ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ ДЛЯ СТРАН – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ ДЛЯ СТРАН – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Калыков Д.Д. 1, Кучер М.И. 1
1Вольский Военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение Наша общая задача – сохранить и приумножить потенциал СНГ, обеспечить Практическую отдачу многостороннего сотрудничества каждого сотрудника Содружества. В.В. Путин, президент Российской Федерации В работе анализируется двадцатилетняя история становления и развития Содружества Независимых Государств (СНГ) – международной организации, которая была создана на базе развалившегося СССР. Выявляются основные тенденции и проблемы функционирования этой структуры. Также представлен анализ возможных фискальных и внешнеторговых последствий объединения всех или некоторых стран СНГ в валютный союз. Анализ проводился исходя из предположения, что Россия потенциально является страной-якорем в процессе валютного объединения на пространстве СНГ. Рассматривались последствия создания единой валютной зоны, во-первых, для государственных бюджетов стран-участниц союза и, во-вторых, для их внешней торговли. В ситуации снижения реального курса национальной валюты на территории стран СНГ может наблюдаться ухудшение показателя дефицита/профицита государственного бюджета. Предполагая, что на территории СНГ возможно образование валютного союза, где Россия выступит страной-якорем, и учитывая тенденции к укреплению реального курса рубля на протяжении большей части рассматриваемого периода, можно предположить, что введение рубля на территории стран СНГ в качестве единой валюты может привести к снижению рисков ухудшения государственного бюджета стран – участниц такого валютного союза и, таким образом, к снижению рисков дестабилизации единой валюты и всего валютного союза. При этом данные эффекты оказываются еще более актуальны- ми в рамках предположений о том, что валютная интеграция не предполагает унификацию фискальных систем стран-членов и создание единого бюджета. Глава 1 СНГ: история и цели создания

Союз Советских Социалистических Республик существовал в 1922 – 1991 годах и занимал 1/6 части суши земли. СССР являлся сверхдержавой и в своем соц.лагере противостоял США и странам НАТО. СССР – это целая эпоха жизни советских поколений, которые до сих пор не забыты. Но в декабре 1991 года прекратил свое существование Советский Союз и образовалась новая организация – Содружество Независимых Государств. Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. Эта декларация является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества. 22 января 1993 года принят устав СНГ. До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993) и Молдавия (до апреля 1994) были ассоциированными членами СНГ.

В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия. В августе 2005 Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя. Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия. В настоящее время велика вероятность выхода из СНГ или перехода в статус ассоциированных членов Грузии.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных самопровозглашённых государственных образований, автономных регионов, а также самостоятельных государств.

Такие декларации, однако, до сих пор не имели продолжения в виде практических шагов. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится.

Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.

Такие декларации провозглашали:

декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006 – президент Республики Абхазия,

август 1993 – парламент НКР,

декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 – президент ПМР Приднестровье,

декабрь 1996 (президент), июль 1998 – парламент и президент Чеченской республики Ичкерия,

26 декабря 1991 — Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»),

декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 – президент Республики Крым,

февраль 1995 – президент Республики Сербская Краина в Хорватии, 11 апреля 1999 – президент Союзной Республики Югославия.

Этап развития СНГ в 1991–1992 г. характеризовался молниеносным распадом СССР, эйфорией независимости и национализацией республиками бывшего СССР. Былой союзной собственности. Почти все новые суверенные государства проявили стремление самостоятельно выйти на мировой рынок. Началось соревнование за получение внешних льготных кредитов и международной помощи. Новые суверенные государства стали искать партнеров и доноров в зоне развитых стран и в традиционно близких центрах влияния.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства – участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

  • обеспечение прав и свобод человека;

  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

  • взаимная правовая помощь;

  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;

  • координация внешнеполитической деятельности;

  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

  • охрана здоровья и окружающей среды;

  • вопросы социальной и миграционной политики;

  • борьба с организованной преступностью;

  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Глава 2 Экономическое сотрудничество стран – участников Содружества Независимых Государств

