ПРОБЛЕМЫ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Политическое, экономическое, социальное значение спортивных побед в современном мире постоянно возрастает, они способствуют как прославлению победителей и призеров соревнований, так и повышению престижа стран, представляемых спортсменами-триумфаторами. Однако непрекращающийся рост спортивных рекордов порождает весьма острое соперничество на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных турнирах, и, естественно, организм спортсменов подвергается высочайшим по интенсивности и объемам (нередко чрезмерным) тренировочным и соревновательным нагрузкам. Все упомянутые факторы побудили спортсменов и специалистов, работающих в спорте и смежных с ним сферах, заниматься не только совершенствованием системы отбора и подготовки спортивных талантов, техники и тактики видов спорта, улучшением материальной базы и решением организационных вопросов, но и изыскивать всевозможные, нередко неблаговидные способы, направленные на обеспечение победы на спортивных аренах любой ценой.

Одним из таких путей является широкое использование в спорте различных лекарственных средств, применяемых в избыточных количествах, неестественными методами, идущими в разрез с интересами здоровья спортсменов, принципами спортивной этики. Эти средства, с одной стороны, стимулируют работоспособность спортсменов, а с другой — нарушают естественный ход физиологических и психологических процессов в организме спортсмена. Эти вещества и методы классифицируются как допинг, и их применение в спорте запрещено [14]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема допинга в настоящий момент является одной из центральных проблем современного спорта, поскольку употребление допингов спортсменами не только наносит ущерб их здоровью, но и подрывает основы спорта.

Данная проблема не является до конца решенной и с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще.

Цель исследования: выявить основные юридические проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации.

Объектом исследования является комплекс правовых норм о физической культуре и спорте Российской Федерации.

Предмет исследования – антидопинговое законодательство в Российской Федерации.

Рабочая гипотеза: Совершенствование антидопингового законодательства позволит решить основные проблемы, возникающих в ходе борьбы с применением допинга в Российской Федерации. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации основных юридических подходов к борьбе с допингом на основе научного анализа антидопингового законодательства в Российской Федерации.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Идентифицировать нормы, регулирующие отношения в сфере борьбы с допингом в системе российского права и законодательства.

  2. Изучить практику правового регулирования борьбы с допингом в зарубежных странах.

  3. Проанализировать генезис антидопингового законодательства в России и его развитие.

  4. Выявление и постановка основных юридических проблем антидопингового законодательства Российской Федерации.

  5. Определить и предложить возможные пути совершенствования антидопингового законодательства Российской Федерации в виде рекомендаций.

ДОПИНГ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С НИМ

Понятие «допинг» было введено в спорт в 1865 году (по другим данным, значительно раньше) и долгое время связывалось со стимуляцией лошадей во время скачек.

Первоначально под допингом понималось использование субстанций, искусственно повышающих эффективность выступлений. Наиболее полным можно считать определение допинга, данное Международным конгрессом по спортивной медицине (Страсбург, 1965 г.): «Допинг – это введение в организм человека любым путем вещества, чуждого этому организму, какой-либо физиологической субстанции в ненормальном количестве или какого-либо вещества неестественным путем для того, чтобы искусственно и нечестно повысить результат спортсмена во время выступления на соревнованиях».

В узком смысле слова данное определение не потеряло своего значения и сегодня, хотя с точки зрения противодействия нечестным подходам к достижению высоких спортивных результатов оно является неполным и недостаточным. Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА определяет допинг как нарушение одного или нескольких антидопинговых правил [44].

К нарушениям антидопинговых правил Кодекс ВАДА относит:

■ наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена;

■ использование либо попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода;

■ отказ или непредоставление проб без уважительной причины после получения официального уведомления или любое другое уклонение от сдачи проб;

■ нарушение существующих требований относительно доступности спортсмена для взятия у него проб во время внесоревновательного периода, включая непредоставление информации

о местонахождении спортсмена и пропуски тестов;

■ фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля;

■ обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами;

■ распространение или попытка распространения запрещенной субстанции или запрещенного метода;

■ назначение или попытка назначения спортсмену запрещенного метода или запрещенной субстанции, помощь, потворство, подстрекательство, пособничество, сокрытие или любой другой вид соучастия [12].

Кодекс ВАДА принимает правило строгой ответственности, введенное Антидопинговым кодексом олимпийского движения. Согласно данному принципу, ответственность лежит на спортсмене, поэтому обнаружение в пробе спортсмена запрещенной субстанции всегда определяется как нарушение антидопинговых правил. Как уже упоминалось, началом современной истории борьбы с допингом можно считать 20-е годы XX века. Первой спортивной федерацией, запретившей использование стимуляторов, стала Международная ассоциация легкоатлетических федераций. Это произошло в 1928 году. Позже ее примеру последовали и другие международные федерации, однако из-за отсутствия системы выявления запрещенных субстанций принимавшиеся меры были недостаточно эффективными. Проблема усугубилась с изобретением в 1930-м синтетических стероидов и широким их использованием в 1950-х.

МОК ввел допинг-контроль на Олимпийских играх начиная с 1968 г. и долгое время боролся с этим злом практически в одиночку. Ситуация начала меняться в конце 80-х - начале 90-х гг., когда некоторые МСФ согласились проводить допинг-контроль не только во время официальных соревнований, но и выборочно, без предварительного предупреждения, во время тренировочного процесса. Но настоящее наступление на допинг началось, пожалуй, после того, как летом 1998 г. МОК принял решение о проведении Международной конференции по допингу в спорте. 20 августа 1998 г. на совещании президента МОК, четырех вице-президентов и председателя Медицинской комиссии МОК были определены четыре темы, которые предстояло обсудить участникам конференции: "Защита атлетов", "Правовые и политические аспекты", "Этика и профилактическое образование", "Финансовые аспекты". Руководителями рабочих групп, которым надлежало осуществить подготовку к дебатам, стали вице-президенты МОК. Всемирная конференция по допингу в спорте прошла в Лозанне со 2 по 4 февраля 1999 г. В ней приняли участие более 600 человек - представителей международного олимпийского и спортивного движения, правительств, межправительственных и неправительственных организаций. Итогом работы конференции стала Лозаннская декларация о допинге в спорте, в которой нашли отражение наиболее принципиальные положения по шести разделам: "Образование, профилактика и права спортсменов", "Антидопинговый кодекс олимпийского движения", "Санкции", "Международное независимое антидопинговое агентство", "Ответственность МОК, МСФ и Спортивного арбитражного суда", "Сотрудничество олимпийского движения с общественными организациями".

В первом разделе говорится о том, что Олимпийская клятва должна распространяться на тренеров и других официальных лиц, включать уважение к принципам единства, этики и честной игры в спорте, а также о необходимости интенсифицировать образовательные и профилактические кампании, направленные главным образом на молодежь, спортсменов и их окружение; соблюдать полную открытость во всех видах деятельности по борьбе с допингом, за исключением тех случаев, когда конфиденциальность необходима для защиты основных прав спортсменов [35].

Что касается Антидопингового кодекса олимпийского движения, то его решили принять в качестве основы для борьбы с допингом, который определяется как использование искусственных приемов (как веществ, так и методов), потенциально опасных для здоровья спортсменов и/или способных улучшить их спортивные выступления. Антидопинговый кодекс олимпийского движения должен применяться ко всем спортсменам, тренерам, инструкторам, официальным лицам и ко всему медицинскому персоналу, работающему со спортсменами, участвующими в соревнованиях или в тренировкам к соревнованиям, организованным в рамках олимпийского движения. В вопросе о санкциях определено, что минимально требуемое наказание за использование сильных допинговых веществ или запрещенных методов - отстранение спортсмена за первое нарушение от всех соревнований на двухгодичный срок и что к тренерам и официальным лицам, виновным в нарушениях Антидопингового кодекса олимпийского движения, должны применяться более строгие санкции.

