ОБРАЗ ФУТБОЛЬНОГО ФАНАТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗ ФУТБОЛЬНОГО ФАНАТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Футбольный фанатизм занимает значимое место в нашей повседневной жизни и весьма актуален, ведь он идет вкупе с самим футболом и при любом просмотре или посещении матча мы можем наблюдать эту новую для России субкультуру, где молодежь выплескивает все свои эмоции.

Целью данной статьи является исследование футбольного фанатского движения как субкультуры молодежии присущие ей черты.

Для решения поставленных задач и полноценного понимания проблемы в ходе работы был проанализирован ряд неофициальных источников, таких как документальные фильмы, кодексы поведения фанатов, а также были проведены опросы среди участников фанатского движения и рассмотрены множественные статьи о футбольном хулиганстве в газетах и журналах многих стран, призванные разобраться в проблеме не только снаружи, но и внутри.

            С чем у нас ассоциируется словосочетание «футбольный фанат»? У кого-то это поддержка, сумасшедший драйв на стадионе, неумолкающая толпа, друзья или даже семья. У других же с этим ассоциируется только насилие, причем насилие бесконтрольное и беспощадное. Третьи же видят в этом все вышеупомянутое. Однако сразу встает череда вопросов, что это за понятие на самом деле, кто такие футбольные фанаты, какова их цель и как к ним относиться? Именно в этой статье я и хочу дать ответы на поставленные вопросы.

            Футбольный фанатизм уже давно не является локальным событием, он перерос в нечто глобальное. Подобно суровым кочевникам захватывающими новые территории быстрыми и сокрушительными набегами, футбольный фанатизм проникал в сознания людей стран, где футбол только начинал пользоваться популярностью. И вот теперь, спустя много лет с момента его зарождения, мы можем наблюдать дух его присутствия на каждом стадионе нашей огромной планеты. Но как? Как движение иногда столь агрессивное смогло достичь неимоверных высот и при этом постоянно иметь поток новобранцев со стороны молодежи? Для ответа стоит рассмотреть истоки футбольного фанатизма на примере Англии, где он, собственно говоря, и зародился, а также проследить его воздействие на зарождение подобных движений среди русской молодежи.

Сразу стоит отметить, что не каждый болельщик на стадионе фанат, так почему же есть необходимость в разграничении? Вообще слово фанат зародилось в Англии еще в началеXVIII в. и происходит от англ. слова «thefancy»,что означает любить что-то или отдаваться полностью какому-либо делу. В отличие от болельщика, который просто может прийти на матч, чтобы насладиться игрой. К XIXв. слово «thefancy»сократили до привычного нам«fan». Кстати говоря, фанатами изначально называли любителей традиционного для Англии спорта - бокса. Уже после слово fanстало обозначать любителей не только бокса, но и других видов спорта, в том числе и футбола.

Само же явление футбольного фанатизма и его течения - хулиганизма берет свои истоки еще в 1314 г., когда королю Эдварду IIпришлось запретить футбол, так как страсти среди жестокой и бесконтрольной крестьянской массы, пинающей мяч могли привести к крупным беспорядкам. Если же говорить о более современных событиях, то стоит упомянуть игру 1880 г. между клубами Престон и Астон Вилла. Сокрушительный разгром Астон Виллы со счетом 5-0 вывел болельщиков из себя и те, с дикими криками, напали на обе команды и жестоко избили игроков всеми подручными средствами. После этого инцидента были еще пара стычек, но к 1905 г. они пропали с первых полос газет. Однако свой подъем футбольный фанатизм получает в 50-е г. XX в., а приобретает популярность и особую жестокость к 80-м г. XX в.

Приобретать четкую структурированность футбольный фанатизм начинает именно с 80-х гг. и из него начинают выходить три основных течения:

- футбольные хулиганы - представители фан-движения, участвующие во всех драках, именно они выступают как зачинщики беспорядков как в стенах стадиона так и вне их. Нужно отметить, что в среде хулиганов, из всех типов фан-движения, наблюдается четкая организация, то есть все акции (действия) проводятся под четким и скрупулезным контролем со стороны более опытных участников. Основной целью хулиганов является некая «американская мечта» под названием «Золотой сезон», когда фанат должен посетить все игры клуба, будь то домашние или выездные, а с этим и участие во всех акциях;

- ультрас - самые активные представители на самом стадионе. В их задачи входит различного рода саппорт (продвижение) клуба. Иными словами ультрас расклеивают стикеры, рисуют граффити, распространяют листовки, участвуют в организации выездов. На самом стадионе они всячески поддерживают свою команду различными зарядами (кричалками) и развертываниями баннеров. У каждой группировки ультрас есть свой кодекс поведения на стадионе и присущ особый менталитет по поводу поддержки. Например,основываясь на данных опроса, у всех ультрас в обязанность входит продолжениераспевания гимна команды, не смотря на счет; не садиться на протяжении всего матча; не пить, не курить, не принимать наркотики во время игры; посещать как домашние, так и выездные матчи, по возможности; быть преданным клубу и футболу в целом; помогать развитию фан-движения;

