ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПАДА И РОССИИ, СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПАДА И РОССИИ, СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Костюк С.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена выявлению и обоснованию отличительных черт российской финансовой системы от западных систем. Рассматриваются финансовые системы, построенные на основе финансового консерватизма и на основе финансового либерализма.

Проведение сравнительной характеристики российской и западной финансовых систем является достаточно сложной теоретической задачей. Ее сложность обусловлена тем фактом, что на протяжении последнего десятилетия финансовый сектор Российской Федерации развивался в условиях «экономики катастрофы», затем кризисного хозяйствования и, наконец, в настоящее время его становление происходит под воздействием неустойчиво стабилизирующейся нестационарной экономики [2]. Необходимость сравнения и анализа финансовой системы России с западными системами вызвана тем, что в РФ финансовый сектор находится на стадии становления, а те структуры, которые уже созданы и функционируют требуют дополнительных рычагов для обеспечения институциональной, организационной и финансовой независимости.

Обоснование будущих векторов развития финансовой системы России должно проводится с учетом корректив, которые внес последний мировой финансовый кризис, а исходя из этого, при использовании позитивного зарубежного опыта необходимо четко осознавать отличия финансовых моделей, используемых в разных странах, с тем, чтобы реализуемые рекомендации принесли пользу, а не вред.

Таким образом, с учетом вышеизложенных особенностей и проблем представляется, что выбранная тема исследования является актуальной, теоретически и практической значимой.

Принимая во внимание актуальность проблемы функционирования финансовой системы государства, формирования ее отличительных черт, выделения сильных и слабых сторон, исследованию данных вопросов посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов, к числу наиболее известных из них можно отнести: М. Алле, О. Билоруса, П. Герста, Г. Томпсона, Гж. Колодко, Д. Гелда, Е. Мак-Грю, Дж. Сороса, О. Мозгового, Г. Аниловскую, Л. Яремко, В. Лукашевича, Т. Циганкову, А. Филипенко, Ю. Павленко и др. Вопросами развития отечественной финансовой системы, формулированию направлений ее усовершенствования, обоснованию способов адаптации зарубежного опыта к российским реалиям занимаются такие отечественные ученые как: Б. Губский, О. Рогач, С. Переслегина, Н. Ютанова, В. Аванесян, О. Данильченко, Г. Баскина, Д. Дадонов, В. Узбут и др.

Итак, прежде всего, следует отметить, что характерной, отличительной чертой финансовой системы России, как и других государств постсоветского пространства является ее «связанность». «Связанная финансовая система» предполагает концентрацию участников финансового рынка вокруг банковского сектора, данную систему еще называют «банкориентированная» [5]. В структуре банкориентированной модели финансовой системы выделяют следующие типы профессиональных участников рынка:

· банковские учреждения — универсальные и специализированные банки;

· небанковские финансовые учреждения — кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании, институты совместного инвестирования, страховые компании и т. д.

Отличие банкориентированной модели от североамериканской и азиатско-тихоокеанской заключается в том, что они основаны преимущественно на интеграции транснациональных корпораций без соответствующего институционального оформления и опираются на фондовый рынок. Североамериканская модель финансовой системы это такая модель, при которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют небанковские финансовые институты, специализированные компании по ценным бумагам. Североамериканская модель отличается большей открытостью, меньшим провинциализмом (меньше ограничений на трансграничное движение капиталов, конвертируемость валюты, свободнее доступ иностранных эмитентов, инвесторов и финансовых посредников). При этом на либерализованных рынках возникает сильный государственный надзор, обеспечивающий честное ведение бизнеса и снижение рисков [6].

В российской же финансовой системе можно наблюдать низкую монетизацию и дефицит денежных ресурсов в хозяйственном обороте. Структура финансового рынка крайне не диверсифицирована, его объемы ограничены, затруднено возникновение новых сегментов и инновационных финансовых продуктов, слишком завышены риски.

Кроме того, для связанных финансовых систем характерными являются следующие черты и особенности:

· слабое развитие контрактной системы;

· несовершенство правовой базы;

· отсутствие прозрачности;

· асимметричное информирование участников.

При этом следует отметить, что банкориентированная модель финансовой системы характерная и для большинства стран Европы, однако это не означает отсутствие расхождений с ее российским аналогом. Отличительные черты отечественной финансовой системы от типовых европейских вариантов заключается в:

· несогласованности по срокам активов и пассивов, финансовых учреждений, промышленных предприятий и прочих участников финансовых рынков (когда долгосрочные активы покрываются краткосрочными обязательствами);

· доминирование обязательств в иностранной валюте;

· наличие теневой экономики и криминализация отдельных сфер деятельности.