Обсуждая ответственность МОК, МСФ и Спортивного арбитражного суда, участники Всемирной конференции по допингу в спорте договорились, что МОК и МСФ сохраняют определенные полномочия и ответственность в применении правил по допингу в соответствии с их собственными процедурами. Следовательно, решения, вынесенные в первой инстанции, находятся под исключительной ответственностью МСФ или, в ходе Олимпийских игр, МОК. Вместе с тем в качестве последней инстанции, когда их собственные процедуры исчерпаны, МОК и МСФ признают полномочия Спортивного арбитражного суда [8].

Наконец, на конференции была подчеркнута необходимость усилить сотрудничество в борьбе против допинга спортивных организаций и структур государственной власти, так как именно государственные власти несут ответственность за определение санкций по отношению к торговцам запрещенными допинговыми средствами, а также в тех случаях, когда нарушение влечет за собой наказание, выходящее за рамки спортивных санкций. Была достигнута договоренность и о том, что при содействии олимпийского движения структуры государственной власти несут ответственность за приведение в соответствие национального и международного законодательства, которое относится к допингу; будут предпринимать совместные акции в сфере образования, научных исследованиях, социальных программах по защите спортсменов. Одним из наиболее принципиальных решений конференции стало решение создать независимое международное антидопинговое агентство, в котором были бы представлены олимпийское движение, правительственные и соответствующие межправительственные организации. На реализацию этой цели олимпийское движение сразу же выделило 25 млн долларов. И 10 ноября 1999 г. в Лозанне прошло учредительное заседание Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Первым председателем Совета основателей ВАДА стал вице-президент МОК Ричард Паунд (Канада). Наступление на допинг МОК продолжил на своей 110-й сессии, которая прошла в Лозанне 11-12 декабря 1999 г., приняв следующие решения:

1. Клятва олимпийцев должна включать положение о спорте без допинга. Точный текст должен быть согласован с "Комиссией атлетов".

2. Чтобы получить допуск на Олимпийские игры, каждый атлет должен иметь "паспорт" с информацией, позволяющей проводить эффективный допинг-контроль и следить за состоянием его здоровья. Такую систему должно внедрить ВАДА.

3. Как организация, ответственная за допинг-контроль во время Олимпийских игр, МОК будет проводить внесоревновательный допинг-контроль атлетов параллельно с процедурой их аккредитации.

4. В случае апелляции против санкций проба "В" должна пройти тест в лаборатории, отличной от той, где проверялась проба "А". ВАДА должно внедрить такую систему.

5. Вид спорта, где не следуют Антидопинговому кодексу олимпийского движения, в частности не проводят внесоревновательных проверок в соответствии с правилами ВАДА, не может оставаться в программе Олимпийских игр. Если это относится к видам спорта, признанным МОК, то они потеряют такое признание [32].

Что касается ВАДА, то его первым практическим шагом стало проведение 2073 тестов на допинг перед Играми XXVII Олимпиады. Были выявлены 23 нарушителя. Их имена не были обнародованы, но никого из них к участию в Играх не допустили. Во время Игр в Сиднее МОК проводил допинг-кон троль и обнаружил 11 положительных проб. Все нарушители были наказаны. Шесть спортсменов лишились медалей, в том числе трое - румынская гимнастка Андреа Радучан, болгарская тяжелоатлетка Изабелла Драглева и германский борец Александр Ляйпольд - золотых. Без риска ошибиться можно предположить, что в новом веке активная борьба с допингом в спорте будет продолжена. Во всяком случае бюджет ВАДА на 2001 год утвержден в размере 14 млн долларов США, 5 млн из которых пойдет на научные исследования, 3 млн 500 тыс. - на проведение 3500 тестов во внесоревновательный период, 1 млн 250 тыс. - на образовательные программы.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что благодаря последовательным усилиям МОКа борьба за чистоту спорта, в частности борьба с допингом, приобрела в последние годы конкретные очертания и ориентиры. Взяв более 30 лет назад курс на борьбу с допингом в спорте, МОК сумел привлечь к ней всех участников олимпийского движения, а также международную общественность, в том числе правительственные и межправительственные организации. Конкретным проявлением этого стало проведение Всемирной конференции по допингу в спорте и создание Всемирного антидопингового агентства. Дальнейший прогресс в борьбе с допингом зависит от того, в какой мере все заинтересованные стороны будут выполнять взятые на себя обязательства. Причем не только в области совершенствования методов допинг-контроля и ужесточения наказания для нарушителей. Существенное внимание должно быть уделено профилактическим мерам. Таким, например, как разработка специальных программ, направленных на пропаганду среди молодежи принципов этики и честной игры в спорте, разъяснение пагубных последствий применения запрещенных препаратов и методов [35].

БОРЬБА С ДОПИНГОМ В МИРЕ. ВСЕМИРНАЯ АНТИДОПИНГОВАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ БОРЬБУ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ

Роль и ответственность всех участников борьбы с допингом в спорте определены в части 3 Кодекса ВАДА. Основу системы противодействия допингу составляют антидопинговые организации, которые Кодекс ВАДА определяет как подписавшиеся стороны, ответственные за разработку антидопинговых правил, направленных на планирование, проведение и обеспечение эффективности мероприятий допинг-контроля [11].

Антидопинговыми организациями являются Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие оргкомитеты крупных международных соревнований, которые проводят тестирования на своих соревнованиях, ВАДА, международные федерации, национальные олимпийские и паралимпийские комитеты и национальные антидопинговые организации.

Если ВАДА выполняет функцию методологического и координирующего центра, то основными антидопинговыми организациями для страны и вида спорта являются национальные антидопинговые организации и международные федерации. Национальные антидопинговые организации должны разработать национальные антидопинговые правила, а международные федерации – свои антидопинговые правила. Эти правила соответствуют основным положениям Кодекса ВАДА и приводят механизмы реализации его положений в соответствие с условиями страны или конкретного вида спорта. Так, несмотря на то что санкции в отношении спортсменов, нарушивших антидопинговые правила, принимаются в строгом соответствии с Кодексом ВАДА, механизмы расследования и принятия решений могут быть различными в разных странах. Это же относится и к процедуре выдачи разрешения на терапевтическое использование.

Юрисдикция международных федераций распространяется на спортсменов международного уровня, национальных антидопинговых организаций – на спортсменов национального уровня. При этом любая антидопинговая организация имеет право тестировать любого спортсмена независимо от его уровня. Помимо разработки правил антидопинговые организации несут ответственность за их реализацию в рамках своей юрисдикции.

В ряде регионов мира для оказания помощи в организации противодействия допингу странам, где эти службы только начинают развиваться, создаются региональные антидопинговые организации.

В признании соответствия страны Кодексу ВАДА ключевая роль принадлежит ее правительству. Согласно положениям Конвенции ЮНЕСКО, правительства должны содействовать антидопинговым организациям и антидопинговым лабораториям, финансировать мероприятия допинг-контроля, образовательные и научные программы, регулировать оборот биологически активных добавок. Законодательство стран, присоединившихся к Конвенции ЮНЕСКО, должно быть приведено в соответствие с ней в части противодействия допингу в спорте. ВАДА осуществляет регулярный мониторинг соответствия стран Всемирному антидопинговому кодексу, результаты которого один раз в два года обсуждаются на исполкоме и совете учредителей ВАДА. Одним из последствий признания страны, не соответствующей Кодексу ВАДА, может стать, например, отказ в проведении крупных спортивных мероприятий на территории этой страны.

Анализ проб спортсменов осуществляется в антидопинговых лабораториях, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА. Сейчас в мире насчитывается 34 аккредитованные лаборатории, одна из которых расположена в Москве. Получение аккредитации производится в случае соответствия лаборатории Международному стандарту для лабораторий.

