ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ГРАММАТИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ГРАММАТИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обращение к теме категории вида в современном русском языке диктуется двумя причинами:
  1. Дискуссионностью категории вида в современном русском языке

  2. Спецификой этой категории русского глагола, в отличие от категории вида в казахском языке

Указанные причины создают проблемы при изучении глаголов совершенного и несовершенного вида в казахской аудитории; особенного изучения требуют вопросы видовой коррелятивной пары, образования видовой цепи и способов глагольного действия[1].

В современной научной грамматике существуют различные определения грамматического значения глаголов совершенного и несовершенного вида, но наибольшее распространение получило определение грамматического значения совершенного и несовершенного вида, данное академиком В.В.Виноградовым [2]. Значение совершенного вида определялось как действие, достигшее своего внутреннего абстрактного предела, т.е. такой критической точки, по достижении которой действие должно исчерпать себя, прекратиться. Соответственно глаголы несовершенного вида обозначают процесс в его протекании без указания на предел. Раскрывая грамматическое значение категории вида в современном русском языке, мы сопоставили различные определения, нашедшие отражение в лингвистических трудах различного периодаИ.Г.Голанова,Ф.КГужвы, А.А.Шахматов , Ф.Ф. Фортунатов.

Для более подробного освещения вопроса о взаимосвязи видовых значений и форм времени в связи с особенностями употребления глаголов несовершенного вида была использована теория А.В. Бондарко [3].

При определении значения глагола как части речи обычно используются понятия “процесс” и “действие”. В этом случае понятие “действие” понимается в грамматически обобщенном смысле (в отличие от более конкретного содержания понятия “действие”, когда имеется в виду различие между активным действием и пассивным состоянием).

Изучение категории вида началось в XIX веке. В работах А.К.Востокова и Н.И.Гречаещенечетко отграничивается категория вида от категории времени. Виды рассматриваются как способ выражения разных моментов действия. Работы Павловского, Каткова, Аксакова, Некрасова помогли лингвистам глубже вникнуть не только в систему образования видов, но и в грамматико-семантический строй этой категории, в ее функции. Должное внимание уделял описанию видовых характеристик А.А.Потебня. Его взгляды на этот вопрос формировались под влиянием Г.Павловского, но постепенно они менялись. А.А.Потебней взято на вооружение понятие степени, привлекаемое для характеристики внутривидовых различий между глаголами. По мнению А.А.Потебни, славянский глагол выражает четыре степени длительности, что и позволяет связать понятие вида с категориями совершенности и несовершенности. Именно эти понятия, по мнению ученого, указывают на предел действия и его результат. Ряд лингвистов (А.Буделович, Миклошич, Н.Грунский) соотносительные видовые образования предлагали считать разными словами.

Труды Г.К.Ульянова, Ф.Ф.Фортунатова, А.Мазона, А.А.Шахматова, В.А.Богородицкого, А.М.Пешковского, С.О.Карцевского и др. содействовали укреплению и распространению учения о двух видах русского глагола – совершенном и несовершенном. Однако в понимании значения и назначения двух основных видов ученые не достигли единодушия. Современные лингвисты считают, что наиболее правильной является теория видов, предложенная Ф.Ф.Фортунатовым [4].

На сегодняшний день центральным вопросом изучения категории вида является выяснение тех семантических условий и закономерностей, какими определяется видовое расширение форм единого слова. В современной системе видовой корреляции обнаруживаются два грамматических аспекта, соответствующие разным стадиям в истории грамматического строя русского языка. Вслед за Ф.Ф.ФортунатовымА.А.Шахматов трактует понятие результативности применительно к значению глагола совершенного вида. В труде “Синтаксис русского языка” А.А.Шахматовым[5] сделана попытка не только очертить общие грамматические отличия глаголов совершенного и несовершенного вида, но и наметить основные грамматические разновидности внутри каждого из этих видов. Схема видов и подвидов получает дальнейшее развитие в работах А.А. Булаховского.

Учение о двух видах глагола разрабатывается в трудах В.В.Виноградова, определившего вид как категорию, обозначающую действие в отношении к его пределу; основным признаком совершенного вида является признак предела действия, достижения цели, результата, отсутствие представления о длительности действия; основным значением несовершенного вида является выражение действия в его течении, без представления о пределе процесса в целом.А.В.Бондарко и Л.Л.Буланин характеризуют совершенный вид как действие неделимое и целое, тогда как в семантике несовершенного вида указание на целостность действия отсутствует [6].

Так складываются традиционные характеристики семантики глаголов совершенного и несовершенного видов. За совершенным видом закрепляется значение, ограниченное пределами действия в какой-либо момент его осуществления:

  • в момент возникновения действия;

  • в момент завершения действия.