В условиях глобализации происходит усиление интеграционных процессов в так называемых больших пространствах – регионально экономических центрах, группировках стран. Это вызывается, с одной стороны, тем, что рынки сбыта поделены и новые игроки на мировом финансово – экономическом поле никому не нужны, с другой стороны, сражаться за «место под солнцем» отдельным государствам не под силу. Оказавшись под влиянием национальных элит, бывшие советские республики начали строить свои независимые государства по своим лекалам с учетом как национальных, социокультурных, религиозных традиций, так и с использованием (зачастую бездумно) западного опыта. Это привело к тому, что с каждым годом их законодательство, экономические системы стали расходится друг с другом, что затрудняет интеграционные процессы. Следует подчеркнуть, у российских «младореформаторов» господствовало представление о том, что надо «сбросить балласт» со своего бюджета лице бывших союзных республик. Началось планомерное выделение их из рублевого рынка. Об этом факте истории начала 1990-х с сожалением вспомнил Президент Казахстана Н.Назарбаев. Ему, между прочим, принадлежит идея о необходимости евразийской интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, об этом он впервые сказал еще в 1994 г. В стенах Московского государственного университета.

За 20-летие своего существования СНГ прошло через многие испытания. Главное, несмотря на всякие пророчества о “мертворожденном ребенке”, оно выжило. Развитие и становление новых независимых государств, обретение ими политической и экономической самостоятельности не привели к утрате самой идеи объединения бывших союзных республик. Более того, эта форма взаимодействия независимых стран нашла подтверждение в ряде совместных политических документов, а также в конкретных делах, прежде всего в экономической сфере.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Страны Содружества в силу своего географического положения располагают также серьезным транзитным потенциалом, а их транспортно-коммуникационные системы играют все большую роль в мировых транспортных связях.

Использовать эти важнейшие конкурентные преимущества – общая задача стран СНГ, обозначенная в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утверждённой Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года.

У государств Содружества как интеграционного объединения достаточно крупная экономика. Совокупный ВВП, согласно данным МВФ, по паритету покупательной способности составил в 2008 году около 2,9 трлн долл. США, или 4,5 % от ВВП всех стран мира.

В последние годы особенно очевидно, что закономерностью современной международной обстановки становится экономическая глобализация и региональная интеграция. Среди руководителей стран постсоветского пространства возросло понимание возможных последствий, если они не используют нынешний исторический шанс для создания экономически мощного интеграционного сообщества, готового достойно включиться в мировую экономику.

За 20 лет существования СНГ сложилась очень интересная ситуация, когда долгосрочный экономический фактор начал доминировать над сиюминутными политическими предпочтениями. Все понимают, что именно экономика в перспективе определяет развитие того или иного государства, каждое из которых имеет свои конкурентные преимущества, а также ряд особых сфер, где может работать как самостоятельно, так и в кооперации с соседями.

Общеизвестно, например, что такие государства, как Туркменистан или Азербайджан, имеющие мощнейший потенциал сырьевых ресурсов, могут строить свою основную экономическую политику на их продаже. Другие страны зачастую не располагают такого рода естественными возможностями и вынуждены искать пути развития через создание или укрепление несырьевой экономики. Характерным примером в этом случае является Украина – мощнейшая страна транзита, имеющая и порты, и железнодорожную сеть, и транспортную близость к Европе, и газотранспортную систему, перекачивающую около 100 млрд м3 газа ежегодно. Сюда можно добавить существенный зерновой потенциал. Все это может и должно развиваться, но требует объединения усилий с соседними группами стран. Несмотря на кризисы, Содружество не только выжило как интеграционный институт, но и послужило базой для создания более 70 отраслевых структур, затрагивающих широчайший ряд вопросов от сельского хозяйства до развития железных дорог. И сейчас четко видно, что есть пять стратегических направлений, которые востребованы сегодня и, без сомнений, окажутся востребованы в будущем.

Первое – энергетика. В этом направлении у стран СНГ существует колоссальный потенциал. Среди перспективных проектов в России можно назвать строительство нескольких десятков атомных блоков, гидроэлектростанций в Сибири и на Дальнем Востоке, использование богатейших залежей угля. Гидроэнергетика будет развиваться в таких странах, как Кыргызстан и Таджикистан, даже несмотря на сложную финансовую ситуацию. Бурное развитие энергетическая отрасль обязательно получит в Казахстане, включая проекты использования Экибастузского угольного бассейна. Это связано с тем, что электроэнергия сегодня крайне востребована, включая такие стратегически важные направления, как Индия, Китай, Европа. Германия, как известно, планирует полностью отказаться от выработки на своей территории атомной энергии, что также потребует увеличения потоков извне, полностью заместить которые альтернативные источники внутри ФРГ пока не способны. Именно поэтому необходимо буквально в течение года-двух разработать четкий план и создать надгосударственную структуру, которая определяла бы приоритеты развития энергетической сферы, координировала строительство и финансирование новых объектов, успешный опыт в этом направлении уже накоплен Евразийским банком развития. Ведь мало просто построить станцию.

