ОПЕРНЫЙ ТЕАТР БАСТИЛИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР БАСТИЛИИ

Шляховая А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идея нового «популярного и современного» оперного театра впервые пришла в 1880х, лишь годы спустя после открытия Гранд-Опера. Но ещё целый век, периодически возрождаясь, она будет оставаться вне воплощения в связи с рекуррентным «кризисом в Опере» и ограничениями, наложенными на современную оперную постановку Оперой Гарнье. В 1965–1968 гг. этому в значительной степени поспособствовал Жан Вилар (Jean Vilar), актёр и режиссёр, в то время самая выдающаяся фигура в «популярном театре», введя в действие проект реформации Национального оперного театра и повторив провокационный призыв композитора Пьера Булеза (Pierre Boulez) «взорвать оперные театры».

В 1981 году, новоизбранный президент Франсуа Миттеран (François Mitterrand) включил новый оперный театр в его большую программу известную как «Grands Travaux» («Большие Работы»; полное название в переводе с французского: «Программа воздвижения серии монументов, символизирующих центральную роль Франции в искусстве, политике, и мировой экономике в конце 20-го столетия").

Проект изначально был частью «Cité de la musique», группы учреждений занимающихся музыкой и расположенных в квартале Ла-Виллет, 19-м округе Парижа. Было быстро принято решение отделить проект и построить здание в относительно рабочем районе Бастилии, ассоциирующимся с французской революцией, который являлся традиционной отправной или конечной точкой для демонстраций.

В следующем году, для избрания архитектора, был запущен международный конкурс под руководством общественной корпорации Оперы Бастилии. Было получено 756 заявок, и в ноябре 1983 года, конкурс был выигран тогда еще малоизвестным архитектором Карлосом Оттом, уругвайцем из Канады.

Местом постройки выбрали бывший Бастильский вокзал, который существовал в городе с 1859 по 14 декабря 1969 года, находясь между Лионской и Шарантонской улицами со стороны площади Бастилии.

Бастильский вокзал в начале 20 века

Здание театра, гигантское по размерам и претендующее на ультрасовременность, «увенчано» матовым кубическим сооружением для сцены, имея цилиндрический зеркально-бетонный фасад, отделанный сетчатыми стеклянными панелями. Оперные подмостки открыты для всеобщего обзора снаружи. Фойе с их панорамой города имеют гладкую, безликую поверхность зданий аэропорта, а закулисные приспособления театра, занимающие пространство в 9 раз большее, чем сама сцена, являются самыми современными и могут передвигаться бесконтактно.

Опера Бастилии. Вид в боковом разрезе

Финальное решение о необходимости создания новой оперы возникло именно по причине того, что Опера Гарнье уже не справлялась с функцией внесения классической музыки в массы. Однако, в отличие от других оперных театров мирового класса, акустика в Бастильском театре, в лучшем случае, неутешительная.

Изюминка Оперы Бастилии заключается в том, что «всё возможно», и это «всё» непременно останется в рамках вкуса. Таким образом, в сдержанном стиле была поставлена опера «Мадам Баттерфляй», которой украсил текущий театральный сезон режиссёр Роберт Вилсон, доведя свою интерпретацию до уровня минимализма.

В оригинальном проекте здание оперы также включило небольшой концертный зал и многофункциональный зал ("Salle Modulable"). Последний являлся общественным запросом Пьера Булеза, который уже давно публично сетовал на отсутствие надлежащего места для современной музыки и экспериментальных спектаклей в Париже. Тем не менее, из-за задержек в строительстве в конечном итоге его отложили и, к раздражению Булеза, аналогичный объект был построен в рамках «Cité de la musique».

Идея концертного зала, известного как Амфитеатр Бастилии, была сохранена и, в итоге, зал был построен.

Амфитеатр Оперы

Открытие здания, состоявшееся 13 июля 1989 года в двухсотую годовщину взятия Бастилии, сопровождалось праздничным выступлением оркестра под руководством дирижера Жоржа Претра (Georges Pretre) и выступлением таких певцов, как Тереза Берганза (Teresa Berganza) и Плачидо Доминго (Placido Domingo). 13 июля 1989 — в двухсотую годовщину взятия Бастилии — Опера торжественно открылась спектаклем в постановке Боба Уилсона «Ночь перед утром» (La Nuit avant le jour). Но первая опера «Троянцы» (Les Troyens) Берлиоза (Berlioz) режиссера Пьера Луиджи Пиции (Pier Luigi Pizzi) прозвучала в здании только 17 марта 1990 года.

Первые годы работы зала оперы Бастилия были отмечены постоянными сбоями автоматизированного управления сценических механизмов, что обычно для новых театров, но что, тем не менее, вылилось в несколько парижских скандалов. Проделанный ремонт, осуществленный без закрытия театра, позволил добиться удовлетворительного функционирования всего механического оборудования. Из-за очень быстрого износа фасада здания государство затеяло судебный процесс против подрядчиков, обвинив их в недоброкачественной работе. Эта длительная тяжба, которую государство выиграло только в 2007 году, не позволяла до этого обновлять пришедшую в упадок облицовку здания.

Опера Бастилии стала главным объектом Парижской национальной оперы, основной оперной труппой Франции наряду с дворцом Гарнье. В первой проходит большинство оперных и некоторые балетные постановки, а также симфонические концерты, когда Опера Гарнье представляет лишь сочетание оперных и балетных спектаклей.

Вместимость залов:

Большой зал на 2 703 места.

Амфитеатр на 450 мест.

Студийный зал на 237 мест.

Зал Гуно (salle Gounod) для репетиций оркестра.

6

Просмотров работы: 768