ОЦЕНКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Степанова В.А. 1
1СВФУ им.М.К.Аммосова ФЭИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«В качестве задачи номер один назову повышение эффективности муниципального управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных услуг населению. Для этого стране нужны высококвалифицированные управленческие кадры. Необходимо повышать кадровый потенциал муниципальной службы»

 

Президент РФ В.В. Путин

(из ежегодного обращения Президента, декабрь 2014 г.)

 

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом, который представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Основная цель муниципальных органов власти - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления. Решение этих целей невозможно без высококвалифицированного персонала.

Кроме того, процессы становления и развития местного самоуправления обусловили необходимость решения органами местного самоуправления принципиально новых задач. В данных условиях специальное исследование качественных характеристик кадрового потенциала муниципальной службы, поиск путей его совершенствования представляются принципиально важными и актуальными.

В настоящее время прием на муниципальную службу зачастую происходит с нарушением законодательства, не учитываются установленные законом квалификационные требования к муниципальным служащим, что впоследствии приводит к развитию бюрократии и неэффективному исполнению должностных обязанностей муниципальными служащими. Стоит отметить, что сами квалификационные требования, установленные Федеральным законом о муниципальной службе, слишком общие, зачастую неприемлемы для специфики того или иного муниципального учреждения. Таким образом, в современных условиях встает вопрос передачи права (полномочий) муниципальным учреждениям самостоятельно разрабатывать квалификационные требования для своих работников на базе установленного квалификационного минимума.

Оценка кадрового потенциала муниципальных органов власти осуществляется на базе оценки квалификационных требований к муниципальным служащим.

Квалификационные требования - детальное описание физических и интеллектуальных видов деятельности, связанных с выполнением работы, а также, при необходимости, социальных и физических характеристик среды.

Соответствие квалификационным требованиям является необходимым условием для поступления на муниципальную службу, для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления. Квалификационные требования являются неотъемлемой частью системы аттестации муниципальных служащих и включаются в их должностные инструкции.

Методами оценки квалификации работников муниципальных органов власти и управления являются аттестация и квалификационный экзамен.

В целях выявления проблем оценки кадрового потенциала мы рассмотрели результаты аттестации муниципальных служащих Администрации МО «Бердигестяхский наслег».

На 01 января 2015 г. в Администрации МО «Бердигестяхский наслег» Горного улуса работало 17 шт. ед. Штаты Администрации укомплектованы полностью (100%).

В Администрации МО «Бердигестяхский наслег» установлены следующие квалификационные требования:

1) Требования к уровню профессионального образования - для ведущих и главных должностей - высшее образование, для руководителей - дополнительное образование по специальности «Государственное (муниципальное) управление)».

 

Рис. 1 - Распределение работников Администрации МО «Бердигестяхский наслег» по уровню образования

Из рисунка 1 следует, что высшее образование имеет 82% работников (14 чел.). Из них 4 чел. (23%) имеют два высших образования. Один работник (8%) имеют незаконченное высшее образование и только у двух работников (5%) - средне-специальное образование.

Таким образом, 82% работников Администрации соответствуют данному требованию.

2) Требования к стажу - не менее 3 лет муниципальной службы или не менее 5 лет работы по специальности;

 

Рис. 2 - Ранжирование по стажу муниципальной службы

 

Из рисунка 2 следует, что данному требованию соответствует 71% всех работников Управления (12 чел.). Пять работников имеют стаж менее 3 лет (год поступления на службу - 2010, 2010, 2010, 2011, 2012 гг.), однако четыре работника имеют стаж по специальности от 5 до 7 лет. Следовательно, только один работник не соответствует данному квалификационному требованию.

3) Требования к знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы делятся на общие и специальные. Общие требования установлены в сфере знания Конституции РФ, Конституции РС (Я), основ муниципальной службы, Устава МО «Бердигестяхский улус» и т.д. Специальные требования установлены в сфере профессиональных знаний.

Таблица 1.

Оценка знаний и умений специалистов Администрации

МО «Бердигестяхский улус»

 Должность

Общие знания

Специальные знания

% правильных ответов

баллы

% правильных ответов

баллы

Глава

90,6

5

98,6

5

Зам. главы

91,8

5

98,6

5

Главный специалист - экономист

90,2

5

92,4

5

Главный специалист - гл. бухгалтер

84,6

4

98,6

5

Главный специалист - юрист

96,4

5

98,6

5

Главный специалист - по строительству

82,1

4

92,4

5

Главный специалист по имущественным отношений

84,3

4

92,4

5

Главный специалист - культура

78,4

3

92,4

5

Главный специалист по молодежной политике

78,4

3

92,4

5

Главный специалист по делам ЗАГС

84,6

4

94,8

5

Главный специалист по социальным вопросам

94,2

5

98,6

5

Ведущий специалист - ведущий воинского учета

84,6

4

98,6

5

Ведущий специалист - землеустроитель

82,1

4

92,4

5

Ведущий специалист - бухгалтер

86,4

4

92,4

5

Ведущий специалист - бухгалтер

88,8

4

92,4

5

Специалист по с/х

82,6

4

92,4

5

Специалист I кат. - секретарь

72,4

3

88,6

4

Средний балл

85,4

4,1

94,5

4,9

 