Необходимо точно знать, куда именно пойдет вырабатываемая ею электроэнергия. А для этого нужна разветвленная сеть, в создании которой не обойтись без соседей. Совместные скоординированные действия заинтересованных государств- участников, направленные на обеспечение устойчивого и надежного электроснабжения, уже создают необходимые условия для формирования и функционирования общего энергетического рынка, расширения торговли электрической энергией. В качестве успешного примера такого сотрудничества можно назвать организацию параллельной работы электроэнергетических систем стран СНГ с участием Латвии, Литвы, Эстонии и Монголии.

Очень серьезное направление сотрудничества – транзит. Сейчас, например, перед основными игроками мировой экономики остро стоит вопрос, как быстро перебросить груз из Китая в Европу и обратно, как осуществить транспортировку ресурсов. Япония, КНР и Южная Корея испытывают дефицит ресурсов и ищут пути оптимизации транзитных издержек, в том числе во взаимодействии с Россией. В этой ситуации программа развития транзитного потенциала должна выйти на второе место после энергетики в списке приоритетных направлений. Не случайно и Казахстан, и Таджикистан ведут сейчас активное дорожное строительство, понимая всю важность развития транспортных коридоров.

В соответствии с утвержденными в 2008 году приоритетными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта подписано соглашение о совместном развитии международных транспортных коридоров, разработан проект концепции стратегического развития железнодорожного транспорта.

Сегодня идет качественная переоценка путей транзита, где нужны не только новые локомотивы, новые вагоны и расширение узких мест на железной дороге, но и новаторские логистические решения. Всем этим должны заниматься профессионалы, постоянные органы по образу и подобию Комиссии Таможенного союза. Как только такое единое координирующее ядро появится, существенные подвижки в указанных направлениях сразу станут заметны.

Третье стратегическое направление, в котором требуется создание постоянно действующего наднационального координирующего органа, сельское хозяйство. Потенциал здесь колоссальный, тем более что республики СНГ приняли амбициозные программы нарастить объемы мяса и зерна, широко востребованные с учетом глобальных потребностей. Россия и Казахстан уже вырабатывают общую зерновую политику в рамках Единого экономического пространства, к которой просто должна присоединиться Украина. Созданный таким образом условный зерновой пул способен превратиться в одного из мощнейших игроков на мировом рынке зерна и послужит гарантией продовольственной безопасности всего Содружества и, в первую очередь, стран Центральной Азии.

Четвертое актуальное направление – новые технологии, модернизация и все, что связано с новейшими научными разработками. К примеру, Россия и Казахстан могут развивать космическую тематику. Украина имеет, но не использует в полной мере мощный авиастроительный потенциал. Благоприятные торгово-экономические отношения и кооперация с Россией позволят существенно интенсифицировать взаимоотношения в области развития машиностроительных производств.

Пятое направление координированного сотрудничества – миграция. Снятие границ в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве между Россией, Казахстаном и Беларусью поставило острый вопрос о включении в ЕЭП Кыргызстана и Таджикистана. Сделать это нужно не торопясь, но и не затягивая. Во-первых, это будет способствовать легализации миграционных потоков из двух стран, во-вторых, перенос границ и таможенного контроля на внешний контур расширенного ЕЭП поможет поставить более ощутимый заслон международному наркотрафику, для которого Таджикистан является важным перевалочным пунктом.

Для успешной и эффективной работы в перечисленных выше секторах потребуется не только создание неких координирующих органов, но и слаженная работа национальных парламентов и исполнительной власти. В перспективе к 2016-2016 годам СНГ могло бы начать формирование правовой базы прямого действия по пяти стратегическим направлениям, что позволит фактически упразднить неэффективную систему многомесячной, а иногда и многолетней ратификации. В Европейском союзе эта модель себя оправдала. Убежден, сработает она и на пространстве СНГ. Практика показала: при всей активности, которая есть в парламентах и исполнительных структурах, получить существенный эффект не удается, поскольку даже достигнутые договоренности, к сожалению, не реализуются вовремя и в итоге становятся неактуальными. Сейчас, когда есть пример дееспособного Таможенного союза, слаженной работы в одном направлении и понимание того, как обеспечить эту работу нужными финансами, самое время действовать энергично.