Несмотря на то что национальные спортивные федерации не являются антидопинговыми организациями, их роль в противодействии допингу очень велика. Антидопинговые правила международных федераций и национальных антидопинговых организаций реализуются на уровне национальных федераций, от которых в большой степени зависит эффективность антидопинговых мероприятий [44].

В соответствии с Кодексом ВАДА, спортсмены, а также тренеры, врачи, менеджеры команд и другие специалисты обязаны знать и соблюдать антидопинговые правила. Спортсмены должны быть доступными для взятия проб, нести ответственность за то, что они употребляют в пищу и используют при подготовке к соревнованиям. Персонал, в свою очередь, должен сотрудничать при реализации программ тестирования спортсменов и способствовать формированию негативного отношения спортсменов к допингу [4].

Международный спортивный арбитражный суд, расположенный в Лозанне, является высшей судебной инстанцией, которая рассматривает международные споры в области спорта.

Это специализированный третейский суд, решения которого имеют обязательную силу для всех участников международных спортивных соревнований и обжалованию не подлежат [36].

Всемирная антидопинговая программа введена Кодексом ВАДА и другими документами агентства и имеет три уровня. Документы первых двух уровней являются обязательными для антидопинговых и спортивных организаций, документы третьего уровня носят рекомендательный характер [44].

К первому уровню Всемирной антидопинговой программы относится Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА, который был принят в Копенгагене 3 марта 2003 года на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте.

Международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, ВАДА, национальные антидопинговые организации и организаторы крупных спортивных соревнований подписали Кодекс ВАДА и тем самым приняли его перед Олимпийскими играми 2004 года в Афинах. Все перечисленные организации называются подписавшимися сторонами. По мере появления новых антидопинговых организаций количество подписавшихся сторон увеличивается. В 2009-м статус подписавшейся стороны получило Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» [35].

Кодекс ВАДА содержит антидопинговые правила, которым должны следовать спортсмены и антидопинговые организации во всех странах и видах спорта. Кодекс позволяет унифицировать принципы борьбы с допингом: пробы у всех спортсменов берутся по одной и той же схеме, к нарушителям одних и тех же правил применяются одинаковые санкции и т.д.

Антидопинговые правила, как и правила соревнований, – спортивные правила, по которым проводят соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать [9].

В ноябре 2007 года в Мадриде на Всемирной конференции по борьбе с допингом была принята новая редакция Кодекса ВАДА, которая вступила в силу с 1 января 2009-го. Ко второму уровню относятся международные стандарты. Таких стандартов пять:

  1. Запрещенный список.

Запрещенный список представляет собой перечень запрещенных в спорте субстанций и методов. Список обновляется не реже одного раза в год. Субстанция или метод могут попасть в запрещенный список, если отвечают двум из трех критериев:

■ помогают спортсмену получить преимущество над соперниками,

■ опасны для здоровья спортсмена,

■ противоречат духу спорта.

Также субстанция или метод должны быть внесены в запрещенный список, если они способны маскировать использование других запрещенных субстанций и методов.

2. Стандарт терапевтического использования.

Спортсмен имеет право использовать запрещенные субстанции или методы в терапевтических целях при условии получения разрешения от антидопинговой организации. Цель Международного стандарта терапевтического использования – гармонизировать процесс предоставления разрешения на терапевтическое использование в различных видах спорта и странах.

Критериями выдачи разрешения являются:

■ возможность значительного ухудшения состояния здоровья спортсмена, если в процессе лечения какого-либо острого или хронического заболевания он не сможет использовать запрещенную субстанцию или запрещенный метод;

■ терапевтическое использование запрещенной субстанции или запрещенного метода не приведет к дополнительному улучшению спортивных результатов, кроме ожидаемого улучшения, связанного с возвращением к нормальному состоянию здоровья под воздействием терапевтического эффекта от применения данной субстанции или метода;

■ отсутствие разумной терапевтической альтернативы использованию запрещенной субстанции или запрещенного метода;

■ необходимость использования запрещенной субстанции или запрещенного метода не может быть следствием, полностью или частично, предыдущего нетерапевтического использования субстанций из запрещенного списка.

3. Стандарт тестирования.

Целью применения Международного стандарта тестирования является эффективное планирование тестирования и сохранение целостности и идентичности проб начиная с момента уведомления спортсмена и до отправки пробы в лабораторию.

4. Лабораторный стандарт.

Международный стандарт для лабораторий обеспечивает получение достоверных результатов при анализе допинг-проб. Также он позволяет создать для всех аккредитованных лабораторий единую гармонизированную схему предоставления результатов и отчетов. Кроме того, в стандарте перечислены критерии, которым должны соответствовать аккредитованные ВАДА лаборатории.

5. Стандарт по защите частной информации.

Основная цель данного стандарта – обеспечение защиты частной информации, которая используется в процессе осуществления любых мероприятий, направленных на противодействие допингу в спорте.

Третий уровень Всемирной антидопинговой программы включает в себя модели лучших практик и руководства ВАДА. Он носит рекомендательный характер, облегчая антидопинговым организациям разработку их собственных документов и проведение основных антидопинговых мероприятий [4].

Несмотря на главенствующую роль Кодекса ВАДА, существует ряд ограничений, которые препятствуют прямому использованию документа в разных странах.

Так, правительства не могут выступать подписавшимися сторонами, поскольку Кодекс ВАДА разработан и принят неправительственной организацией. Поддержка кодекса правительством подтверждается подписанием Копенгагенской декларации о борьбе с допингом в спорте и присоединением к Конвенции ЮНЕСКО. Конвенция ЮНЕСКО «О борьбе с допингом в спорте» была принята 19 октября 2005 года в Париже. Российская Федерация ратифицировала ее одной из первых 27 декабря 2006 года.[9]

Прямому применению положений Кодекса ВАДА препятствуют особенности законодательства отдельных стран, а также различие требований, предъявляемых к организации и проведению спортивных мероприятий в различных видах спорта. В связи с этим многие разделы кодекса – рамочные и позволяют антидопинговым организациям разрабатывать правила, учитывающие особенности национальных законодательств, особенности видов спорта и особенности организации крупных спортивных мероприятий [24].

7 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В статье 26 закона впервые определены такие понятия, как «допинг», «допинг-контроль», «общероссийская антидопинговая организация», «общероссийские антидопинговые правила» и ряд других.

Определены обязанности федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, общероссийской антидопинговой организации по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним [47].

БОРЬБА С ДОПИНГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «РОССИЙСКОЕ АНТИДОПИНГОВОЕ АГЕНТСТВО «РУСАДА»

На протяжении последних лет был проведен ряд законодательных, организационных и структурных преобразований, направленных на предотвращение использования запрещенных средств и методов в спорте. В результате была создана национальная система противодействия допингу в спорте, определены сферы полномочий, направления деятельности всех участников этого процесса, источники, порядок и объемы финансирования антидопинговых мероприятий. Одной из основных целей системы противодействия допингу является создание условий, когда применение допинга спортсменом было бы невыгодным и неприемлемым для него самого, тренера и врача.

В сложившейся системе вопросы разработки положений антидопинговой политики находятся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики, соответствующее подразделение которого координирует работу по реализации основных направлений антидопинговой деятельности [1].

Некоммерческое партнерство «РУСАДА» реализует основные мероприятия допинг-контроля, а также проводит превентивную работу по предупреждению использования и назначения запрещенных субстанций. ФГУП «АДЦ» – антидопинговая лаборатория, аккредитованная ВАДА, – проводит исследования допинг-проб.

Вся работа проводится в тесном взаимодействии как между перечисленными структурами, так и со сборными командами страны, включая персонал команд, спортсменов и медицинских специалистов. Приказом №307 Минспорттуризма от 13 апреля 2011 года были утверждены Общероссийские антидопинговые правила, отражающие приоритеты национальной политики в области противодействия допингу и определяющие порядок проведения мероприятий допинг-контроля, включая дисциплинарные процедуры и порядок направления и рассмотрения запросов на терапевтическое использование. Такой документ принят в Российской Федерации впервые, что позволило привести процедуры в полное со-ответствие документам ВАДА с учетом особенностей организации этой работы в России [2].