- обычные фанаты, не принадлежащие каким-либо группировкам. На сленге хулиганы называют их «кузьмичами», то есть теми, кто мало разбирается в самом футболе, но приходит просто его посмотреть. Из-за того что они пользуются атрибутикой и цветами клуба, имеющимися в открытойпродаже, такие фанаты часто подвергаются нападкам со стороны хулиганов других фирм (группировок) за принадлежность к другим клубам.

Теперь, когда мы разобрались в структуре фан-движения стоит перейти к формированию образа самого фаната, его отличительным чертам, менталитету, ценностям.

Вне сомнений стоит то, что образ фаната зародился в Великобритании. Это была и будет культура молодых - средний возраст фаната составляет 17-27 лет.В момент зарождения движения в 70-80-е гг. в одежде любого фаната должны были присутствовать цвета клуба, которому он предан, это делало работу полиции по вычислению нарушителей правопорядка намного легче. Начала применяться практика отстранения некоторых личностей от посещения стадиона и матчей клуба. В свою очередь это вызывало недовольство со стороны обычных болельщиков, которых по ошибке принимали за хулиганов. И, как известно, на любое действие всегда есть противодействие.Именно в это время фанаты начинают носить дорогую дизайнерскую одежду, зарождается образ фаната наших дней -  кэжуалс (от англ. Casual - повседневный).

Среди марок одежды, которые и по сей день предпочитают фанаты можно выделить следующие: StoneIsland, FredPerry, Lyle&Scott, BenSherman, Lonsdaleи др. Естественно, проанализировав этот аспект можно с легкостью сказать, что такой ход явно был принят для усложнения работе полиции. Полиция, еще работающая по старым методикам, обращала внимания лишь на людей в «цветах» с коротко стрижеными волосами, парней же в обычной ничем не выделяющейся одежде можно было и пропустить. Однако развитие технологий слежения и обучения полицейских новым методикам, а так же распространения движениякэжуалс среди молодежипривело к вплне ожидаемым результатам: полицейские стали обращать внимание и на людей в фирме (дорогой марке одежды), а фанатам в свою очередь приходилось иногда прятать лого своей одежды.

Стоит отметить, что образ и привычки фан-движения хорошо описываются в книгах авторов, выросших в этой среде. К примеру, почти в каждой книге Ирвина Уэлша есть упоминания о фанатской среде Шотландии. В своих интервью он не раз заявлял, что имел знакомых в различных футбольный группировках. Также важной фигурой является Джон Кинг, писатель, подаривший миру книгу «Фабрика футбола». Это полубиографическая книга о жизни рабочей молодежи Англии, их взглядах на мир и политику в среде футбольного братства и вечного драйва на стадионах.

Что же касается ценностей фан-движения то на основе проведенных опросов можно смело выделить основу всего движения - отстаивание чести своей команды. Иными словами в каждой драке, в каждом перфомансе фанат обязан быть верен клубу. Смена цветов или названия клуба недопустимо, иначе ни одна другая команда не сможет заменить ему родную. Однако здесь может произойти раскол внутри группировки на тех, кто согласен на новые цвета и тех, кто продолжает акции поддержкиуже несуществующего клуба (срыв матчей, расклеивание стикеров и тд.). Но не смотря на эти действия в большинстве случаев по прошествии пары лет вновь происходит ассимиляция этих некогда разрозненных группировок.

Что же касается кодексов поведения фанатов на секторе, то он никак не противоречит кодексу поведения стадиона для всех болельщиков. В обоих случаях идет запрет на распитие алкогольной продукции и устройство беспорядков. Хотя на деле же в большинстве случаев беспорядки как раз таки и происходят на самих стадионах, а не за их пределами. Это и ставит под сомнение некоторые пункты кодекса фанатов.

Но все же почему данная субкультура привлекает молодежь? После проведенных мною исследований можно выделить аспекта популярности футбольного фанатизма.

Фан-движение это некое средство социализации, ведь в ряды фанатов вступают независимо от материального статуса и положения в обществе.Фирмы являются местом, где молодежь может найти новых друзей по общим интересам и выговориться по проблемам, лежащими на душе тяжелым грузом, то есть здесьподростки любых слоев обретают вторую семью, в которой уважение можно заслужить лишь поступками.