Наступил момент, когда можно продвинуть существующие интеграционные институты, превратив их из площадок для формальных дискуссий в центры обсуждения и принятия реальных решений. Имеет смысл взять за основу опыт ЕС, где Европарламент играет существенную роль в продвижении различных идей на всех стадиях, начиная от предварительного обсуждения и заканчивая контролем выполнения ранее принятых решений. Межпарламентская ассамблея СНГ подобных функций, к сожалению, не имеет, оставаясь местом для разработки модельных законопроектов и неформальных встреч. Нередко национальные парламенты стран участниц СНГ фактически исключены из первоначального процесса обсуждения документов Содружества, из-за чего последующая ратификация порой идет годами. В современном быстроменяющемся мире это недопустимо. И здесь в обязательном порядке нужен новый механизм реализации хотя бы тех подписанных соглашений, которые затрагивают сферу экономики.

Отрадно, что нынешний председатель Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ В. Матвиенко проводит большую работу, чтобы этот орган, уже зарекомендовавший себя в вопросах подготовки модельного законодательства которое, несмотря на все свои достоинства, становится все менее и менее востребованным национальными парламентами, получил новое содержание. Недавно, например, было принято решение, что один раз в год Межпарламентская ассамблея будет заслушивать отчет председателя Совета глав правительств государств – участников СНГ, что, безусловно, приблизит членов МПА к обсуждению стратегически важных вопросов в режиме реального времени, а не с отсрочкой в год или два. Я считаю очень важным приглашать на заседания ассамблеи и представителей крупнейших финансовых институтов, поддерживающих важные инфраструктурные проекты, а также председателя исполкома СНГ, чтобы можно было понять, что сделано за год, и обрисовать четкие задачи на перспективу, подкрепив их финансовой составляющей. На промежуточном этапе перехода к правовым актам прямого действия должен появиться документ, поновому регламентирующий подписание и вступление в действие межгосударственных договоров и соглашений, принимаемых в рамках СНГ. Как вариант, можно установить месячный срок, в течение которого предварительно проработанный министерствами и подписанный главой государства договор должен быть внесен в национальный парламент.

На создание законодательной базы прямого действия направлены сегодня и процессы в рамках Единого экономического пространства, движущие силы которого вплотную подошли к обсуждению парламентского измерения евразийской интеграции. Вероятно, изначально будет создана Евразийская межпарламентская ассамблея, которая со временем превратится в полноценный парламент Евразийского союза.

Безусловное преимущество переориентации интеграционных процессов из политической плоскости в сторону секторального сотрудничества заключается в том, что оно не подразумевает образование подобия Советского Союза. Если определенному государству будет интересно, оно может включиться в реализацию одного, двух, трех из предложенных пяти направлений или даже всех сразу. Если остальные направления окажутся неинтересными, в них можно будет не участвовать. Будет ли, к примеру, Азербайджан, официально не признающий за СНГ международной правосубъектности участвовать в конкретной программе транзита? Конечно, будет. Будет ли он участвовать в программе миграции? Разумеется. Тысячи азербайджанцев сейчас работают за рубежом, в том числе в России. У государств будет возможность определиться, какие именно интеграционные проекты им интересны. Сейчас наступает пора крупных программ и системной работы над реализацией общей экономической стратегии.

Схема с пятью осязаемыми четкими направлениями – это приемлемый вариант и достаточно эффективная форма вовлечения тех стран, которые не готовы к какой-то политической интеграции. Не так давно Армения заявила, что не вступит в Таможенный союз, поскольку не имеет с ним общих границ. Но она совершенно точно готова будет принять участие в энергетических проектах.

