НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ В ПЕКИНЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ В ПЕКИНЕ

Волбушко Т.Л. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Официальное название этого здания – Национальный центр исполнительских искусств, но для простоты его называют Большим Национальным театром или Большим оперным театром» [1]. Он построен к летней Пекинской Олимпиаде 2007 года и является чудом современной архитектуры. Это здание эллипсоидной формы создано известным французским архитектором Полем Андрё. Оно построено из высокопрочных материалов – стекла и титана и поражает своим совершенством.

От замысла до реализации этого проекта прошло около полувека. Длительное время Китайская Народная Республика отчаянно нуждалась в здании, которое сполна удовлетворило бы все, даже самые изощренные, культурные запросы, и, тем не менее, в течение пятидесяти лет это здание никак не могли построить. В 1959 году КНР готовилась отпраздновать свою десятую годовщину. «Одной из важнейших составляющих празднования этого круглого юбилея должно было стать строительство в Пекине десяти крупных общественных зданий (по одному на каждый год истории коммунистического Китая). Первоначально в число «Десяти великих зданий», как назвали эту юбилейную серию, должен был войти и Большой Национальный театр. Проект крупнейшего в стране театрального здания был готов к 1959 году. Разрабатывал его Архитектурно-проектный институт Университета Цинхуа в Пекине. К западу от центральной площади Тяньаньмэнь предполагалось построить монументальное здание площадью 40 000 кв. м с двумя залами: театральным на 3000 мест и концертным на 960. Это был типичный образец новой послевоенной китайской архитектуры, создаваемой под влиянием, с одной стороны, советского сталинского неоклассицизма, а с другой — местных традиций зодчества в полном соответствии с сакраментальной формулой «национальное по форме, социалистическое по содержанию». Строительство здания планировали начать в 1961 году. Однако согласно проекту он получился уж слишком «большим», а потому к первому октября 1959 года – десятому дню рождения КНР – так и остался на бумаге» [2].

Только в 1986 году процесс проектирования возобновился. Разумеется, от старого проекта конца 1950-х было решено отказаться — новое здание должно было стать символом новой эпохи. Итогом семилетних трудов местных специалистов стал маловразумительный постмодернистский колосс площадью 105 000 кв. м. Общая унылость этого проекта и его полнейшее несоответствие мировым архитектурным стандартам были очевидны. Поэтому новый проект было решено поручить европейским архитекторам: в это время француз Жан-Мари Шарпантье успешно завершил строительство оперного театра в Шанхае. В течение 1998 и 1999 годов состоялся международный конкурс на право проектировать Большой Национальный театр в Пекине. За 15 месяцев 36 архитектурных бюро и проектных институтов подготовили 69 проектов.

Победителем стало французское бюро ADP во главе с Полем Андрё. Однако десятки академиков АН КНР, сотни архитекторов и прочая неравнодушная общественность завалили партию, правительство и лично Поля Андрё гневными петициями, в которых они утверждали, что архитектор своим «футуристическим яйцом» испортит облик Пекина, разрушит атмосферу города – такой волны возмущения в Китае не вызывал, наверное, ни один архитектурный проект. Андрё и его сторонники отвечали своими традиционными контраргументами: архитектура должна эволюционировать, а уважение традиций не подразумевает их слепое копирование.

«Стройка официально началась в апреле 2000 года, но уже спустя три месяца на пике критических выступлений была остановлена, проект отправили на «доработку». Все изменилось в июле 2001-го: Пекин выиграл право проводить летние Олимпийские игры 2008 года. В этой связи китайское правительство отказалось реагировать на мнения критиков: Пекин отчаянно нуждался в современной архитектуре, за которую не было бы стыдно перед миллионами приезжих и которая символизировала бы открытость страны всему миру» [2].

Созданный Андре проект отличается невероятной смелостью. В центре города было вырыто гигантское искусственное озеро, а в его центре расположилась овальная в плане структура с тремя зрительными залами. Центральная часть этого уникального здания возведена из стекла, а боковые – из металла. Поэтому театр напоминает громадную каплю воды, которая застыла на озёрной глади и поблёскивает на солнце Здание театра полностью окружено неглубоким искусственным водоемом. Чтобы попасть в театр, необходимо в буквальном смысле пройти сквозь воду: от берега к входу проложен прозрачный подводный туннель, который выводит посетителей в холл большого Оливкового зала. Отражение театра в воде добавляет образу «яйца» законченности.

Здание театра представляет собой огромный стеклянно-металлический купол-оболочку, внутренние помещения которого имеют общую площадь 20 000 квадратных метров. Его высота составляет 22 этажа; подземная часть Центра уходит на глубину 32,5 метров: под театром расположен паркинг, обслуживающий соседнюю площадь Тяньаньмэнь. Сердце театра – три зрительных зала, в которых одновременно могут находиться до 5 тысяч зрителей. Однако внутри этой постройки есть не только залы. Здесь расположено множество выставочных залов, а также улицы, площади, магазины, рестораны, доступные для всех желающих [2].

«Большая часть здания облицована титановыми пластинами, а на переднем фасаде ровную металлическую поверхность разрывает колоссальная вставка из стеклянных панелей, по форме напоминающая приоткрытый занавес. При изготовлении покрытия применялись новейшие технологии: благодаря особому составу поверхность «жемчужины» всегда остается чистой. Капли воды и частицы загрязненного воздуха не задерживаются на поверхности: скатываясь с нее, они смывают грязь, не оставляя от нее никаких следов. Днем прозрачный фасад обеспечивает театру естественное освещение, а в темное время суток служит своеобразным экраном – с улицы прекрасно видно все, что происходит внутри. В ночное время, когда театр зажигает огни, за его внутренней жизнью можно наблюдать с берега и даже попытаться рассмотреть, в какие наряды одеты посетители.

В декабре 2007 года состоялось торжественное открытие театра. Первой постановкой этого новейшего чудо-театра стала русская опера А. П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении солистов, оркестра и хора Петербургского Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Здание тетра находится неподалёку от легендарной площади Тяньаньмэнь, в самом историческом центре Пекина, что первоначально не радовало жителей столицы, привыкших к традиционному виду своего города. Однако благодаря такому парадоксальному соседству посетители Национального театра имеют возможность любоваться древним Пекином сквозь суперсовременные стены из прозрачного стекла. Что бы не говорили сторонники традиционализма, время не стоит на месте, и современная архитектура неизбежно будет возникать рядом с древними сооружениями. Возможно, когда-нибудь Национальный театр станет таким же привычным, как площадь Тяньаньмэнь и Запретный город, без которых невозможно представить Пекин» [2].

Список литературы:

  1. Пекин. Национальный театр [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] Nefer`s Journal. Маньяк-путешественник. - Режим доступа: http://neferjournal.livejournal.com/3053587.html

  2. Удивительные здания: «капля ртути» в центре Пекина [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] - Режим доступа: http://realty.mail.ru/articles/17184/udivitelnye_zdanija_kaplja_rtuti_v_centre_pekina/

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

6

Просмотров работы: 1206