Эти глаголы обозначают начинательность действия; ограничение длительности действия, результативность действия. Глаголы несовершенного вида имеют значение действия в его течении, без указания на его предел. Категория эта представлена также бесприставочными глаголами движения. Существуют и другие признаки, позволяющие разграничить глаголы совершенного и несовершенного вида.

По Ф.Ф.Фортунатову [4] , глаголы совершенного вида означают момент наступления и момент завершения действия. Момент завершения действия определяется или по отношению к предшествующей деятельности, или по отношению к достижению результата.

Таким образом, совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления:

  • момент возникновения действия

  • момент завершения действия.

Эти глаголы обозначают начинательность действия, ограничение длительности действия, нерезультативность действия.

А.А.Шахматов[5] различает среди глаголов совершенного вида четыре подвида:

1. Однократный. Обозначает однократное или мгновенное проявление признака: кинуться, ринуться, хлопнуть.У этой группы глаголов часто встречается суффикс -ну. Его основная функция – служить средством образования для глаголов этого вида: дунуть, мелькнуть, согнуться, повиснуть.

2. Определительный подвид обозначает ограниченное временем проявление признака. Он образуется с помощью приставки по-: позволить, поедать, подсобить, полезть, помешать, постучать.

3. Начинательный подвид обозначает начало действия и образуется с помощью приставки за-: замедлить, затих, застыла, захлопотать, запеть, засмеяться.

4. Усилительный подвид образуется посредством двух глаголов: велел сложить, велели остаться, постарался помочь.

В.В.Виноградов утверждает: “Схема видов и подвидов, разработанная Г.К.Ульяновым и Ф.Ф.Фортунатовым, видоизмененнаяА.А.Шахматовым, является самой глубокой и влиятельной” [2, с. 418].

В лингвистической литературе описаны и такие грамматические особенности глаголов совершенного вида: 1) формы настоящего времени употребляются в значении будущего времени; 2) у глаголов совершенного вида широко употребительны формы повелительного наклонения 1 лица, имеющие особый экспрессивно-смысловой оттенок; 3) при отрицании глагол совершенного вида приобретает оттенок предостережения; 4) глаголы повелительного наклонения могут употребляться в значении глаголов прошедшего времени.

В Академической грамматике описаны основные ситуации (условия контекста), в которых употребляются глаголы несовершенного вида [7, с.604-605]:

1. Ситуация единичного конкретного действия, представленного как не ограниченный пределом конкретный процесс.В лингвистике такой тип употребления глаголов несовершенного вида называется конкретно-процессным: играл, сиял, спешил, глядит, ищет, берег, нес, хранил, помнил, учил, рисовал.

2. Ситуация повторяющегося действия, представленного в его неограниченной повторяемости.Такой тип употребления глаголов несовершенного вида называется неограниченно-кратным.

3. Ситуация постоянного отношения.

4. Ситуация обобщенного факта выражает общее указание на сам факт действия.

Глаголы несовершенного вида употребляются в более разнообразных ситуациях, чем глаголы совершенного вида. В целом ряде случаев ситуация может быть передана только глаголами несовершенного вида, который обладает вполне определенным грамматическим значением, которое заключается в выражении действия, не ограниченного переделом.

Все эти теории обобщены в учебном пособии Даркуловой К.Н. и НиетбайтегиК.А. Лекции по морфологии современного русского языка. -Шымкент, 2008 г. [8]. При изучении глагола наиболее трудными темами оказываются категории вида, залога и классов глагола. Даже сопоставление имеющихся в обоих языках (казахском и русском) категорий не облегчает обучение, до такой степени грамматика глагола сложна, недаром академик Л.В. Щерба, целый семестр читавший студентам лекции по глаголу, на последнем занятии признался, что и сам не понял, что такое глагол. В этом актуальность и дискуссионность заявленной темы, над которой мы будем продолжать работать.

Литература

  1. Даркулова К.Н., Сапарбекова Г. Способы глагольного действия // Труды 7-й научной студенческой конференции по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам.- Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2004.- С. 134-135.

  2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972.

  3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1978.

  4. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1956. Т.1.

  5. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка.- М., 1941.

  6. Бондарко А.В., БуланинЛ.Л. Русский глагол – Л., 1967.

  7. Русская грамматика. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – Т.1. – М., 1980.

  8. Даркулова К.Н., НиетбайтегиК.А. Лекции по морфологии современного русского языка. Книга 2. Глагол. Причастие. Деепричастие // Шымкент, ЮКГУ им. М. Ауезова – 2008 г.- 156 с.

Просмотров работы: 3841