Интерпретаций классики великое множество и многие из них действительно заслуживают внимания. Я уверена в том, что произведение, если оно с большой буквы не может быть категоричным и однозначным. Есть замысел, идея. Но как, например, в романе Николая Васильевича Гоголя
« Мёртвые души» можно с первого прочтения разобраться во всём и сразу. А что еще интереснее с каждым новым прочтением таких произведений открывать для нас что-то новое, то, чего мы никогда не замечали ИЛИ не хотели заметить, если говорить о тех книгах, которые мы перечитываем в разные моменты нашей жизни.
Каждое поколение, да что там поклонение, каждый человек трактует для себя произведение по-своему. Вот и театральные постановки идут в ногу со временем. Современная режиссура удивляет своими находками и смелыми представлениями о классических произведениях. Одним из ярких примеров современной интерпретации классики является спектакль-фантазия «Шинель», поставленный на сцене театра «Современник» в 2004 году Валерием Фокиным. На мой взгляд, именно этот пример демонстрирует современные взгляды на классику.В 2006 году спектакль "Шинель" получил две премии "Золотая маска": в номинациях "Лучший спектакль малой формы" и "Лучшая работа художника" (Александр Боровский).
Это действительно фантазия. При создании спектакля Фокиным были задействованы интереснейшие эффекты и приёмы. Над ними работали представители современного театрального искусства: композитор Александр Бакши, без музыки которого невозможно представить данную «Шинель», и Александр Боровский с Ильёй Эппельбаумом, которые создали мир, окружающий Башмачкина. Мир этот устроен так, что кажется, будто это твоя тень ходит по сцене, и всё это вовсе не современные технологии, а реальная действительность. Всеми ими был создан действительно современный театральный проект. Хотя нет, если бы не исполнительница роли Башмачкина, возможно и не было бы этой мистической истории. Марина Неелова в роли Акакия Акакиевича эта находка, благодаря которой этот спектакль обрёл жизнь.
Начинается всё, как ни странно, с шинели. Именно из неё – огромной, как башня, медленно и таинственно появляется он – тоненький, сгорбленный Акакий Акакиевич. Актриса в этом образе неузнаваема. На самом деле на протяжении спектакля видишь только лицо Башмачкина. Кажется, что он именно такой и никакой другой.
Думаю, если бы режиссер подкинул зрителям очередную загадку о своём спектакле, и не называл имени того, кто играет главную роль, многие не узнали бы Неёлову в образе Башмачкина. Её появление очаровывает с первых мгновений и не оставляет до конца спектакля.
Фокин расставляет свои акценты, воплощая коллизии повести на сцене. Он изображает Башмачкина прежде всего как одинокую душу в мире, в котором нет места для сочувствия, понимания, помощи. Режиссер передаёт нам именно чувства, а не сюжет. Он даёт нам почувствовать, всё то, что пережил Акакий Акакиевич, когда потерял он не просто вещь, а настоящую подругу, которая дарила ему тепло.
Вообще шинель на сцене это второй герой, наряду с Башмачкиным, она по-настоящему живая и существует совершенно самостоятельно.
Так на протяжении часа на сцене существуют Башмачкин и Шинель. Остальные персонажи произведения для Фокина просто не существуют. На мой взгляд, они не интересны для него. Это всего лишь тени и голоса, которые окружают Башмачника, а не настоящие, живые, знающие о милосердии люди. Это души, и они у Гоголя опять мертвы. Шинель для героя – единственный живой предмет в его мире. Поэтому, вместе с потерей своей «возлюбленной», он теряет и свою жизнь.
Эффектный, экспериментальный и новаторский спектакль делает для нас Фокин. Многие не соглашаются с Фокиным, с его представлением «Шинели». Да он и не отрицает, что возможно эта история не совсем гоголевская. Не зря спектаклю даётся такое определение как фантазия. Несомненным остается тот факт, что были приняты очень интересные решения для создания этой фантазии.
Хочется заметить, что когда вглядываешься в «Шинель» В. Фокина, невольно в памяти оживают отрывки из еще не законченного мультипликационного фильма Ю. Норштейна. Как будто герой мультфильма был перенесен в театральные рамки.
