Цель педагога – учитывая общие способности ,физические и психические данные построить индивидуальную систему работы с данным учеником. Именно индивидуальность ребенка должна подсказывать педагогу правильное решение. Чтобы глубоко и всесторонне развить индивидуальность ребенка первое, что нужно сделать, это не подавлять ее. Нужно добиться, чтобы ученик воспринимал указания не против своего желания, а искренне увлекаясь. Нельзя сводить задачи педагога, только к тому чтобы обучать техническим навыкам. Целесообразно учить доступные ученики пьески. Такой метод будет развиваться не только слух, но и музыкальность.
Особое значение имеют знания педагога, как психолога. Он должен уметь определять индивидуальные характеристики учеников. Например, знаменитый А.И.Ямпольский, замечательный педагог и артист, делил учеников на несколько психотипов(1). Он в первую очередь оценивал такие качества ученика, как:
1)Эмоциональность
2)Сосредоточенность
3)Утомляемость
4)Выносливость
5Работоспособность
6)Целеустремленность.
Исходя из всех этих качеств, которые для каждого ученика индивидуальны, нужно построить схему занятий учитывающих его сильные и слабые стороны.
Необходимо развивать способность точно, четко, психологически правильно формулировать замечания, на понятном ученику языке. Работа педагога в период начальных занятий заключается в том, ответить на вопросы: Кого вы учите? Что из себя представляет ученик?
Педагог Ю.И. Янкелевич делил учеников на восемь характеристик(2):
1)Не способность к обобщению творческого и методического материала. Неумение делать выводы из общих указаний педагога.
С этими качествами ученика можно бороться только детальной проработкой всей программы. Причем работать надо не над всем произведением сразу, а ограничиваться несколькими тактами, строчками. Тогда ученик успеет проанализировать свои действия и есть вероятность, что хотя бы часть информации останется у него в голове.
2)Быстро схватывает, но не умеет довести дело до конца.
В этом случае, необходимо, работать с учеником над сосредоточенностью и вниманием, но делать это так чтобы ребенок не уставал, то есть в игровой форме. Можно давать маленькие песенки разных характеров, которые будут вызывать ассоциации у ребенка. Таким образом, заинтересовав ребенка, педагог добьется большей сосредоточенности и вызовет искренний интерес.
3)Повышенная эмоциональность.
Такие ученики встречаются достаточно часто. В этом случае необходимо развивать контроль эмоциональности. Так как эмоциональность является сильной стороной таких детей, нужно работать над слабыми сторонами. Обычно у таких учеников это внимание и технические трудности .Поэтому надо давать упражнения для улучшения техники, заниматься гаммами, играть упражнения Шрадика.
4)Вялость и флегматичность.
В данном случае большую роль играет заинтересованность ученика в занятиях музыкой. Педагог должен хорошо продумывать программу, которую будет давать такому ученику. Необходимо вызвать интерес, например дать послушать записи произведений ,посмотреть видео с известными исполнителями.
5)Нервозность, проявляющаяся в не устойчивом психическом состояние. Неуверенность, неумение владеть собой во время исполнения.
Избавления от этого недостатка, достаточно долгий и трудоемкий процесс. Педагог должен общаться с учеником, проводить беседы, которые будут способствовать раскрепощению. Во время исполнения нельзя набрасываться на ученика с критикой, педагог должен взвешивать каждое свое слово и давать рекомендации, вселяя в ученика уверенность.
6)Упрямство и строптивость.
В этом случае педагогу не подойдет стандартный подход. Здесь необходимо попытаться завоевать авторитет у такого ученика, показать ему какие-то новые интересные приемы, опять же, дать послушать интересные композиции. Но если это не поможет я бы воспользовалась «принципом Г. Остера».
7)Способность в точности исполнять указания педагога, но при этом отсутствие ярко выраженных вкусов и инициативы, самостоятельности.
Нужно давать ученику интересные творческие задания. Например, изучая какое-то произведение попросить его нарисовать картинку, которая бы отражала его чувства относительно этого произведения. А так же конечно надо развивать его самостоятельность, давать домашние задания по силам ,но немного забегая вперед.
8)Инициативность и самостоятельность.
Таких учеников любят абсолютно все педагоги, так как с ними проще всего работать. Но необходимо следить за качественным исполнением работы. Таким ученикам нужно давать больше свободы творчества, тогда ребенок раскроется по-новому.
В моей практике, я не встречала именно таких ярко выраженных характеров учеников. Но каждый ученик это собирательный образ и к нему требуется комплексный и индивидуальный подход.
В зависимости от каждого случая, нужно подбирать соответствующий материал. Выявление индивидуальности, процесс не только активности педагога, но и ученика. Надо научить ученика самостоятельному художественному мышлению. Развивать воображение с первых уроков.
Список используемой литературы.
Ямпольский А.И.: «О методе работы с учениками» в кн.: Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 1. –М., 1959;
Подготовка пальцев и оставление их на струнах, в кн.: Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1960.
Янкелевич Ю.И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сб. статей.– М., 1960