информации на экономический выбор

Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества – это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выяснится позже, в процессе использования покупки.

Простым примером такой ситуации служит покупка электрической лампочки. Отдельные экземпляры имеют различный срок службы. Вы сможете выяснить, сколько проработает купленная вами лампочка, только тогда, когда она перегорит.

Продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, различаются ли они "на самом деле". И если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере на момент покупки, то это – единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар. Неполнота информации о товаре означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

Возьмем, к примеру, излюбленный аксессуар теории вероятностей – урну с шарами. Допустим, что потребитель готов заплатить за белый шар 60 руб.; черные шары ему нравятся меньше, и он согласен заплатить за черный шар только 10 руб. Но ему предлагают вытянуть шар, не заглядывая в урну. Какую сумму он согласится заплатить за такую возможность? Если он знает, что черных и белых шаров в урне поровну, он, вероятно, оценит возможность покупки шара неизвестного цвета в (60 + 10)/2 = 35 руб. Но если он знает, что белые шары составляют только 20% общего числа, а остальные 80% - черные шары, то он согласится участвовать в сделке при цене не выше 0,2*60 + 0,8*10 = 20 руб.

Обобщая, можно сказать, что если для белого и черного шаров цена спроса равна соответственно Р1и Р2, а доли шаров каждого цвета составляют w1и w2, то цена спроса на "шар неизвестного цвета" равна Р* = w1Р1 + w2Р2. Если же ассортимент шаров шире и включает шары различных цветов, то

P*=k=1nwkPk .

Каждая из величин wkесть в то же время вероятность того, что случайно извлеченный шар имеет k-тый цвет, так что цена Р* есть математическое ожидание цены спроса на шар случайного цвета.

Заметим, что цена спроса на "шар неизвестного цвета" тем выше, чем больше доля дорогих (более привлекательных) шаров в урне; с уменьшением этой доли падает и цена спроса.

Здесь неявно использовано предположение, что покупатель нейтрален по отношению к риску. Если, например, покупатель несклонен к риску, то цена спроса окажется меньше приведенного здесь значения Р*. Учет особенностей отношения покупателей к риску излишне усложнил бы дальнейший анализ эффектов, связанных с асимметрией информации. Основной вывод – возрастание цены спроса с ростом доли более привлекательных шаров в урне – остается в силе при любом типе потребительского отношения к риску. Поэтому ради простоты мы считаем, что потребители рисконейтральны[4].

Если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара, их желание купить товар описывалось бы обычной функцией спроса, причем каждому уровню качества соответствовала бы своя функция QD(P, k), где k – показатель качества. Ограниченность информации, имеющейся у покупателя, состоит в следующем: он знает, какие на рынке имеются товары (т. е. знает множество значений показателя k), и, кроме того, знает доли wkтоваров каждого уровня качества на рынке, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющемся на рынке товаре.

Как отмечалось, в подобных условиях цена спроса формируется как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная по рыночным объемам предложения (или, что равносильно, по долям) товаров различного качества. Для описания этого процесса удобно воспользоваться обратными функциями спроса – PD(Q, k). Обратная функция спроса в условиях неполной информации описывается равенством:

PDQ=k=1nwk PD(Q,k) ,

где PDQ – обратная функция спроса на рынке,

wk - доля товара k-го уровня качества на рынке,

PDQ, k – обратная функция спроса на товар k-го уровня качества.

Таким образом, формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (илисмесьтоваров различного качества) естьвертикальное усреднениекривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.

1.3Равновесие рынка с асимметричной информацией

Рассмотрим сначала рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что товар неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить уже упоминавшийся рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и покупатель, может оценить продолжительность их свечения лишь статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик[5].

Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара, т. е. информация распределена между участниками сделок асимметрично. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально.

Основы теории рынков с асимметричной информацией были изложены в статье Дж. Акерлофа,в качестве примера для демонстрации предлагаемого подхода использовавшего рынок подержанных автомобилей.

Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые выявляются только в ходе эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистическими характеристиками группыавтомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая цена для всей группы - и для лучших образцов, и для «лимонов» («лимонами» на американском сленге называют некачественные автомобили)[6].

Допустим, что в начальный момент по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и «лимонов» (для простоты будем считать, что существуют только две градации качества). Цена спроса окажется простой средней арифметической из цен спроса хороших и плохих автомобилей (соответствующая кривая спроса на рисунке 1 обозначена какD0,5).

Рисунок 1 - Формирование спроса на товар неизвестного качества

На данном рисунке D1, D0 – кривые спроса на хорошие и плохие единицы товара; D0,75, D0,5, D0,25– кривые спроса на товар неизвестного качества, в котором на хорошие единицы приходится доля 0,75, 0,5, 0,25 соответственно.

Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, но обладателей плохих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих – возрастет. Допустим, теперь на рынке хорошие автомобили будут составлять только 25%, а на плохие будет приходиться 75% рынка. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится (теперь он будет представлен кривой D0,25). Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей отказаться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена спроса и т. д. В конце концов, хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов». Асимметрия информации в этом случае полностью заблокирует сделки с хорошими автомобилями, хотя при полной информированности покупателей эти автомобили могли бы продаваться и покупаться по своей равновесной цене. Блокировка не возникла бы и в случае неполной, но симметричной информации (как в примере с лампочками): у продавцов хороших автомобилей, не знающих, что их автомобили хорошие, были бы точно такие же мотивы к продаже, как у владельцев «лимонов».

Рассмотрим условия равновесия на рынке с асимметричной информацией.Прежде всего заметим, что продавцы различают единицы товара с разными градациями качества, и для каждой градации устанавливается своя функция предложения. Графическое отображение данной ситуации приведено на рисунке 2.

а– S1иS0, S– общая кривая предложения на рынке;

б– структура предложения в зависимости от цены

Рисунок 2 – Объем и структура предложения товара неизвестного качества

Так как все единицы продаются одной и той же цене, общий рыночный объем предложения товара при каждом значении цены представляет собой сумму объемов, предлагаемых по данной цене, по всем градациям:

QSP=k=1nQS(P,k),

где QSP– общий рыночный объем предложения при цене Р;

QSP,k– объем предложения товара k-го уровня качества при цене Р.

То есть кривая предложения, с которым встречаются покупатели, формируется как горизонтальная сумма соответствующих кривых для отдельных градаций.

Особенность рассматриваемого типа рынка состоит в том, что от цены зависит не только общий объем, но структура предложения, т. е. соотношение объемов товара разных градаций качества (данная ситуация представлена на рисунке 2б). Доли общего объема предложения, приходящиеся на каждую градацию качества, выражаются равенством:

wkP=QS(P,k)QS(P),k = 1, 2, …, n

Каждая из кривых спроса, приведенных на рисунке 1, построена для фиксированной структуры предложения, которая в рассматриваемом простом случае представлена долей хороших изделий. Однако структура предложения в свою очередь зависит от цены. Таким образом, равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объем спроса равен объему предложения.

Равновесная цена (Р), объем (Q) и структура продаж (w1,w2, ..., wn) должны удовлетворять системе уравнений

P=k=1nwkPD(Q,k),

Q=k=1nQS(P,k),

wk=QS(P,k)Q , k = 1, 2, …, n.

Характер равновесия, которое в итоге установится на рынке, зависит от различных обстоятельств, из которых выделим степень различия градациями качества. На рисунке 3 представлены три типа равновесия для случая двух градаций. Кривые спроса на хорошие и плохие экземпляры обозначены соответственно D1иD0, кривые предложения – S1и S0; кривая суммарного предложения обозначена S.

а– в состоянии равновесия на рынке предлагаются обе градации качества, в точке равновесия выполняется соотношение РE= (P0Q0+ P1Q1) / QE;

б– хорошие единицы полностью вытеснены с рынка;

в– равновесный объем сделок равен нулю

Рисунок 3 – Типы равновесия на рынке с асимметричной информацией

При сравнительно небольшой дифференциации качества (данной ситуации соответствует рисунок 3а) устанавливается равновесие, при котором на рынке представлены обе градации товара. Здесь кривая DEпоказывает спрос при равновесной структуре продаж. Точка равновесия Ерасположена таким образом, что выполняется соотношениеPE=P0Q0QE+P1Q1QE.