В последние годы произошли также важные изменения в российском законодательстве. Так, 30 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который дает право разрывать трудовой договор со спортсменом, если он был уличен в употреблении допинга или если срок его дисквалификации превышает шесть месяцев. Также в законе прописаны обязанности спортсмена соблюдать Общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль и предоставлять информацию о своем местонахождении в целях проведения допинг-контроля. Кроме того, Трудовой кодекс предусматривает обязанность тренера принимать меры по предупреждению нарушения спортсменом антидопинговых правил.

22 ноября 2011 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 261 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», позволяющий штрафовать и дисквалифицировать тренеров и врачей в области спортивной медицины за нарушение антидопинговых правил. Также ежегодно обновляются редакции нормативно-правовых актов в области противодействия допингу в спорте. 14 июня 2011 года была утверждена новая редакция нормативно-правового акта о порядке проведения допинг-контроля; ежегодно Минспорттуризма утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, которые соответствуют запрещенному списку ВАДА [21].

Некоммерческое партнерство «Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» было создано в январе 2008 года. Основные направления деятельности организации – разработка и внедрение национальных антидопинговых правил, организация и проведение тестирований, разработка и реализация образовательных программ, проведение научных исследований в области борьбы с допингом, расследование нарушений антидопинговых правил, координация работы независимых комитетов, международное сотрудничество. НП «РУСАДА» является одной из ведущих антидопинговых организаций по количеству проводимых тестирований. Число собираемых ежегодно допинг-проб превышает 20 тыс [31].

Одна из основных задач антидопинговой организации – защита прав спортсменов. Когда речь идет о возможных нарушениях антидопинговых правил, спортсмен имеет право на беспристрастное и справедливое разбирательство в независимом Дисциплинарном комитете, где будут выслушаны все его аргументы, приняты во внимание все представленные им доказательства. В случае вынесения санкций у спортсмена есть право апелляции в суды спортивного арбитража.

В тех случаях, когда по состоянию здоровья спортсмену необходимы препараты, входящие в запрещенный список, он может подать запрос на терапевтическое использование, который рассматривается независимым комитетом, в состав которого входят специалисты различных областей медицины. Если решение Комитета по терапевтическому использованию не удовлетворит спортсмена, он может также обратиться в апелляционные инстанции [7].

Планирование, тестирование, расследование и санкции являются важным, но не единственным аспектом деятельности организации.

НП «РУСАДА» стремится предотвращать случаи нарушения антидопинговых правил и потому активно разрабатывает и проводит образовательные программы для различных аудиторий: спортсменов, врачей, тренеров, спортивных менеджеров.

Проводятся также образовательные программы для спортсменов младших возрастных групп, в том числе интерактивные и с элементами игры.

В 2009 году было подписано трехстороннее соглашение между ВАДА, Антидопинговым агентством Норвегии и НП «РУСАДА». Целью соглашения была подготовка последнего к сертификации по стандарту ISO 9001. По итогам проведенных мероприятий, связанных с внедрением системы менеджмента качества, 29 декабря 2011 года НП «РУСАДА» было признано соответствующим требованиям стандарта ISO 9001:2008 в заявленных областях сертификации [48].

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОПИНГА НА ОСНОВЕ ОБЩЕГО АНАЛИЗА АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема допинга в настоящий момент является одной из центральных проблем современного спорта, поскольку употребление допингов спортсменами не только наносит ущерб их здоровью, но и подрывает основы спорта [14].

Данная проблема не является до конца решенной с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются).

"Проблема фармакологического обеспечения спортсменов, - пишет Р.Д. Сейфулла, - была во всех странах до последнего времени тайной за семью печатями. Ни один из спортивных врачей и тренеров не возьмется отрицать, что нет спортсменов высокой квалификации, которые не принимали фармакологических препаратов с целью ускорения процесса восстановления. Складывается любопытная ситуация, при которой фармакология может обойтись без спорта, а спорт без фармакологии - уже нет. Несмотря на то, что назначать лекарственные средства могут только медицинские работники, имеющие на то юридическое основание, к этому бывают причастны тренеры, массажисты, посторонние люди, да и сами спортсмены, рекомендующие друг другу запрещенные препараты (допинги)" [37].

Выпуск новых фармакологических средств, рекламируемых в целях получения прибыли, часто приводит к тому, что истинные возможности того или иного препарата значительно преувеличиваются, а это подталкивает спортсменов и некоторых спортивных руководителей к использованию данных препаратов для достижения побед в соревнованиях [16].

Дело в том, что высокие результаты в международных соревнованиях обеспечивают значимые социальные и экономические выгоды, решают в ряде случаев определенные политические и идеологические задачи [8].

Проблема допинга содержит и нравственный аспект. Употребление допинга ведет к неравенству условий участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу [14].

Физиология организма спортсмена, до поры оставаясь незаметной или, по крайней мере, будучи в поле зрения как не имеющая определяющего значения, в последнее время стала проблемой. Безусловен тот факт, что потенциал высших спортивных достижений, сосредоточенный в физиологических возможностях организма спортсмена, подвержен управлению извне [16].

Воздействия, прежде всего фармакологического характера, способны значительно повлиять на эффективность одних и тех же усилий. Тем самым при одинаковых физиологических параметрах соответствующее воздействие на организм может обусловить прогнозируемый эффект различной управляемой величины. Для физиологических параметров конкретного спортсмена можно подобрать максимально эффективное воздействие. Но и для соответствующего воздействия можно подобрать спортсмена с максимально подходящей реакцией организма. Так или иначе, спортивное достижение становится выражением эффективности внешнего воздействия на организм спортсмена.

В связи с этим основным вопросом современного спорта стал физиологический статус организма спортсменов с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными [40].

Важно отметить тот факт, что в современных условиях на международной арене при заметно возросшей конкуренции между ведущими спортивными державами наибольших успехов добиваются, как правило, представители той страны, где лучше используются новейшие достижения науки и техники.

Существующий спортивный правопорядок не допускает использования спортсменами субстанций и методов, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством отдельного государства и (или) решениями Международного олимпийского комитета (МОК), Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), иных международных спортивных организаций [27].

В зависимости от вида спорта допинги могут обладать совершенно различными и даже противоположными фармакологическими действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего, от мочегонного до кардиотропного влияния. Поэтому допинги неправильно называть стимуляторами. Они назначаются однократно или курсом, в зависимости от поставленных задач и механизма действия лекарственных веществ.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте.

В целях исполнения своих международных обязательств, принятых путем ратификации Конвенции против применения допинга ETS N 135, подписанной 16 ноября 1989 г. в Страсбурге государствами - членами Совета Европы, иными государствами - участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других, и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте в российское законодательство были включены специальные положения, касающиеся противодействия использованию допинговых средств и (или) методов в спорте [20].

Так, Федеральным законом от 07.05.2010 N 82-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" внесены существенные изменения в базовый Закон, регламентирующие ранее не урегулированные аспекты борьбы с допингом и направленные на создание комплексной системы мер противодействия этому явлению в спорте [10].

Статья 26 Федерального закона N 329-ФЗ в прежней редакции не давала определение понятию "допинг", а лишь устанавливала запрет и раскрывала меры по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, в то время как понятие "допинг" гораздо шире. В новой редакции п. 1 ст. 26 законодатель впервые дает определение понятию "допинг" в соответствии с определением, содержащимся в Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирным антидопинговым кодексом 2009 г., на положения которого в качестве основы для принятия мер в борьбе с допингом в спорте ссылается Конвенция [27].