Немаловажным аспектов является и привычка ходить на стадионы, взращенная с детства. Многие фанаты, опрошенные мной сказали, что в основном родители привили эту привычку им. Вопрос вступления же в ряды фанатов значительно разняться у многих из них. Кто-то вступил в фан-движение из-за красоты устраиваемыхперфомансов, кто-то за идею продвижения своего клуба, кто-то чисто из скуки. Из этого можно сделать вывод, что фанатизм привлекает каждого своими уникальными идеями и редко когда эти идеи можно унифицировать под всех.

Еще одним аспектом привлечения молодежи в субкультуру является романтичный образ футбольных хулиганов, реализованный в кинематографе. Это такие бравые парни, которые выступают против системы дружными рядами и, как положено в фильмах Голливуда, побеждают благодаря совместным усилиям. Однако существует одно большое «но». На деле излишняя жестокость реальной жизни и реальных стычек заставляют молодежь менять взгляды на действительность. Об этом хорошо высказались братья Бримсоны, футбольные хулиганы, пишущие о жизни внутри фирм: «Футбольное насилие - как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго». Это и приводит нас к следующему аспекту популярности фанатизма.

Возможно, стоит обратиться к канонам Фрейда - природная агрессивность присуща каждому человеку и поставить вопрос о бурлящей крови и подростковой ненависти.Давно известно: выпускать пар очень полезно для психологического здоровья личности, ибо жить в стрессовой ситуации очень опасно, когда-нибудь вся злоба выместиться на родных или коллег. Стрессовые ситуации особенно часто встречаются у подростков, проблемы в семье, учебе, личной жизни все эти факторы накапливают в подростке негативные эмоции, нуждающиеся в выбросе.Очевидно, что разрядкой для многих служит хороший заряд адреналина, полученный в драке.Возможно, выплеснув все эмоции, подросток понимает, что все его проблемы решаемы, а душевный груз не такой уж и груз в конце концов.

Но несмотря на это футбольный хулиганизм является явлением остросоциальным, ведь многие стычки фанатов носят травмоопасный характер иногда с летальным исходом, как это практиковалось в Англии в 80-х и 90-х гг. Сейчас случаи смерти в стычках не так часты, но все же имеются. Также фанаты являются частыми зачинщиками массовых беспорядков. Стоит вспомнить события на Манежной площади в 2002 и 2010 гг. Первый раз беспорядки произошли на фоне проигрыша национальной сборной, второй - на фоне убийства фаната «Спартака» Егора Свиридова кавказцами. Англия так же блещет примерами девиантного поведения своих фанатов, чего стоит стычка вечныхфанатов-противников Милволла и ВэстХэм Юнайтедв Аптон парке.

Исходя из этого можно сделать вывод, что фан-движение как и любая другая субкультура, несомненно, является средством социализации человека, но средством опасным и требующим особого контроля со стороны правоохранительных органов. Причем не стоит говорить о тотальном контроле, со слов опрошенных мною участников фан-движения, правоохранительные органы, полностью облачившиеся в костюмы для подавления мятежей и относящиеся к фанатам с неуважением волей не волей вызывают агрессивные эмоции. Поэтому следует обучать персонал быть более дружелюбным ко всем посетителям стадиона, но и не терять бдительности для предотвращения установленного правопорядка.

И, конечно же, как заключительная часть данной статьи, необходимо рассмотреть влияние английского фанатизма на фанатизм русский, а также уловить его особенности.

В России новая субкультура начала формироваться только в 70-х г. ХХ в., вэто время появляются первые объединения фанатов, которые отличались своим особенным поведением, сленгом и атрибутами. Уже после распада Советского Союза фан-движение стало набирать обороты. Железный занавес рухнул и в Россию хлынули идеи запада. Самой первой, и можно сказать, матерью-основательницей стала фирма «Спартака» Flint'sCrew. Именно они стали первыми делать выезды и надеватьцвета своей команды. Когда в середине 90-х волна футбольного хулиганства захлестнула Россию, то спартаковскаяфанатская фирма Flint'sCrew представляла самую мощную и главную силу на трибунах стадионов и за их пределами. Манера разговора, перенятие сленга и даже походка фанатов России полностью копировали поведение фанатов Англии. Однако если в Англии в среду фанатов приходят уже люди более менее достигшие 21 года, то в российской среде фанатов преобладают лица, не достигшие совершеннолетия. Еще одним отличием является излишняя жестокость российских фанатов, по сравнению с фанатами Англии. Некоторым русским хулиганам попросту все равно на сам футбол они живут ради драки. Но почему же так? Даже сами фанаты не знают ответа на этот вопрос, скорее всего хорошим объяснением будет высказывание героя А. Дюма мушкетера Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь».