При большей дифференциации хороший товар полностью вытесняется плохим – имеет место так называемый эффект "лимонов", графическое представление такого равновесия отражено на рисунке 3б. Наконец, плохой товар может быть настолько плох, что при любом объеме цена спроса на него меньше цены предложения, и сделки на таком рынке не состоятся вовсе (данная ситуация представлена на рисунке 3в).

2 ЭФФЕКТЫ (ПОСЛЕДСТВИЯ) АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР

2.1 Понятие и примеры неблагоприятного отбора

Если бы асимметрия информации и порождаемые ею эффекты сказывались только на рынках подержанных вещей, едва ли она заслуживала бы того внимания, которое сегодня уделяется ей в экономической науке. Но в действительности она распространена весьма широко; вероятно, не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других – весьма значительно. В примере, рассмотренном в предыдущей главе, продавцы располагали конкретной информацией о товаре, покупатели оценивали его статистически. Такая ситуация характерна для товарных рынков, но не только для них. Подобные явления наблюдаются на рынках труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем[7]. Следствием будет соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке будет подчинено тем же условиям, которые мы рассмотрели для случая товарного рынка.

Но возможна и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец.

В качестве примера рассмотрим рынок страховых услуг. Пусть для определенности речь идет о страховании строений от пожара. Страховая фирма (продавец услуги) знает, что на 1000 одноэтажных деревянных строений в течение года в среднем приходится один пожар. Пренебрежем рискофобией страховой фирмы, ее трансакционными затратами и т. д. и будем считать, что она устанавливает годовой страховой взнос в размере 1/1000 стоимости строения. Таким образом, собираемая фирмой сумма страховых взносов окажется как раз достаточной для выплаты погорельцам – при условии, что страхуются все строения такого рода.

Но в действительности покупатели страховых услуг – страхователи – сами принимают решения о том, стоит ли им страховать свое строение. Скажем, господин А – ответственный и хозяйственный человек, следящий за состоянием электропроводки и другимивозможными источниками пожара, и такими же свойствами обладают владельцы соседних домов. Для него вероятность пожара значительно меньше 1/1000. Если он нейтрален по отношению к риску, то условия страхования для него невыгодны, и он, по всей вероятности, откажется от страхования.

Господин Б владеет таким же домом. Он рассеян и легкомыслен (и знает об этом), он нередко забывает о чайнике, оставленном на газовой плите и курит в постели. Да и соседи его не лучше, что дополнительно повышает вероятность пожара. В целом для господина Б она оказывается значительно выше 1/1000, и, скорее всего, он застрахует свой дом.

Итак, владельцы домов, вероятность пожара в которых меньше 1/1000 откажутся от страхования, а те, для кого вероятность выше этого уровня, купят страховку. Но вероятность, равная 1/1000 исчислена по всем строениям рассматриваемого типа; она равна среднему значению из индивидуальных вероятностей для отдельных домов. Но все застрахованные на рассматриваемых условиях дома характеризуются вероятностью пожара, превышающей 1/1000. Допустим, что в целом для застрахованных домов эта вероятность составит 1/1000 и что фирма с учетом этого обстоятельства удваивает размер страхового взноса. Но на этих условиях откажутся страховаться и те владельцы домов, для которых вероятность пожара лежит между 1/1000 и2/1000.

Рассмотрим ситуацию в более общем виде. Пусть объекты страхования имеют различные вероятности рiнаступления страхового случая в течение периода страхования и для множества объектов средняя вероятность равна Р. Рисконейтральная страховая фирма, функционирующая без затрат, устанавливает страховой взнос в размере доли Р от стоимости объекта. Но владельцы объектов, для которых рi

Просмотров работы: 3801