Законодатель определяет допинг в спорте как нарушение антидопингового правила, в т.ч. использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Перечень запрещенных в спорте допинговых средств и методов составляется в соответствии с Международным стандартом Всемирного антидопингового агентства - Запрещенным списком, обновляемым ежегодно и включенным в приложение 1 к Конвенции. Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, которым был принят Приказ от 07.04.2011 N 277, утверждающий перечни допинговых средств и методов, запрещенных к использованию в спорте [27].

Следует отметить, что Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в реализации и координации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе занимает одно из самых важных и ключевых мест.

Так, Минспорттуризм России в целях реализации указанных мер утверждает общероссийские антидопинговые правила, перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, порядок проведения допинг-контроля, а также принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения обязанностей, предусматривающих деятельность, направленную на искоренение допинга в спорте.

По мнению автора, безусловной заслугой действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" N 329-ФЗ является закрепление в п. 3 ст. 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, раскрывающего содержание понятия "допинг". К таким нарушениям Закон относит использование или попытку использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявку спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы; нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в т.ч. непредставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании; фальсификацию или попытку фальсификации элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства; распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; использование или попытку использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытку применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил [47].

В законодательстве Российской Федерации наряду с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" запрет на использование запрещенных субстанций и методов содержится в Трудовом кодексе РФ.

Им, в частности, предусматривается, что обязательным условием для включения в трудовой договор со спортсменом является обязанность спортсмена не использовать запрещенные в спорте средства (допинг) и (или) методы, проходить допинговый контроль (ч. 3 ст. 348.2). Использование спортсменом, в т.ч. однократное, запрещенных субстанций и (или) методов, выявленное при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом, является основанием для прекращения трудового договора со спортсменом при применении к нему санкции в виде дисквалификации на шесть или более месяцев (п. 2 ст. 348.11).

Трудовой кодекс РФ также возлагает определенные обязанности в области противодействия использованию запрещенных субстанций и (или) методов и на тренеров. В трудовой договор с тренером должно быть включено положение об обязанности принимать меры по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) запрещенных субстанций и (или) методов (ч. 4 ст. 348.2) [26].

Законодатель делает акцент на том, что в качестве доказательства нарушения антидопинговых правил, связанных с наличием запрещенных субстанций, либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена, а также организма животного, участвующего в спортивном соревновании, может быть аналитический результат, полученный только лабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством. Однако необходимо отметить, что факты, относящиеся к другим нарушениям антидопинговых правил, перечисленных в п. 3 ст. 26 Закона о спорте, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание.

Статья 26 действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет допинг-контроль как процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций [47].

Одновременно с этим Законом предусмотрен термин "тестирование", который определяется как элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Важным фактом является то, что допинг-контроль предусматривается также для участвующих в спортивных соревнованиях животных. То есть в любом виде спорта, в котором задействованы животные, международные федерации должны разработать и утвердить правила проверки на допинг этих животных.

Следует отметить важные документы, составляющие правовую основу проведения допингового контроля в Российской Федерации.

К ним относится Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.05.2009 N 293 "Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля" и Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.04.2011 N 307 "Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил" [29].

В соответствии с указанными документами допинговый контроль направлен на противодействие нарушению общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, в т.ч. использованию или попытке использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода; защиту прав спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга; применение в отношении спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, спортивных санкций (в т.ч. спортивной дисквалификации); содействие разработке и внедрению антидопинговых программ в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним [30].

Отдельно стоит рассматривать одну из действенных мер по борьбе с допингом в спорте - это ответственность (применение спортивных санкций) спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил.

МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИДОПИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

Использование допинга несет значительную опасность для здоровья спортсмена. Действие допинговых веществ на организм зависит от пола, возраста, здоровья, особенностей нервной системы и обмена веществ, условий среды и других факторов. Искусственно стимулируя организм, допинговые вещества оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, снимают охранительное торможение, создают ложное чувство повышения возможностей и отсутствия утомления, нарушают нормальную регуляцию функций, обусловливают нерациональную, неэкономную их деятельность при физических напряжениях, и без того связанных с предельной мобилизацией функций. Они способствуют исчерпанию ресурсов организма от перенапряжения, способствуя его возникновению, что (особенно на фоне некоторых отклонений в состоянии здоровья, недостаточной тренированности или переутомления, возрастных особенностей, неблагоприятных условий среды и др.) может вызвать невротические расстройства, острую сердечную недостаточность, инфаркт миокарда и даже привести к смертельному исходу [18].

Существуют значительные физиологические различия между мужчинами-спортсменами и женщинами-спортсменками, равно как между представителями игровых и индивидуальных видов спорта, между спринтерами и стайерами и т.д. [25].

Физиологические характеристики организма спортсмена отличаются от таковых людей, далеких от спорта. Это означает, что и между спортсменами существенны физиологические различия в зависимости от спортивного стажа, степени тренированности и пр. А все эти различия обусловливают неодинаковую динамику утилизации содержащихся в организме веществ у различных людей, накопление и выведение употребленного допинга значительно отличаются от человека к человеку [15].

Скандальность Олимпиады-2008 обнажила отсутствие единообразных общепринятых ориентиров в подходах к оценке стартовых условий, в которых находятся спортсмены. Оказалось, что судейства недостаточно для того, чтобы выяснить первенствующего в спортивном состязании.

Проставление в одинаковые стартовые условия организационными средствами также не гарантирует, что спортсмены равны в возможностях.

Этой - внешней стороне устройства соревнования и оценки спортивных достижений противостоит другая - внутренняя их сторона, которая представлена физиологией организма спортсмена. До поры оставаясь незаметной или по крайней мере будучи в поле зрения как не имеющая определяющего значения, физиология организма спортсмена в последнее время стала проблемой.

Стало очевидным, что потенциал высших спортивных достижений, сосредоточенный в физиологических возможностях организма спортсмена, подвержен управлению извне. Целый ряд воздействий, прежде всего фармакологического характера, способен значительно повлиять на эффективность одних и тех же усилий. Тем самым при одинаковых физиологических параметрах соответствующее воздействие на организм может обусловить прогнозируемый эффект различной управляемой величины. Для физиологических параметров конкретного спортсмена можно подобрать максимально эффективное воздействие. Но и для соответствующего воздействия можно подобрать спортсмена с максимально подходящей реакцией организма. Так или иначе спортивное достижение становится выражением эффективности внешнего воздействия на организм спортсмена. Чем лучше подбор пары "физиология - воздействие", тем выше спортивное достижение [29].

Отсюда основным вопросом современного спорта стал физиологический статус организма спортсменов с точки зрения равенства стартовых условий.

Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными.

Естественным в этой связи стало стремление найти способы обнаружения следов осуществленного допингового воздействия на организм спортсмена. Однако выяснилось, что подобные следы могут имитироваться другими воздействиями или обусловливаться теми же воздействиями в количествах, не способных вызвать эффект допинга. А следы действительного допинга затушевываются другими дополнительными воздействиями. Спортсмены не застрахованы от болезней, как острых, так и хронических, в связи с чем принимают лекарства. Режим питания спортсменов зачастую предполагает употребление различных пищевых добавок. И то и другое не является фармакологически индифферентным. В результате обнаружение следовых количеств веществ, имеющих допинговый эффект, не означает применение допинга и не исключает употребления содержащих микродозы этих веществ обычных лекарств. А обнаружение целого ряда обычных лекарств вызывает предположения об употреблении их для сокрытия применения допинга [6].

При этом существуют значительные физиологические различия между мужчинами-спортсменами и женщинами-спортсменками, равно как между представителями игровых и индивидуальных видов спорта, между спринтерами и стайерами и т.д. Физиологические характеристики организма спортсмена отличаются от таковых людей, далеких от спорта. Это означает, что и между спортсменами существенны физиологические различия в зависимости от спортивного стажа, степени тренированности и пр. А все эти различия обусловливают неодинаковую динамику утилизации содержащихся в организме веществ. Учитывая физиологические различия в соответствии с потреблением и усвоением принятых веществ у различных людей, накопление и выведение употребленного допинга значительно отличается от человека к человеку.