Развитие экономического сотрудничества стран СНГ и становление самого Содружества как межгосударственного объединения, призванного оказывать реальное содействие оздоровлению экономик стран-участниц и защищать их национально-государственные интересы на международной арене, не обошлось без трудностей и подводных камней. Если в политическом плане СНГ являлось все эти годы неким механизмом консультаций, обмена мнениями и принятия решений зачастую, правда, не находивших практической реализации, то в экономической сфере ему не удалось добиться крупных подвижек ни в интеграционном масштабе, ни в рамках межстрановых торгово-экономических отношений.

2.1 Интеграционные объединения с участием стран СНГ

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировались несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Рисунок 1 – Интеграции СНГ

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задача ОДКБ – координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, страны наблюдатели – Украина, Молдавия, Армения.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Таможенный союз – Белоруссия, Казахстан, Россия. В союзе применяются единые таможенные тарифы и прочие меры по регулированию торговлей товарами с другими государствами. При взаимной торговле между странами-участниками ТС не взимаются таможенные пошлины, не применяется большинство ограничений экономического характера. Впервые договоренность о создании ТС была подписана в 1995 году между руководителями России, Белоруссии и Казахстана. Несколько позже к этим странам присоединились Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество. В октябре 2006 года между Россией, Казахстаном и Белоруссией был подписан договор, на основании которого начала формироваться организация нового Таможенного союза, создаваться единая таможенная зона в пределах границ государств. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 года. С июня 2010 года вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 года на границах этих государств был отменен транспортный контроль.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – Белоруссия, Казахстан, Россия – Пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Намерения о формировании ЕЭП было озвучено в 2003 году главами государств России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Тогда же в Ялте между этими странами было подписано соответствующее соглашение. Позже Украина устраняется от процесса. В связи с этим реализация проекта была приостановлена на длительное время, и основные интеграционные задачи реализовывались в рамках Евразийского экономического сообщества. В декабре 2009 года на саммите президентами России, Казахстана и Белоруссии был утвержден план действий и мероприятий по формированию ЕЭП. Он предусматривал разработку и реализацию в течение 2010–11 годов двадцати международных договоров, которые обеспечат начало создания на территории этих стран единства экономического пространства. Международные соглашения, входившие в пакет договорно-правовой базы, в декабре 2010 года были подписаны главами и вице-премьерами государств. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы. В процессе вступления в союз на начало 2015 года находится Киргизия.

Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС – то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ – организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали действующие на тот момент президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

Ближайшие перспективы СНГ естественным образом вытекают из нынешнего состояния Содружества. «Сегодня Содружество Независимых Государств по своей сути, – отмечается в литературе, – это политический клуб, позволяющий сблизить и согласовать интересы государств-участников, в гораздо меньшей степени – оборонный альянс, и совсем в небольшой – эффективное экономическое сообщество» – оценка, может быть, теоретически не вполне точная, но верно констатирующая по крайней мере тенденции, действующие в СНГ. Очевидно, что и перспективы Содружества следует анализировать по каждому из этих трех компонентов – политическому, военно-политическому и экономическому.

Как политическое объединение, главной несущей конструкцией которого являются периодические встречи глав государств, правительств и других высших органов Содружества, СНГ за прошедшие десять лет вполне продемонстрировал свою стабильность. Есть все основания полагать, что этот «политический клуб» и впредь будет сохранять свое значение, регулируя общий контур отношений в СНГ, разрешая те или иные возникающие здесь проблемы и определяя наиболее общие задачи и направления дальнейшего развития Содружества. В прошлом на этом уровне не раз возникали самые различные проблемы и противоречия, подспудные и явные, - нет сомнений в том, что они будут возникать и впредь. При всем этом маловероятно, что в политическом контуре СНГ могут произойти сколько-нибудь серьезные негативные изменения. При том уровне политической дисциплины, что установилась в СНГ, где ничто никого ни к чему не обязывает, у государства – члена Содружества должны быть какие-то совершенно особые мотивы, чтобы покинуть Содружество: до сих пор на это не пошла даже столь «проблемная» страна СНГ, как Грузия, хотя здесь уже несколько лет созываются комиссии, призванные «рассмотреть целесообразность пребывания республики в СНГ».

