ТЕАТР – МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕАТР – МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ

Галкина О.Г. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Сальвадор Дали

Со времен создания первых населенных пунктов в области L'Alt Emporda Фигерас стал центром коммерции и гастрономии. «Более двух тысячелетий назад здесь проходили важнейшие торговые пути, шла оживленная торговля с городами Финикии и полисами Древней Греции. Во времена средневековья, в 1267 году на территории Фигераса появился регулярный рынок, где торговали только один день в неделю – в четверг: в этот день главная площадь наполнялась купцами, предлагавшими разнообразные товары. В наши дни главной достопримечательностью города является музей Дали, принесший Фигерасу мировую известность» [4].

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в семье муниципального нотариуса. Когда Сальвадору исполнилось 10 лет, его отец отдал мальчика учиться в Академию ордена маристов. Здесь будущий гений проучился до 1918 года, параллельно занимаясь в городской художественной школе. Первое знакомство Дали с модернистским искусством состоялось в 1916 году, в Кадакесе во время каникул. Уже в 1919 году, когда Сальвадору исполнилось 15 лет, состоялась его первая художественная выставка, местом проведения которой был выбран… городской театр. Возможно, именно это событие положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром.

«В 1921 году, спустя два года после проведения своей первой выставки, Сальвадор с благословения отца уезжает за знаниями в Мадрид, где становится слушателем Академии художеств Сан-Фернандо. В 1926 году художник встретил Пабло Пикассо, который в значительной мере повлиял на творческие предпочтения Дали. Эта встреча по времени совпала с отчислением Дали из Академии (причиной стало дерзкое поведение по отношению к преподавателям). В 1929 году начался новый – сюрреалистический этап жизни Дали. В это время в жизни художника происходят сразу два грандиозных события — он открывает для себя мир сюрреализма (и участвует в создании кинофильма «Андалузский пес») и знакомится со своей любимой и музой – Еленой Ивановной Дьяконовой (позже мир узнает ее под именем Галá)» [4]. «Весьма религиозные родственники Дали негативно восприняли его связь с замужней Гала, которая была старше своего возлюбленного. Разногласия с семьей вынудили Сальвадора уехать из Фигераса. Тогда ему казалось, что навсегда. Бунтарство было в крови Дали: все, что он делал, бросало вызов общепринятым взглядам и устоям. Так, его брак с любимой Гала был гражданским до 1958 года. В 1960 году в ответ на просьбу мэра города Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать здесь свой собственный музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявил о своем желании во всеуслышание, объявив заодно и о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра «Принсипаль», который уже четверть века лежал в руинах» [4].

«Здание сильно пострадало во время Гражданской войны в Испании и находилось на грани полного уничтожения, и быть бы ему снесенным, если бы Сальвадору Дали не пришло в голову создать в родном городе музей имени себя. Руины театра, которые муниципалитет передал Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи, а также портальная арка сцены» [3].

Дали хотел собрать все свои наиболее значимые произведения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. В результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

«Дали задумывал создать свой музей, словно сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и оторванным от реальности, как это бывает в театре на постановке какого-нибудь великого мистификатора. Замысел удался: музей-театр представляет собой мистический монолит, объединяющий в себе несколько архитектурных стилей, таящий множество тайн и раскрывающий шокирующий внутренний мир художника» [4].

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея двухуровневым. Вторая отличительная черта здания — прозрачный сферический купол, названный геодезическим. Дали решил, что купол станет главным элементом этого необычного строения. Возвел купол Эмилио Перес Пиньеро. Купол стал больше, чем значимым элементом музея: он превратился в символ города Фигерас. Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна. При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве автор применил цифровой метод.

И, наконец, третья архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидящие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера [4].

«На территории музейного комплекса существуют обособленно, но в то же время в неразрывном единстве, три основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали. На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой. А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора.

В партере музея находится сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире. Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин. Центральный элемент композиции — черный «дождливый» кадиллак. Если опустить в слот монетку, то на манекенов, сидящих внутри кадиллака, прольются «капли дождя».

В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни. Здесь можно увидеть буднично-чувственную «Галарину» и «Атомную Леду» — сюрреалистическое повторение мифологического сюжета. Со многих полотен Дали на нас смотрит его Галá. Немного дальше, за чередой залов с картинами и инсталляциями — знаменитая комната-иллюзия, которую Дали создал из черт лица кинодивы Мэй Уэст. Самая известная деталь этого интерьера — диван в форме губ. Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали. Здесь восприятием тоже правит иллюзорность» [4].

«Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти. В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них — «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.

Дали умер в преклонном возрасте – 23 января 1989 года, оставив в истории необычайно яркий след. Но перед смертью он составил необычное завещание: пожелал быть похороненным в своем театре-музее. Воля художника была выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: «Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989». За белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе действительно замуровано тело самого великого мистификатора XX-го столетия» [4].

Список литературы:

1. Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе [Электронный ресурс] / Барселона Экскурс – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://www.barcelona-excurs.org/сальвадор-дали/театр-музей-дали/

2. Театр-Музей Сальвадора Дали. [Электронный ресурс] / Нить Ариадны. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://columb.su/figueres/407-museudali.html

3. Музей Сальвадора Дали в Фигерасе [Электронный ресурс] / Путеводитель по Испании. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://putevoditelpoispanii.ru/2012/04/muzej-salvadora-dali-v-figerase/

4. Музей или театр? Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе [Электронный ресурс] / XX век глазами гения. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://www.dali-genius.ru/Teatr-muzej.html

5. Фигейрос. Дом-музей Сальвадора Дали [Электронный ресурс] / nice-places.. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL: http://www.nice-places.com/articles/europe/kosta/181.htm

Приложение 1.

Приложение 2.

6

Просмотров работы: 792