ЛЕГАЛИЗАЦИЯ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ положений действующего законодательства позволяет определить, что самовольная постройка - объект, физически подпадающий под признаки объекта недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК), но создание которой является нарушением установленных правовых норм.[1].

Современную Россию буквально охватил бум самовольного строительства. Без каких-либо правовых оснований возводятся не только частные домики, но и многоэтажные здания, торговые центры. Как правило, признание права собственности на такие строения существенно затруднено теми нарушениями, которые были произведены при их строительстве.

Непосредственно понятие самовольной постройки закреплено в ст. 222 ГК РФ [2]. Согласно указанной норме самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу специфики самовольного строительства действующим законодательством предусмотрена ответственность не только в рамках Гражданского кодекса РФ. Ответственность установлена также п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в РФ" [3], ст. 58 Градостроительного кодекса РФ [4], ст. 76 Земельного кодекса РФ. [5]

Вышеперечисленные нормы права предусматривают, во-первых, имущественную ответственность за вред, причиненный самовольным строительством, возмещение вреда производится по правилам, установленным статьями гл. 59 ГК РФ, а во-вторых, административную ответственность, отсылая нас к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Между тем количество споров связанных с самовольным строительством в судах РФ увеличивается из года в год.

Именно в связи с этим большое значение для органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности имеет нерешенный вопрос осуществления полномочий по надзору в сфере строительства. Как видно из положений Градостроительного кодекса РФ, органы государственного архитектурно-строительного надзора не имеют полномочий на осуществление государственного строительного надзора за целым рядом объектов строительства.

Наиболее оптимальным выглядит вариант с возложением этих выпавших надзорных функций на органы местного самоуправления поселений (путем внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство), которые обладают всей полнотой информации о мероприятиях в области строительства на соответствующей территории, а также в состоянии своевременно среагировать и принять необходимые меры. Законодательное закрепление реализации органами местного самоуправления полномочий на осуществление строительного надзора, наделение их полномочиями по участию в государственном строительном надзоре за соблюдением законодательства на подведомственной территории с целью исключения самовольного строительства сможет способствовать снижению количества самовольного строительства.

Еще одно решение проблемы может быть найдено в наделении органов местного самоуправления при проведении контрольно-надзорных функций над строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, не подлежащих государственному строительному надзору, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и (или) рассмотрению дел об административных правонарушениях, применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по факту отсутствия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Тем более ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях [6] устанавливает возможность наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство.

Таким образом, организация строительного надзора на уровне органов местного самоуправления либо наделение органов местного самоуправления РФ соответствующими полномочиями административного характера позволит усовершенствовать действующее законодательство, заполнить его пробелы и обеспечить надлежащее исполнение органами местного самоуправления полномочий в градостроительной области путем незамедлительного реагирования на правонарушения и их своевременного пресечения в целях эффективного исполнения полномочий по решению определенных федеральным законодательством вопросов местного значения.

Ну и, наверное, самой обсуждаемой проблемой, касающейся самовольного строительства, является возможность признания права собственности на самовольную постройку, возведенную застройщиком на своем участке без получения административных разрешений, но с соблюдением строительных и градостроительных норм и правил.

В практике встречаются случаи, когда лицо возводит самовольную постройку без необходимых разрешений и обращается в арбитражный суд с иском о признании права собственности на нее с целью обойти предусмотренный законом порядок получения таких разрешений. Безусловно, судебная практика отрицательно реагирует на такое недобросовестное поведение. Но в ряде случаев у истца есть извинительная причина, по которой он не получил разрешение.

Такие мотивы легли в основу пункта 26 Постановления, согласно которому отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время, как указано в этом пункте, суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Однако это разъяснение оставило открытым вопросы, что же за меры необходимо было принимать и когда следовало обращаться за административными разрешениями.

Мы можем заключить, что в рассмотренных разъяснениях высших судебных инстанций осуществлена попытка достичь разумный компромисс между экономически целесообразной легализацией самовольных строений, с одной стороны, и публичным порядком осуществления строительства, а также интересами лиц, чьи права нарушены сохранением таких объектов, - с другой. При этом, естественно, приоритетной была и остается безопасность жизни и здоровья граждан. [7].

В ситуациях, когда административный порядок оформления права собственности на созданный объект недвижимости просто игнорируется, обращение в суд недопустимо.

Так, акционерное общество, являясь собственником земельного участка и находящегося на нем здания, без получения необходимых разрешений произвело реконструкцию здания, а затем обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на реконструированный объект. Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен, однако апелляционная инстанция это решение отменила - удовлетворение иска не соответствовало положениям ст. 222 ГК РФ и ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку общество не предприняло никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала реконструкции спорного объекта, так и во время проведения работ. [8].

Список использованных источников

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 130 п.1

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 220

3. Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (редакция 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в РФ»

4. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.04.2014), статья 58

5. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), статья 76

6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014), статья 9.5

7. Церковников М.А. Последствия самовольного строительства: снос постройки или легализация // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 3. С. 101 - 105.

8. Елисеев Н.Г. Процессуальные проблемы судебной легализации самовольной постройки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 9. С. 79 - 84.

Просмотров работы: 1042