ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Высшие учебные заведения перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых отдельное и особое внимание обращается на юридическое образование. Концептуальные изменения коснулись практики консультирования и получении практических навыков, в процессе обучения на юридических факультетах или специализированных вузов. К таковым изменениям можно также отнести внедрение в образовательный процесс юридических клиник. Юридическая клиника является прежде всего одним из важнейших инструментов в образовательной. Стандарты предъявляются к высшим учебным заведениям, готовящим бакалавров и магистров по юридической специальности, требования по наличию в высших учебных заведениях юридических клиник, в которых студенты могут получать практические навыки консультирования, а также общения с гражданами является обязательным.

Юридические клиники создавались и успешно функционировали еще задолго до принятия новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно в юридических клиниках в одних из первых использовались интерактивные и эффективные методики преподавания права Практическое обучение в юридических клиниках началось еще в те времена, когда сама по себе идея их существования не всегда находила понимание у руководства высших учебных заведений, вызывала недоумение на лицах у граждан и не воспринимались всерьез юридическими сообществами и объединениями.

Юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь населению в виде правового консультирования как в устной, так и в письменной форме, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Консультации в юридических клиниках дают студенты старших курсов, обучающихся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем руководителя юридической клиники, преподавателей или практикующих юристов.

Актуальной проблемой современного юридического образования является недостаточность подготовки студентов бакалавриата и магистратуры к практической деятельности. Прежде всего это обусловлено неким разрывом академического образования и практической деятельности, а также отсутствием практикоориентированных методов обучения. Острая потребность общества ощущается в повышении качества юридической помощи, что требует, в том числе, активных усилий по внедрению практической составляющей в обучение студентов. Это позволяет студентам приобрести к моменту окончания обучения не только знания, но и умения, навыки, а также профессионально значимые личностные качества, соответствующие запросам работодателей и общества в целом. Эффективность такой деятельности зависит от правильной постановки задач учебного заведения и использования средств и методов, позволяющих их решить.

В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Достоинств юридических клиник масса - они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям - гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных. Каждая юридическая клиника имеет право устанавливать собственный порядок работы в соответствии с издаваемыми локальными нормативными актами. Юридическая клиника формируется из преподавателей и студентов высшего учебного заведения, Консультации в клиниках осуществляются в группах по 2-10 человек под руководством куратора (руководителя юридической клиники, преподавателя или практикующего юриста).

Юридические клиники есть практически в каждом городе России и в каждом высшем учебном заведении, где имеется юридический факультет. Определившись с наиболее подходящей структурой клиники, гражданину необходимо изучить ее график работы и понять, нужно ли записываться на прием, позвонив по специальному телефону или можно прийти в указанные часы. Переход на новые стандарты для многих высших учебных заведений, где юридические клиники существуют давно, прошел, как правило, без каких-либо организационных сложностей и серьезных изменений учебного процесса. Юридическая клиника уже, так или иначе, включена в учебный процесс, поскольку стандарт специалиста позволял зачитывать работу студента в юридической клинике как практику, либо рассматривать ее как факультативную дисциплину в области консультирования.Также есть высшие учебные заведения, которые только создают юридическую клинику или где она существует, но никак не включена в образовательную программу высшего учебного заведения. С одной стороны, наличие большого опыта клинического юридического образования облегчает создание новых юридических клиник, а наличие широких информационных возможностей и открытость участников клинического движения, предоставляет возможность искать решения и ответы на проблемные вопросы, которые могут возникнуть как у начинающих специалистов в этой области, так и у опытных клиницистов и специалистов.

Правильное включение клинического обучения в основную образовательную программу вуза обусловлено следующим:

• обучение и работа студента в юридической клинике должны отражаться в его учебной нагрузке, а затем– в документах выпускника;

• учебная деятельность в клинике должна состыковываться с расписанием, учитываться в учебных графиках;

• работа сотрудников, преподавателей юридической клиники должна быть оплачена

Обучение в юридической клинике, как вид учебной деятельности, условно можно разделить на два основных блока:

•подготовительный блок (особое внимание уделяется клиническим курсам или курсам в стенах юридической клиники, как например, интервьюирование, анализ дела, консультирование, юридическая техника и др.) – здесь проблемы чаще всего связаны с поиском места для этих курсов в образовательных программах высших учебных заведений;

• практический блок (основное внимание направлено на работу по консультированию граждан, подготовку аналитических материалов) — здесь самые большие трудности возникают с оплатой работы сотрудников(руководителей, преподавателей, кураторов) формальной фиксацией объема работы студента, подсчета затраченного на работу времени.

Следует отметить, что любое, самое методически продуманное практическое занятие, опирающееся на современную юридическую практику, не дает того эффекта, какой дает юридическая клиника, поскольку на семинаре студент решает абстрактную задачу, от которой зависит лишь его оценка, в то время как в юридической клинике он сталкивается с действительной проблемой, а от его решения зависит благополучие конкретного человека. Методика юридического клинического образования дает студенту незаменимый опыт практической деятельности, формирует основы профессиональной этики, прививает ответственное и уважительное отношение к праву, что в конечном счете повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Необходимо отметить, что на юридическое клиническое обучение как одно из наиболее эффективных форм обучения студентов-юристов практическим навыкам, сегодня должно быть обращено серьезное внимание и со стороны государства, и со стороны всей юридической общественности, ибо именно ВУЗ является кузницей будущих юридических кадров. От того, насколько грамотных и социально ориентированных специалистов сегодня будет выпускать высшее учебное заведение, зависит наше будущее, дальнейшее развитие общества и правового государства.

Просмотров работы: 1069