Кроме того, как любой способ диагностики, допинговое исследование имеет свои пределы точности, чувствительности и специфичности и не исключает ложноположительных или ложноотрицательных результатов. Отсюда основным вопросом современного спорта становится нахождение отправной точки, к которой могла бы быть приведена оценка физиологического статуса организма любого спортсмена и которая служила бы единой и общей мерой подхода к такой оценке.

Отсутствие таковой в настоящее время отнесено на счет спортсменов. По этой причине применяются сомнительные методики исследований; исследуется содержание веществ сомнительной связи с допингом; обнаружение веществ, применимых в житейском обиходе, интерпретируется как свидетельство наличия допинга, поскольку не установлено обратное, и т.д.

В этой связи встает вопрос не столько правового обеспечения антидопингового контроля, сколько и прежде всего правовой защиты подвергающихся ему спортсменов [5].

Спортсмен может нести ответственность за свои собственные действия, но не за действия других. Спортсмен не может отвечать за несовершенство применяемых средств обнаружения соответствующих веществ. Спортсмен не может нести ответственность и за употребление тех веществ, которые не поименованы в качестве допинговых средств и не внесены в официальный список запрещенных веществ.

Спортсмен не может отвечать и за свою физиологию или за несовершенство медицины, потому что у человека может быть врожденный повышенный уровень гемоглобина, так же, как при употреблении любым другим эритропоэтина. Мало того, что исключена и другая ситуация, при которой физиологические механизмы на употребление неких безобидных веществ могут ответить повышением концентрации гемоглобина.

Тем самым устройство современного спорта основано на произволе усмотрения устроителей соревнований [31].

Спортсмен не лишается прав в связи с участием в соревнованиях. Ограничение же его прав, в том числе в связи с антидопинговым контролем, должно находить объективные основания. Объективными же - и заранее известными спортсмену - установлениями должны охватываться и процедура прохождения антидопингового контроля, и мера последствий по его результатам.

Подобные установления должны обладать общеобязательной силой нормативного правового воздействия [50].

Проблема в том, что на международном уровне национальные законодательства в силу различий правовых систем, устоев общества, значения обычаев, меры соотношения публичного и частного и т.д. остаются без употребления - применение любого из них, даже наиболее совершенного, в отношении представителей иной правовой культуры неизбежно приводило бы к поражению их в правах, кроме того, что встречал бы неприятие приоритет одного национального законодательства над остальными.

По тем же причинам попытки найти наднациональные способы правового воздействия (обычно запретительные), в том числе в области спорта, обречены: приходя в соприкосновение с национальным правопорядком, они либо не находят в нем места, либо адаптируются до утраты исходного назначения.

Между тем запрет не является самоцелью. Запретительные меры никогда и нигде не были продуктивны. Запреты порождают индустрию их преодоления.

Запрет - это средство достижения цели. Истинной целью запрета является участие в соревнованиях добросовестных спортсменов, готовых состязаться на равных с остальными добросовестными спортсменами. Следовательно, задача состоит в обеспечении режима наибольшего благоприятствования для добросовестных и наихудших последствий недобросовестности [49]. Создание же невыносимых условий для всех, чтобы было неповадно недобросовестным, не делает привлекательной добросовестность.

Жизнь показывает, что подобное правовое воздействие по вертикали - в порядке публичного связывания, понуждения - не обнаруживает эффективности на уровне мишени этого воздействия - в системе подлежащих горизонтальных связей [28].

Участие в соревнованиях предполагает участие в отношениях, имеющих правовую природу. Правовая форма таких отношений не объективирована, т.е. не находит воплощения в общеобязательных для всех правовых нормах. Это не означает, что такие отношения не имеют правовой природы, участники этих отношений представляют государства, в которых национальным законодательством - пусть не одинаково - подобным отношениям придается соответствующая правовая форма.

Отношения, которые складываются в связи с участием в спортивных соревнованиях, по своей правовой природе являются гражданскими, частноправовыми. Это означает, что они формируются, во-первых, без участия публичного субъекта (государства) в публичном качестве; во-вторых, по воле каждого их участника, действующего в своем интересе на условиях правового равенства с остальными.

Субъектный состав отношений, складывающихся в связи с участием в спортивных соревнованиях, достаточно широк, но в целом представлен двумя группами участников: корпоративными и индивидуальными (состав участников отношений не тождествен составу участников соревнований).

Корпоративными участниками отношений, складывающихся в связи с участием в спортивных соревнованиях, являются организации. Организацией является Международный олимпийский комитет. Как организации участвуют в этих отношениях национальные олимпийские комитеты. В качестве корпоративных участников таких отношений выступает целый ряд других организаций. Спортсмены являются индивидуальными участниками таких отношений.

Между корпоративными и индивидуальными участниками складываются отношения по различным поводам, при этом не утрачивая одинаковую частноправовую природу. Корпоративные участники вступают в отношения как между собой, так и с индивидуальными участниками, притом что во взаимных отношениях индивидуальные участники не находятся.

Корпоративные участники отношений, складывающихся в связи с участием в спортивных соревнованиях, могут вступать во взаимоотношения по поводу индивидуальных участников, но лишь до определенной границы. Такую границу определяет личная сфера индивида: права, неразрывно связанные с личностью, передаче не подлежат. Эти права не могут быть переданы, уступлены кому бы то ни было.

Отношения частноправового характера складываются по общему правилу на основе сделки между субъектами - на основе двух- или многосторонней сделки (договора).

Существуют два принципиально различающихся протокола заключения договора. В одном случае стороны заключают его по достижении соглашения по выставляемым каждой из них условиям посредством предварительного проведения переговоров. Договор заключается в согласительном порядке. В другом случае одна из сторон вырабатывает все условия договора, а другая принимает их полностью (либо отказывается). В этом случае договор заключается в порядке присоединения. Договор, заключаемый в согласительной процедуре, предпочтителен тогда, когда высока степень индивидуализации условий в устанавливаемом им отношении. В остальных случаях, особенно когда требуется заключить договор на типовых условиях с каждым из массы индивидов, используется договор присоединения. Договор, заключаемый равно согласительным образом или путем присоединения, определяет правила поведения обеих сторон в их взаимоотношениях.

В целом эти общие положения находят то или иное выражение в национальных законодательствах государств, которые представлены организациями и спортсменами, принимающими участие в любых соревнованиях [22; 23].

Препятствий для создания договорного режима отношений между всеми участниками спортивных соревнований нет. Типизация условий отношений для корпоративного и индивидуального их участника допускает применение по общему правилу договора присоединения. Может быть создана иерархичная структура договорных отношений между корпоративными их участниками-устроителями (в том числе применительно к средствам и процедуре проведения антидопингового контроля). Способна сложиться система договорных отношений вспомогательных организаций (в том числе и организаций антидопингового контроля) с организациями-устроителями. С каждым спортсменом, участвующим в соревновании, доступен для заключения договор об условиях его участия. Учитывая неотъемлемость личных прав спортсменов, прохождение ими антидопингового контроля подлежит детальной регламентации договором. Тем самым каждый участник разнородных отношений осведомлен о правилах осуществления соответствующего из них и чего ждать в случае их нарушения, и каждая сторона договора знает, на что вправе и от чего следует воздерживаться [38].

Отсюда договор является и средством правового регулирования, и средством правовой защиты его участников, в том числе спортсменов, подвергающихся антидопинговому контролю.

Между тем возможности, которые в международной спортивной практике предоставляет договор, остаются неиспользованными.

В результате отношения, которые в отсутствие единообразного законодательного регулирования объективно лишены формальной определенности, не приобретают ее и субъективным образом.

