ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе финансовой, определяется особенностями аграрной сферы, требующими создания возможностей для стимулирования роста эффективности ее функционирования.

К числу таких особенностей относятся: влияние природно-климатических факторов, детерминирующих создание и развитие системы страхования с непосредственным участием государства; неустойчивость цен, колебания которых зависят от рыночной конъюнктуры, характеризующейся низкой эластичностью спроса на аграрную продукцию; низкую степень монополизации аграрного производства по сравнению с другими отраслями экономики; отсутствие интенсивного притока капитала в сельское хозяйство, которое не может иметь большую окупаемость вложений, чем в других сферах деятельности.

Государственная поддержка сельского хозяйства должна осуществляться с использованием административно-правовых и экономических методови соответствующих им инструментов (см. рис. 1), адекватность которых будет определять эффективность функционирования всего механизма такой поддержки в целом.

Рис. 1. Методы и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства

В последние годы в России активизировалась деятельность государства по регулированию и поддержке сельского хозяйства. [1, с. 85].

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

- Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;

- Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам;

- Государственная поддержка отраслей животноводства;

- Государственная поддержка отраслей растениеводства;

- Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

- Государственная поддержка малых форм хозяйствования;

- Государственная поддержка экономически значимых региональных программ;

- Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

- ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";

- ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».[2]

Программой предусмотрены субсидии на возмещение части затрат по кредитам сельхозпроизводителям. Субсидии предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Поддержка предоставляется на различные сроки и цели. Максимальный размер субсидируемого кредита – 40 миллионов рублей на срок до восьми лет. Программы поддержки действуют в каждом субъекте Российской Федерации. Однако региональные власти в силе их расширить, адаптируя под территориальную специфику.[3]

На 2015 год объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку АПК РФ составляют:

  • всего - 42 943 692 тыс.руб.;

  • в том числе за счет средств из Федерального Бюджета - 17 594 879 тыс.руб.;

  • в том числе за счет средств из Бюджета субъекта РФ - 25 348 813тыс.руб.[2]

По итогам 2014 года впервые в новейшей истории России остановили негативный тренд в развитии молочного скотоводства. Впервые производство молока идет с плюсом - 0,3 процента.

Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур превысил 105 миллионов тонн после доработки. Намолочено более 2,5 миллиона тонн сои и почти 1,5 миллиона тонн рапса. Это максимальные результаты за всю историю выращивания этих культур в нашей стране. Получен рекордный урожай овощей - 15,4 миллиона тонн, плодов и ягод - без малого 3 миллиона тонн. В производстве скота и птицы в сравнении с прошлым годом ожидается прибавка - 4 процента. Основной прирост обеспечит увеличение объемов производства свиней - на 6 процентов и птицы - на 6,1 процента. Более чем на 1 миллион тонн увеличился объем молока, поступившего на переработку. Главная задача 2015 года - не сбавлять набранные темпы.[3]

Развитие государственной поддержки сельского хозяйства направлено на обеспечение достижения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития сферы аграрного производства в России на основе реализации стратегии его инновационной модернизации в целом, включая обновление его технической базы; обеспечения на этой основе конкурентоспособности аграрных регионов, их хозяйствующих субъектов и производимых ими стратегических товаров; интегрирования производителей сельскохозяйственной продукции в механизм рыночных отношений; развития крупных вертикально интегрированных корпоративных структур в регионах аграрной специализации; стимулирования государственно-частного финансирования развития сельского хозяйства.

Финансово-экономические санкции стран Запада в отношении РФ и ее контрмеры оказали влияние как на Россию, так и на Европу. В Европе они, безусловно, чувствуются. Во многих странах ЕС это прежде всего касается сельского хозяйства, сами сельскохозяйственные производители себя ощущают жертвами политических санкций, к которым они не имеют никакого отношения. Все же российское эмбарго отразилось на странах ЕС неравномерно. Наиболее пострадавшей страной оказалась Литва, значительный ущерб также нанесён Финляндии, Эстонии и Польше. Основные экономики ЕС от эмбарго пострадали в гораздо меньшей степени; в частности. Наименее пострадавшей от российских контрсанкций страной ЕС оказался Люксембург. [4]

Германия потеряла примерно 550 миллионов долларов США. Если говорить о показателях двусторонней торговли сельхозпродукцией между Россией и Евросоюзом, то товарооборот в 2014 году по сравнению с 2013-м снизился на 20 процентов и составил всего около 14 миллиардов долларов США. Импорт продовольствия снизился на 23 процента, до 11,6 миллиарда долларов. И при достижении определенного прогресса в отношениях России и Запада, вероятно, Германия хочет оказаться в числе первых стран для возобновления торговых взаимоотношений.

В 2015 году на нужды германского Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL) в бюджете будет предусмотрено 5,3 млрд. евро. Ключевой статьей расходов в федеральном аграрном бюджете на 2015 год останется социальная политика, на мероприятия которой запланировано выделение почти 3,7 млрд. евро. Еще одной ключевой задачей, реализуемой в рамках аграрного бюджета на 2015 год, является поддержание привлекательности сельских территорий как благоприятных регионов для работы и проживания. Благодаря перераспределению средств, выделяемых из бюджета ЕС в качестве прямого субсидирования сельхозпроизводителей, для мероприятий по развитию сельских территорий будет предоставлено дополнительно 1,14 млрд. евро. Также предусмотрена постепенная долгосрочная переработка действующей Совместной программы федерации и федеральных земель «Улучшение аграрной структуры и защита побережий» (GAK) в Совместную программу федерации и федеральных земель «Развитие сельских территорий».[5]

Программа помощи европейским фермерам для преодоления последствий российского продовольственного эмбарго в начале 2015 г. была продлена до июня 2015 года. Однако сумма пакета не увеличена: выплаты с сентября по июнь не превысят €165 млн. Всего, с учетом субсидий, до октября 2015 года аграрии Европы получат до €1,2 млрд., что все равно меньше прогнозируемого от российских санкций ущерба в размере €5 млрд.

Список литературы:

  1. Шкарупа Е.А. Развитие государственной поддержки сельского хозяйства в России // Вестник Волгоградского государственного университета - 2, 2013.

  2. http://www.gp.specagro.ru – официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.[Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации[web-сайт]. 22.02.2015. -– Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru

  3. http://www.rg.ru - Российская газета [Электронный ресурс] // Российская газета. RG/RU[web-сайт]. 22.02.2015. -– Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/21/fedorov.html

  4. http://ria.ru- РИАНОВОСТИ - [Электронный ресурс] // РИАНОВОСТИ[web-сайт]. 22.02.2015. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20141104/1031698980.html

  5. http://agrardialog.ru – официальный сайт «Германо-российский аграрно-политический диалог»- [Электронный ресурс] // [web-сайт]. Германо-российский аграрно-политический диалог 22.02.2015. - Режим доступа: http://agrardialog.ru/news/details/id/1146

Просмотров работы: 4499