Не сказать что главной, но все же особенностью российских фирм является совмещение деятельности как хулиганов, так и ультрас. Это в основном характерно для провинциальных фирм и группировок. К примеру, фирма нашего города Амур Ультрас. Участники движения исполняют функциюкак иультрас - поддержка команды на стадионе, так и участвуют в акциях против приезжих фирм. В то время как крупные города России имеют четко структурированную организацию подобно английским фирмам.

Еще одна особенность русского фан-движения это наличие в этой среде правых идей, не повсеместно, конечно, но все же встречается гораздо чаще чем у той же самой Англии, где вопросы националистического характера отошли на второй план. Не стоит говорить что любая фирма это скопище ультраправых националистов, несомненно такие люди там присутствуют, но просто придерживаются этих взглядов и не участвуют в активном продвижении своих идей. Многие попросту путают ультраправых националистов с людьми, действительно любящими свою родину.Однако как бы парадоксально это не звучало, но позитивным проявлением фанатизма является то, что почти все фанатские фирмы пропагандируют здоровый образ жизни на фоне сохранения генофонда здоровой и сильной нации. Многие участники фирм занимаются различными видами спорта, не пью и не курят, и это в свою очередь воспитывает патриотизм в сознании молодежи только вступившей в ряды фанатов. Да, вопрос об ультраправых взглядах и патриотизме стоит ребром в данной области, молодежь может попасть и под разрушительное воздействие расовой идеологии и перемену моральных ценностей, а может вырасти истинными патриотами уважающими историю своего государства, но при этом не иметь сильно выраженной ксенофобии. Здесь и стоит задумать о будущем молодежи, но в этом состоит эффект любой субкультуры: ты должен под нее подстроиться. Остается надеяться, что ксенофобия и ультраправые идеи канут в лету, как это случилось в Англии. Однако какой исход примет эта ситуация при современных процессах глобализации и мультикультурности Россиипокажет только время.

Итак, подводя итог, можно смело говорить, что футбольный фанатизм как самостоятельная субкультура имеет полное право на существование. Он имеет свою историю, свою особую структуру, свои черты, ценности и особенности, без которых невозможно существование любого течения культуры. Его воздействие на молодежь весьма велико и теперь лишь стоит вопрос как прочно он войдет в жизни современного социума и какая судьба его будет ждать в дальнейшем. Ну а пока футбольный фанатизм продолжает потрясать нас своими красочными выступлениями на стадионах и своей неординарной агрессией.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники:

1 Кодекс поведения болельщиков на стадионе Локомотив [Электронный ресурс] // FCLM.RU : офиц. сайт. - 1999. - Системные требования :AdobeAcrobatReader. Режим доступа: http://www.fclm.ru/common/upload/files/Rules_Lokomotiv.pdf. - 07.09.2014.

2 Кодекс поведения фанатов Рубина на стадионе [Электронный ресурс] // Rubinultras.ru:неофиц. сайт. - 2011. - Режим доступа:

http://rubinultras.ru/novosti/obnovlennye_pravila_povedeniya_na_fan_sektore/.- 07.09.2014.

3 Опросы среди фанатов, проведенные автором статьи.

Литература:

4 Football hooliganism is like trench warfare [Электронныйресурс] / Rupert Hawksley // The Telegraph :офиц. сайт. - 2014. - Режимдоступа : http://www.telegraph.co.uk/men/thinking-man/10888767/James-Bannon-Football-hooliganism-is-like-trench-warfare.html. - 07.09.2014.

5 Hooligan 2012 [Видеозапись] // YouTube : офиц. сайт - 2014. - Режим доступа :http://www.youtube.com/watch?v=D0NwNS4bxQc. - 07.09.2014.

6 Hooligans - No One Likes Us [Видеозапись] // YouTube :офиц. сайт - 2014. - Режимдоступа :   http://www.youtube.com/watch?v=YuyGG9ck-Yc. - 07.09.2014.

7 The Real Football Factory Ep. 1 London [Видеозапись] // YouTube :офиц. сайт - 2014. - Режимдоступа :http://www.youtube.com/watch?v=m8EODEbqQF4.- 07.09.2014.

 

8 The Real Football Factory Ep. 8 Russia [Видеозапись] // YouTube :офиц. сайт - 2014. - Режимдоступа :http://www.youtube.com/watch?v=xbw6jXQ90f0.- 07.09.2014.

9 UltrasWorld [Видеозапись] // YouTube : офиц. сайт - 2014. - Режим доступа :http://www.youtube.com/watch?v=nd3UoxI0OHI.- 07.09.2014.

10 When did football violence start [Электронныйресурс] // The Guardian :офиц. сайт. - 2014. - Режимдоступа :http://www.theguardian.com/football/2001/dec/13/theknowledge.sport. - 07.09.2014.

 
Просмотров работы: 1997