Будь отношениям в спорте во всех их проявлениях придана необходимая юридическая форма, любое отклонение от правил, к которым по доброй воле присоединился и которые обязался соблюдать каждый корпоративный и индивидуальный участник соревнований, стало бы демонстративно бесспорным, а сами правила не могли бы не приобрести внятный характер.

Таким образом, скандальный характер Олимпийских игр 2008 г. обусловлен не столько повальным увлечением допингом спортсменами, сколько и прежде всего юридической беспомощностью или правовым нигилизмом организаторов спорта [36].

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОПИНГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принятый Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает ответственность за нарушение антидопинговых правил, вводит и раскрывает понятие "нарушение антидопинговых правил". Согласно ч. 8 ст. 26 Закона о спорте (в измененной редакции) меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил.[3].

Согласно ч. 4 ст. 26 Закона о спорте (в измененной редакции) не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода [47].

Всемирным антидопинговым кодексом предусмотрены такие виды санкций, как "спортивная дисквалификация спортсмена" - отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, временное отстранение, аннулирование результатов соревнований спортсмена [12].

В развитие положений Всемирного антидопингового кодекса в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", которым была дополнена глава 6 КоАП РФ ст. 6.18. [34].

Указанная статья предусматривает ответственность в виде дисквалификации за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также ответственность за указанные действия, но совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена.

Под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в т.ч. советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода [19].

Федеральный закон предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями [47].

По нашему мнению, основным недостатком указанных изменений является тот факт, что не указано, распространяется ли запрет на допинг только лишь на профессиональных спортсменов, или же поправки распространяют свое действие на граждан, увлекающихся физкультурой.

Следует отметить, что понятие спортивной дисквалификации спортсмена предусматривается п. 14 ст. 2 действующего Закона о спорте. Под спортивной дисквалификацией понимается отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международными или общероссийскими спортивными федерациями.

При этом в специальной литературе высказывается заслуживающее серьезного внимания мнение о том, что в правовом отношении понятие "допинг" следует приравнять к категории наркотических средств и психотропных веществ, установив за любые действия в отношении его (изготовление, хранение, перевозка, сбыт и т.д.) уголовную ответственность. Только в этом случае проблема допинга в спорте может быть успешно решена [13].

До ноября 2010 г. бросалась в глаза особенность указанного определения, что спортивная дисквалификация может налагаться только общероссийскими спортивными федерациями. Такая трактовка спортивной дисквалификации не учитывала, что она может налагаться также и международными спортивными федерациями, что могло, в свою очередь, вызвать ряд проблем. Например, если спортсмен дисквалифицирован международной спортивной федерацией, то он не мог быть уволен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за применение допинга, т.к. спортивная дисквалификация с точки зрения российского законодателя налагалась только общероссийскими спортивными федерациями.

По тексту Федерального закона N 329-ФЗ видно стремление российского законодателя не вмешиваться в компетенцию и полномочия международных спортивных организаций, как правило, расположенных за рубежом. Но все-таки российским законодательством в 2010 г. была признана возможность наложения такой значимой спортивной санкции и за ними, а не только за общероссийскими спортивными федерациями [16].

В юридической науке по поводу спортивной дисквалификации ведутся оживленные споры. Например, не следует забывать и об ответственности родителей, при содействии которых зачастую становится возможным допинг в спорте. Так, по мнению Е.Е. Стасеева, вводя ответственность родителей и иных законных представителей, необходимо отразить ответственность и иных лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних [43].

Специалисты предлагают запретить дисквалифицированным лицам заниматься деятельностью в области физической культуры и спорта на основании соответствующего договора. При этом к медицинскому персоналу данное наказание с такой формулировкой будет неприменимо, поскольку медицинская деятельность - это деятельность в области здравоохранения. Кроме того, понятие "заниматься деятельностью в области физической культуры и спорта" слишком широкое. Более верным было бы в рамках дисквалификации ограничиться определенными должностями, предусмотрев их перечень в нормативных актах федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Так же приемлемым видом ответственности является применение к виновным лицам административных штрафов за нарушение антидопинговых правил. Ограничения размера штрафа гражданина и должностного лица, предусмотренные ст. 3.5 КоАП РФ, возможность применить более строгое наказание к должностному лицу по сравнению с гражданином обусловливают необходимость определения четкого круга специальных субъектов - должностных лиц применительно к спортивной деятельности [19]. Медицинский персонал, тренеры, руководящие работники спортивных организаций и команд - это далеко не полный перечень лиц, обязанных направлять все усилия на недопущение допинга в спорте, и как следствие - их ответственность за правонарушения должна быть более строгая по сравнению с иными лицами.[43]

Результаты нашего исследования позволили сделать некоторые выводы.

Оглядываясь на историю существования допинга, можно прийти к заключению, что в настоящее время спортивные победы одерживаются не спортсменами, а фармацевтами, сделавшими из профессионального спорта прибыльный бизнес, а их отлаженной системе не страшны никакие допинг-контроли.

Поддержка ложного утверждения, что возможно возрождение "чистого" спорта, когда в действительности его никогда не существовало, вскоре переросло из идеализма в цинизм, ведь употребление допинга никогда не было неэтичным. К химии относились не хуже, чем к шиповкам и резиновому покрытию беговых дорожек. Допинг стал неэтичным только после запрета [17].

Как было отмечено выше, правовое регулирование отношений в области спорта отличается определенной спецификой. Особенно в этом смысле отличается профессиональный спорт. Последний рассматривается федеральным законодателем как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Таким образом, признается, что профессиональный спорт ориентирован не на физическое совершенствование человека, укрепление его здоровья с помощью средств физической культуры, а на извлечение прибыли.

Подобный подход, который сам по себе является спорным, должен влиять и на формирование соответствующего правового механизма, отличного от того, который используется в области физической культуры. Но в законодательстве отсутствуют, по сути, нормы, позволяющие провести четкую грань между профессиональным спортом, спортом и физической культурой. Статья 24 Закона о физической культуре и спорте не раскрывает специфики профессионального спорта как правового института. Исходя из этого, следует признать неудачным опыт законодателя отразить особенности правового регулирования профессионального спорта [41].

Следует отметить, что в последнее время допинг получает более широкое распространение, принимает более коварные формы. Спортсмены и их окружение (в том числе, тренеры, спортивные менеджеры, медицинские работники) прибегают все к новым и новым ухищрениям для того, чтобы повысить спортивные показатели даже в самой незначительной степени, что зачастую имеет серьезные последствия для здоровья.

Допинг наносит непоправимый ущерб как спорту, так и всем, кто к нему причастен. Использование препаратов, искусственно улучшающих спортивные показатели, подрывает основополагающие моральные и этические принципы спорта. Допинг противоречит принципам благородства в спорте и честного состязания. Он наносит вред здоровью спортсменов и подрывает доверие к спорту [42].

Неадекватное применение тех или иных препаратов и методов приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы, к болезням печени и почек, к психологической или физической зависимости и даже к смерти. В погоне за рекордами применяются препараты, оказывающие допинговое воздействие на кровь, и генные манипуляции все это приводит к еще более опасным последствиям [46].

В ходе научного анализа антидопингового законодательства Российской Федерации были выявлены две основные проблемы борьбы с применением допинга: Медико-правовые проблемы антидопингового контроля в Российской Федерации и проблема ответственности за допинг в Российской Федерации.

На наш взгляд, необходим комплексный подход к решению этих проблем, который мог бы заключаться в следующих рекомендациях, способствующих совершенствованию антидопингового законодательства в Российской Федерации:

1. Прежде всего, руководителям, тренерам, специалистам, работающим со спортсменами как на местах, так и в сборных командах различного уровня, необходимо донести, что дальнейшее использование запрещенных стимуляторов в тренировочном процессе спортсменов приводит к разрушению организма занимающихся. Методика тренировки и постановка экономичной техники – основа подготовки спортсмена, и никакими медико – биологическими препаратами ее не подменить. Возможно, следует организовать курсы повышения квалификации тренеров, где проводили бы занятия специалисты, готовящие высококвалифицированных спортсменов на основе современных технологий без применения допинга.

