Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье ее делали по-своему. Куклы отличались друг от друга. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
ВИДЫ КУКОЛ
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
1. Кукла «Куватка». Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
2. Кукла «Ангелочек». В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырех квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.
3. Кукла «День и ночь». Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из темной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днем вперед помещали одного, ночью – другого.
4. Кукла «Девка-баба». Ещё один «перевертыш» назывался Девка-баба. Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
1. Кукла «Закрутка». К игровым свернутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикрепленный к туловищу.
2. Кукла «Зайчика на пальчик». Такие куклы делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
1. «Вепская кукла» (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.
2. Кукла «Зерновушка». А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Отражение традиций русского костюма в одежде кукол
Наряд русской куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукле условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма.
Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Женский народный костюм был более разнообразным. Различали два вида женской одежды: рубаха и сарафан; рубаха с юбкой-поневой и передником. Обязательной принадлежностью мужского и женского костюма был пояс. Кроме практического применения он являлся оберегом.
Женский костюм немыслим без головного убора. Волосы замужней женщины связывали с магией и колдовской силой, поэтому она не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Основными женскими головными уборами были кокошник, повойник, платок. Под платок повязывалось очелье, закрывающее лоб. Незамужней девушке разрешалось носить повязку-ленту, закрывающую только лоб и затылок.
Украшалась одежда вышивкой, которая не только украшала костюм, но и служила защитой от темных сил: она содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Одежда большинства русских кукол состояла из рубахи, традиционной поневы, передника, который приматывался поясом. У многих кукол на груди нитки завязывались в виде креста, который являлся защитным символом. На голову кукле повязывались очелье и платок.
Большую роль в нарядах кукол, как и в русском костюме, играл цвет. Традиционно самыми распространенными цветами в одежде наших предков был красный, белый и черный. Красный цвет на Руси считался обережным цветом, дающим жизненную силу. Это цвет солнца, тепла, долголетия, здоровья и красоты. В наряде любой куклы всегда присутствовал белый и красный цвет.
Народная кукла, еще в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжение рода. Кукла находилась с человеком с момента его рождения, и до самой его смерти. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы. Зачастую кукол делали совсем без лица, в таких куклах никак не могла поселиться нечистая сила. В каждом доме кукол мастерили по-своему. Не было даже двух одинаковых кукол на улице. Мастера вкладывали в куклу всю свою душу и любовь. По сравнению с нашими временами, дети в древности очень бережно относились к куклам и никак не считали ее игрушкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России, в том числе и в Белгородской области, переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Сегодня в Белгородской области работают 24 Дома ремесел, 131 Дом мастера, Центры декоративно-прикладного творчества, а также кружки декоративно-прикладного искусства в Домах культуры и искусства. В качестве преподавателей выступают местные народные умельцы. Создание сувенирных лавок в каждом районе Белгородчины – есть основная задача как будущих предпринимателей, так и управления культуры. Обязательным атрибутом такой сувенирной лавки должна стать продукция с местной символикой. Один из претендентов символов Белгородской области – кукла Белогорочка. О ней уже написаны стихи и даже есть легенда.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.