Наблюдая за этой шинелью, мы видим, как она вбирает в себя шинели, созданные своеобразными соавторами Н.В. Гоголя – Ю. Норштейном,
В. Фокиным, М. Неёловой. У каждого она своя. И каждый зритель также становится «соавтором», потому что не только примеряет на себя одну уже из предложенных выше шинелей, а конструирует для себя свою.
В подтверждение той мысли о том, что эта «Шинель» не может быть понята однозначно, приведу мысль, прочитанную в одной из рецензий на спектакль: « В то же время, в ее игре проскальзывают совсем уже неожиданные нотки из «сегодня», и тогда старичок Башмачкин неожиданно кажется старушкой – фантомом 90-х, тихой, интеллигентной бабушкой, живущей на одну пенсию, никого не трогающей, никого ни о чем не просящей, незаметно умирающей в страшной нищете. Само это существо, со всеми своими маленькими радостями, "пи-пи" в фарфоровый ночной горшок и звонкими буковками вместо смысла работы и жизни, невыносимо трогательно. Тем страшнее его почти незаметная гибель, его вопиющее ничтожество и скрываемая за всей этой фантасмагорией узнаваемость "живой" ситуации»[1].
Финал Фокину не интересен. Гоголевский текст «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его никогда и не было» произносится в конце спектакля где-то за сценой. Дальше – тишина.
«Меня интересует граница между реальным и нереальным, – так определяет свой режиссерский метод сам В. Фокин. – Это состояние сознания, которое трудно сформулировать словами. Это не сонное состояние и не наркотическое. Меня интересует вот эта середина, когда сон еще не закончился, а уже наступает рассвет. В спектакле оказалось меньше, чем хотелось бы, «человеческого» – о «слишком человеческом» я не заикаюсь. Однако от антисентиментального Фокина вполне можно было ждать такого Гоголя, у которого, как утверждал В.В. Розанов, «маски и хари вместо лиц»[2].
Валерий Фокин в своих спектаклях исследует то, что находится внутри нас. И его Башмачкин это то, что, покопавшись в себе, может найти каждый. И пусть гоголевское содержание текста совсем не раскрыто им, он к этому и не стремился. Корреспондент отдела культуры газеты «Известия»Артур Соломонов в своей статье «Хуже, чем одиночество» написал: «Ничего лишнего, абсолютное знание своих возможностей, владение мастерством: есть к чему присмотреться молодым режиссерам, столь бурно и порой назойливо разбрасывающим свои находки и находочки. В этом спектакле - художественный аскетизм и чувство меры. И Гоголь, и Неелова, и режиссер - никто не пострадал: счастливый симбиоз»[3]. И я не могу с ним не согласится. Этот спектакль подвергся очень большой критике, и она была не безосновательна. Но нет сомнений в том, что эта «Шинель» - пример такой современной театральной постановки, на которую нельзя не обратить внимание.
Писатель Игорь Золотусский сказал: « Для меня это Гоголь, которого я не знаю»[4].А, на мой взгляд, у Гоголя такая сторона была. Эта постановка не для тех, кто идёт на «Шинель» впервые и не знает текста произведения. Она для тех, кто хочет узнать его с другой стороны. Несмотря на то, что спектакль был многими не принят, он имеет право на существование. Споры, вызванные этой фантазией, еще раз доказывает то, что у каждого своя классика.
Список использованной литературы:
1.Верди А. Марина Неелова не сумела выйти из «Шинели». [Электронная версия]. Режим доступа: httpwww .utro.ru/ articles
2. Егошина О. Марина Неелова – Башмачкин. [Электронная версия]. Режим доступа: http://www.sovremennik.ru/play/about9886-2
3. Соломонов А. Хуже, чем одиночество [Электронная версия]. Режим доступа: http://www.sovremennik.ru/play/abouta90e
4. Золотусский И. Вступительное слово к спектаклю Валерия Фокина «Шинель» [Электронная версия]. Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/31533