2. Предлагается отяготить наказание за применение запрещенных стимуляторов вплоть до привлечения к уголовной ответственности спортсменов и причастных лиц. 3. Также, необходимо разработать систему материального стимулирования спортивных ученых и тренеров, занимающихся совершенствованием методики тренировки без использования запрещенных препаратов. Такой подход имеет существенные преимущества перед допинговыми технологиями. Этот подход:

а) безопасен для здоровья спортсменов;

б) не будет связан с допинговыми скандалами;

в) позволит спортсменам круглогодично участвовать в соревнованиях и показывать результаты экстра – класса в течение всего года.

г) экономически выгоден;

д) наконец, в российском спорте высших достижений медицина займется своими прямыми обязанностями и по-настоящему поведет борьбу с запрещенными препаратами [33; 34].

Список использованной литературы

1. Абсалямов, Т.М. Борьба с допингом в Российской Федерации / Т. М. Абсалямов, Л. В. Савин ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры // Вестник спортивной науки. - 2004. - № 1 (3). - С. 45-49.

2. Абсалямов, Т.М. Международные и внутригосударственные аспекты борьбы с допингом в спорте / Т. М. Абсалямов ; Всерос. гос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 2 (2). - С. 52-58.

3. Антидопинговые законопроекты // Спорт : экономика, право, управление. - 2005. - N 3. - С. 46-48.

4. Антидопинговый кодекс : руководство для спортсменов // Спорт в школе. - 2006. - № 9 (1-15 мая).

5. Антидопинг наступает // Спорт для всех. - 2002. - N 3.- С.38-43.

6. Аскеров Р. Николай Дурманов: "Допинг становится большой проблемой" / Р. Аскеров // Спорт-экспресс. - 2005. - 14 апреля.

7. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2005. С. 137.

8. Борьба с допингом в некоторых зарубежных странах : (По материалам зарубежной литературы):Обзорная информация / ВНИИФК. - М., 1989. - 55с.

9. Бойцов, К. ВАДА, кругом ВАДА: как живется спортсменам под пристальным надзором комиссаров Всемирного антидопингового агентства / К. Бойцов, О. Чикирис // Советский спорт. - 2007. - 17 августа.

10. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 28.

11. Внимание: допинг! Что нужно знать спортсменам и тренерам о запрещенных субстанциях: по материалам Всемирного антидопингового агентства // Спорт : экономика, право, управление. - 2007. - № 3. - С. 18-26.

12. Всемирный антидопинговый кодекс. Версия 3.0 20 фев.2003 г. // URL: http://www.wada-ama.org.

13. Горюнов, В.Д. Об усилении ответственности спортсменов и специалистов сборных команд России за применение или содействие применению запрещенных субстанций и методов // Сборник официальных документов и материалов. - 2004. - № 6.- С. 31-32.

14. Граевская, Н.Д. Проблема допинга в спорте / Н. Д. Граевская // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни:XXI век: сб.науч.тр. - М.,1999. - С.45.

15. Граевская Н.Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч.2

16. Граевская, Т. И. Долматова. - М. : Сов. спорт, 2004. С. 358

17. Допинг: памятка для учащихся детско-юношеских спортивных школ. - Минск: 2006 С. 4.

18. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. М.: 2002 С. 512

19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 14.07.2013) // Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

20. Конвенция против применения // Спорт для всех. - 1996. - N 1/2.-С.11

21. Крашенинников П.В. Спортивное право, которое нужно всем: вступительная статья к учебнику: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 8-9.

22. Марача, В. Олимпийское золото и "спортивное право" / В. Марача

// Спорт : экономика, право, управление. - 2006. - № 3. - С. 2-5.

23. Машковцев, А. Спорт без допинга / Алексей Машковцев // Спорт в школе. - 2008. - № 1.

24. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте / ООН по вопросам образования, науки и культуры // Спорт : экономика, право, управление. - 2007. - № 1. - С. 31-45.

25. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О. М. Мирзоев. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 203с.

26. Об ограничении и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации: Приказ от 20 окт.2003г.№837 / Гос.ком.РФ по физ.культуре и спорту

// Сборник официальных документов и материалов. - 2003. - №10.- С.27.

27. Оптимизация процесса борьбы с употреблением допинга через всемирную антидопинговую программу: информационный буклет по материалам Всемирного антидопингового агентства. - Минск : 2006. С. 4

28. Попов, С. Взаймы у жизни / С. Попов. - М. : Физкультура и спорт, 1972. С. 55.

29. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13.05.2009 N 293 "Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля""// Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

30. Просветов, А. Проверка на допинг. Как это выглядит? / А. Просветов // Спорт-экспресс. Санкт-Петербург. - 2004. - 29июля.

31. Процедурные правила допинг-контроля / Моск.регион.Центр развития легкой атлетики ИААФ. - М. : Терра-Спорт:Олимпия Пресс, 2002. - 79с.

32. Ратнер, А.Б. МОК и борьба с допингом в спорте на современном этапе / А. Б. Ратнер // Теория и практика физической культуры. - 2001. № 7.С.9-10.

33. Рекомендации участников "круглого стола" на тему "спорт без допинга: правовые аспекты" // Спорт : экономика, право, управление. - 2005. - N 3. - С. 45-46.

34. Рекомендации участников "круглого стола" на тему "Спорт без допинга: правовые аспекты" // Детский тренер. - 2005. - № 3. - С. 4-7.

35. Родченков Г. Краткий курс истории Всемирного Анти-Допингового Агенства (ВАДА) / Г. Родченков // Легкая атлетика. - 2006. - N7/8. - С. 42-44 Краткий курс истории Всемирного Анти-Допингового Агенства (ВАДА) // Легкая атлетика. - 2006. - N7/8

36. Родченков, Г. От Афин и до Пекина : борьба с допингом в спорте / Григорий Родченков // Легкая атлетика. - 2008. - № 10. - С. 19-21.

37. Сейфулла, Р.Д. Допинговый монстр / Р. Д. Сейфулла, И. А. Анкудинова. - М., 1996. - 223с.

38. Сосновский, М. Допинг в спорте / М. Сосновский // Физкультура и спорт. - 2002. - № 8.- С.6-8.

39. Спирев М.В. Медико-правовые проблемы антидопингового контроля // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2. С. 15.

40. Спортивная медицина. Справочник для врача и тренера / Центр развития легкой атлетики ИААФ. - М. : Терра-Спорт, 1999. - 239с.

41. Спорт и допинг: Хроника текущих событий // Легкая атлетика. - 2001. - N 3-4. – С 22.

42. Справочник по чистому спорту без допинга: Пер.с англ. / Сост.-ред. А.Н.Большаков. - Минск : ООО"Четыре четверти", 1996. С. 95.

43. Стасеев Е.Е. Ответственность за допинг в спорте // Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

44. Тимец М.В. Всемирное антидопинговое агентство : структура и основные направления деятельности / М. В. Тимец // Спорт : экономика, право, управление. - 2005. - N 4. - С. 23-26.

45. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М., 2001. С. 108.

46. Убийственный допинг: Как он влияет на здоровье и жизнь спортсменов // Легкая атлетика. - 1997. - N 5/6.-С.47.

47. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"// Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

48. Чесноков А.Н., Юткин А.В. Конституция Российской Федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 4. С. 8.

49. Якимов, А. Допинг-методика:кто кого? / А. Якимов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - N 7.-С.30-31.

50. Якимов, А.М. Допинг-гарант непотопляемости теории спортивной тренировки / А. М. Якимов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - N 3.- С.25.

Просмотров работы: 8907