ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Таскина Д.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста нередко становится предметом изучения современных исследователей. Если обраться к ФГОС ДО, то мы можем сказать, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Если обратиться к пониманию эмоционального благополучия в рамках психодинамического подхода, то можно сказать, что основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью основных потребностей ребенка.

Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям. [1].

Сегодня в практической психологии в рамках этого подхода работают наиболее известные представители, это трансактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия, арт-терапия.

Работая с детьми дошкольного возраста, нам более интересна арт- терапия, так как в основном используется средства невербального общения. Это особенно важно для детей, так как им очень сложно выражать свои мысли и чувства словами. Гораздо легче это сделать, используя язык образов и символов в рисунке.

Опираясь на язык символов и образов, арт-терапия позволяет говорить с бессознательным на одном языке, минуя цензуру сознания и речи, а спонтанный характер работы помогает клиенту постепенно наладить контакт с творческой частью собственной психики и овладеть механизмами самопомощи.

Если сравнить подходы З. Фрейда и К. Юнга о природе и функции символа, можно сказать, что символы – это деформированные потребности. (З. Фрейд). В своих работах К. Юнг говорит о том, что символы – это естественный способ психической экспрессии на самых разных стадиях психического развития, включая и зрелую психику. [3,4].

Функции символа символы, включенные в первичные процессы, позволяют снимать психическое напряжение, вызванное задержкой в удовлетворении инстинктивных потребностей (характерно для маленьких детей и людей с психическими расстройствами). Символы, включенные во вторичные процессы, ведут к постепенному осознаванию человеком своих потребностей, развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром.

По мнению К. Юнга, символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту. Посредством символов человек может вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности. [3,4].

Одна из особенностей дошкольника заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. В результате применения арт-терапевтических методов можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, к осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Шоттенлоэр Г. в своей книге «Рисунок и образ в гештальт-терапии» определяет преимущества и возможности применения арт-терапии в практике:

  • Рисование и лепка в большей степени, нежели речь, допускают непосредственное выражение снов, фантазий и других видов опыта, который скорее проявляется в картинах, нежели в словах;

  • Проекции, привнесенные в рисунок, с существенно большей легкостью минуют внутреннюю цензуру, чем выраженные вербально, что ускоряет терапевтический процесс;

  • Творения сохраняются в течение длительного времени, не изменяясь. Их содержание не может быть забыто, и авторство трудно отрицать. Всплыв однажды из бессознательного, они продолжают работать;

  • Обеспечивается автономия рисующего. Он учиться с каждым разом все лучше обходиться со своими рисунками и использовать их для собственного лечения и развития. Так, со временем отношение к рисункам (а, значит, и ко внутреннему миру) заменяет зависимость от терапевта;

  • Часто рисующие обнаруживают в своих картинах такую силу, мощь и жизненность, каких до этого в себе не ощущали. Это укрепляет их веру в себя и свою способность успешно решать проблемы;

  • Расширяются и углубляются коммуникативные возможности. Доступ к себе и к другим при помощи слов для человека часто бывают закрыт. Бессознательное легко проникает в язык рисунка, способствует осознанию, ободряет и обогащает. [4].

В исследованиях отмечается, что коррекционно-развивающая работа с детьми должна быть направлена на формирование эмоционального благополучия, что предполагает гармонизацию эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний.

Проанализировав имеющиеся программы, нами была составлена коррекционная развивающая программа «Мир цветов и чувств». Целью программы стало: формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста посредством арт-терапии.

В результате коррекционных занятий дети получили возможность проработать свой негативный эмоциональный опыт, безопасно отреагировать накопившиеся отрицательные эмоции; научились самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам; научились вариативности поведения, приобрели умения выходить из проблемных ситуаций. Наши занятия помогли дошкольникам познать «язык» чувств, как способ понимания и выражения собственного эмоционального состояния и состояния.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности программы посредством арттерапии.

Список литературы.

  1. http://www.psychologos.ru/articles/view/psihodinamikazpt_psihodinamicheskiy_podhod.

  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 205. – 256 с.

  3. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

  4. Шоттэнлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии– СПб, 2001.

  5. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: "Реннесанс", 1991. — 304 с.

Просмотров работы: 1055