 

Как следует из данных табл. 1, общие знания работников Администрации оценены в среднем на 4,1 по 5-балльной шкале, специальные знания - на 4,9 балла.

В ходе исследования были выявлены следующие проблемы при оценке квалификационных служащих Администрации МО «Бердигестяхский улус»:

1. В Администрации отсутствуют самостоятельно разработанные квалификационные требования, ориентированные на данное учреждение. Применяются квалификационные требования к муниципальным служащим Республики Саха (Якутия), а эти требования достаточно формализованы.

2. Аттестация работников Администрации проводится не по заранее составленному графику, а по инициативе руководства. Необходимо составлять график заранее и неукоснительно соблюдать его.

3. Должностные инструкции написаны по типовым образцам, не учтена специфика деятельности Администрации.

Анализ ситуации в области общих знаний показал, что Администрации МО необходимо  принятие мер по совершенствованию профессионального образования кадров муниципальной службы. Для этого необходимо:

-     проведение курсов, конференций, семинаров, тренингов для муниципальных служащих Администрации МО. Семинары будут проводиться в  соответствии с заключаемыми договорами;

-     обучение на базе высших  учебных  заведений и центров обучения государственных и муниципальных  служащих, имеющих соответствующие лицензии на право проведения образовательной деятельности;

-     выпуск и разработка программ, методических рекомендаций и приобретение информационно - кадровых технологий (информатизация кадровых служб).

Указанные мероприятия позволят проводить эффективную политику местного самоуправления МО «Бердигестяхский наслег» по развитию кадрового потенциала муниципальной службы наслега.

Таблица 2.

Индикаторы оценки эффективности реализации мероприятий

Показатели результатов

Фактические значения

Прогнозные значения

2014 г.

2015

2016

2017

2018

2019

Количество  муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации, переподготовку, чел.

4

95

120

150

160

180

Доля муниципальных служащих,  данные о которых включены в единую информационную базу данных муниципальных служащих, %

-

-

10

40

60

100

Доля муниципальных служащих, принятых на муниципальную службу из числа лиц, зачисленных в резерв или на конкурсной основе (резерв/ конкурс), %

-

10

20

50

80

100

Количество  муниципальных  служащих, принявших участие в краткосрочных тематических семинарах, научно- практических конференциях, тренингах,  деловых  играх, чел.

2

5

8

12

15

все

Доля  муниципальных служащих, имеющих высшее  профессиональное образование, %

93,3

93

97

100

100

100

 

Для оценки экономической эффективности необходимо рассчитать экономию средств, выделенных на содержание Администрации МО «Бердигестяхский наслег» в результате проведенных мероприятий.

Определим экономическую эффективность мероприятий.

Таблица 3.

Оценка экономической эффективности мероприятий

Показатель

2015 г.

2016 г.

Сумма затрат на реализацию мероприятий

348,4

406,4

Экономия средств в результате внедренных мероприятий

382,8

438,6

Эффективность мероприятий

109,9

107,9

 

 

Таким образом, в 2015 г. эффективность мероприятий составит 109,9%, в 2016 г. - 107,9%.

Оценка социальной эффективности проявляется в возможности достижения позитивных, а также во избежание отрицательных с социальной точки зрения изменений в Администрации МО «Бердигестяхский наслег».

Список использованных источников

 

1.  О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) 480-З № 975-III

2.  Положение об Администрации МО «Бердигестяхский наслег»: Утверждено наслежным Советом депутатов в 2009 г.

3.   Официальный сайт Горного улуса [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.gorny.sakha.net/

4.     Методика оценки уровня квалификации муниципальных служащих / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: ИСО ГУ Высшая школа экономики, 2010. - 174 с.

5.     Свирина И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала// Служба кадров и персонал. - 2012. - № 10. -С. 20 - 24

6.     Турчинов А.И. Оценка и профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих.- М.: РАГС, 2009. - 420 с.

7.   Борисова У.С., Борисова К.А. К проблеме совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих (на примере Республики Саха (Якутия) // Власть и управление на Востоке России. - 2011. -№3 (56). - С. 114-121. 

Просмотров работы: 2513