Привязка к банкам в России объясняется не только структурой собственности и слабым развитием фондового рынка, но и поиском путей ухода от высокого налогообложения, таможенных и экспортных пошлин, стремлением перейти от бартерных расчетов к денежным [4].

Следующие отличия национальной финансовой системы от западных заключаются в подходах к регулированию, а именно в России применяется финансовый консерватизм в вариации секторной модели. Эта модель предусматривает предоставление широких регулятивных полномочий по осуществлению жесткой регламентации функционирования финансовой системы и ее участников соответствующим органам контроля и надзора. Секторная модель регулирования предполагает четкое распределение функций и заданий между органами, которые отдельно осуществляет надзор за каждым из основных сегментов финансовой системы — банковским, страховым, рынком ценных бумаг и т. д. [3]. Основным достоинством указанной модели является возможность осуществлять надзор по каждому из секторов.

Отличие финансового консерватизма от финансового либерализма, который нашел свое отражение, например, в Италии, Франции, Австралии, Португалии, Нидерландах, заключается в том, что в условиях функционирования первого возникает неоправданно высокий риск роста количества надзорных и регулирующих учреждений и расходов на их содержание, также проявляется недостаточная координация и взаимодействие между надзорными органами, увеличивается риск фрагментарности и непоследовательности нормативной базы, возрастает риск отсутствия сотрудничества между государственными органами регулирования.

Секторальная модель также явно проигрывает модели мегарегулятора (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Латвия, Мальта, Германия), позволяющая вести надзор за деятельностью финансовых конгломератов, регулирование которых требует осуществлять оценку риска на консолидированной основе. Также благодаря мегарегулятору создается конкурентная нейтральность между участниками и обеспечивается равное «игровое поле»; появляется возможность предотвращать регуляторные «перекосы»; обеспечивается регуляторная гибкость; усиливается ответственность регулятора и минимизируется дублирование функций; открывается возможность преодоления фрагментарности и непоследовательности нормативной базы; внедряется унифицированный подход к различным типам финансовых институтов.

Таким образом, резюмируя полученные результаты, отметим. Отличия финансовой системы России от западных систем заключаются в излишней концентрации капитала вокруг крупных банков, в слабом дроблении заемного капитала и существовании прямых финансовых зависимостей между контрагентами. В России очень слабо развиты в отличие от банков прочие участники финансовой системы (страховые, лизинговые компании, фондовые биржи и т. д.), это мы можем наблюдать в таблице 1 «Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2014 году в России». Табл.1 «Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2014 году в России»

Регистрация кредитных организаций

 

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

01.09

01.10

01.11

01.12

1. Зарегистрировано КО* Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом, всего1

1 071

1 070

1 065

1 065

1 064

1 059

1 059

1 057

1 057

1 056

1 056

1 052

в том числе:— банков

999

998

992

992

991

987

986

984

985

984

985

980

— небанковских КО

72

72

73

73

73

72

73

73

72

72

71

72

1.1. Зарегистрировано КО со 100% иностранным участием в капитале

76

76

76

78

78

77

75

76

76

76

77

76

1.2. КО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока)

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

1

в том числе:— банки

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

— небанковские КО

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Действующие кредитные организации

2. КО, имеющие право на осуществление банковских операций, всего2

923

915

910

900

894

888

884

877

869

859

850

842

в том числе:— банки

859

854

850

841

835

829

824

818

812

804

799

790

— небанковские КО

64

61

60

59

59

59

60

59

57

55

51

52

Зацикленность на банковском капитале повышает риски финансирования финансовой системы. Также к числу отличий можно отнести несовершенство регуляторного контура, который базируется на финансовом консерватизме со всеми присущими ему недостатками и трудностями (недостаточная координация и взаимодействие между надзорными органами, фрагментарность и непоследовательность нормативной базы, высокий уровень бюрократизации и т. д.).

Список литературы:

  1. Аванесян М.Г., Российская практика инновационной деятельности корпораций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 32. — С. 107—113.

  2. Игонина Л.Л. Финансовая система России: анализ структурно-функциональных характеристик // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 33. — С. 14—21.

  3. Коваленко Ю.М. Изменение парадигмы регулирования финансового сектора экономики // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 5(83). — С. 6—8.

  4. Погосян Г.Г. Направления институционального развития финансовой системы России: концептуальный аспект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 12. — С. 46.

  5. Тихомиров К.А. Банковские системы ведущих стран Европейского Союза // Финансовое право. — 2013. — № 7. — С. 37—41.

  6. Черкасов М.Н. Проблемы инновационного развития экономики России // Альманах современной науки и образования. — 2012. — № 11 (66). — С. 209—211.

Просмотров работы: 1454