Можно полагать, что стабилизировался и контур военно-политических отношений в СНГ. В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли три государства – Узбекистан, Азербайджан, Грузия, не удовлетворенные сложившейся системой военного сотрудничества, – оставшееся ядро ДКБ продемонстрировало не только высокий уровень внутренней солидарности, но и способность решать более сложные задачи военно-политического взаимодействия. Специалисты не исключают вероятности того, что со временем к ДКБ присоединятся не только покинувшие его государств, но и Украина и Молдова. В любом случае сегодня, судя по всей совокупности фактов, нет причин для сколько-нибудь серьезных военно-политических кризисов внутри СНГ, – напротив, все указывает на то, что, скажем, в области борьбы с международным терроризмом участники Содружества будут все теснее контактировать друг с другом.

Наиболее серьезные проблемы СНГ – экономические. Здесь есть все основания прогнозировать дальнейшее усиление «национального эгоизма» и взаимной конкурентности постсоветских экономик. В долгосрочной перспективе этот фактор может серьезнейшим образом дестабилизировать Содружество.

В компаративных исследованиях существует проблема выбора наиболее репрезентативных индикаторов, которые могли бы максимально точно отразить фактическое состояние.

Глава 3 Введение единой региональной валюты на территории Содружества Независимых Государств

Раздел посвящен проблеме введения единой региональной валюты на территории стран – участников Содружества Независимых Государств. Рассмртрены возможные последствия введения единой валюты для экономики стран Содружества. Определены позиции государств – членов СНГ в отношении введения единой валюты.

Намерение ввести единую валюту между странами участниками Содружества Независимых Государств существует на протяжении довольно длительного периода и связано не только с формированием Таможенного союза, но и с происходившими ранее интеграционными процессами на постсоветском пространстве. Впервые открыто вопрос о возможности и целесообразности введения 2001 г. Рассматривались варианты введения единой расчетной единицы как на территорией всего СНГ, таки создаваемой Евразийского экономического пространства. И в том, и в другом случае предполагалось, что валюта должна быть наднациональной.

Предполагалось, что переход к единой валюте должен быть осуществлен к 2011г. Однако, как показали произошедшие в мире геополитические и экономические события, оптимистические прогнозы были преждевременными.

К тому же следует отметить, что интерес представителей стран СНГ к созданию общей валютной зоны в период либерализации внешнеэкономической деятельности предшествующий глобальному кризису 2008 – 2010 г., заметно ослабел во многом ввиду достаточно высоких темпов экономического роста на постсоветском пространстве.

В пользу наднациональной валюты в противовес доллару США весьма активно выступали представители многих стран, среди которых стоит выделить позицию президента Казахстана Н. Назарбаева, предложившего создать систему наднациональных валютно-расчётных единиц («транзитализм»), которая впоследствии позволила бы ввести единую мировую резервную валюту. Идея казахского президента была поддержана Р. Манделлом, известным «интеллектуальным архитектором» единой европейской валюты.

Сегодня ключевым вопросом является вопрос о том, каким образом курс единой валюты сможет отразить реальное состояние экономик всех стран, входящих в Содружество? Следует понимать, что экономика стран участников Содружества различаются не только по объему производимой продукции, но и по структуре. Так, если цены на нефть растут, валюты России и Казахстана дорожают, а Беларуси, напротив, дешевеет, поскольку дорогая нефть ведет к росту издержек и снижению конкурентоспособности экономики страны.

В связи с этим, в вопросе о введении единой валюты в странах СНГ аналитики нередко опираются на вышеуказанные критерии. Так, Глава Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова высказала мнение, что «Белоруссия пока не готова к введению единой валюты в рамках Содружества, поскольку инфляция в стране значительно превысила 2 % за последний год.»

3.1 Российский рубль как единая валюта СНГ

Курс любой валюты базируется на том, насколько сильна экономика. Что касается единой валюты, применительно к постсоветскому пространству, то есть странам СНГ, то здесь сразу, без вариантов, просится, напрашивается российский рубль стать единой валютой. Но насколько он сможет стать сильной, насколько устойчивой?

Для России как для крупнейшего экспортера региона такое решение будет, безусловно, выгодным. При условии, что единой валютой СНГ станет рубль. Лидеры Казахстана и ряда других стран пока настаивают на введении наднациональной валюты по аналогии с евро. Это и понятно: в случае введения рубля в качестве единой валюты недолго наслаждавшиеся своим суверенитетом государства окажутся во власти Центробанка России. А значит, существует немалый риск добровольной сдачи в экономическую зависимость?

Безусловно, основная ответственность, связанная с надежностью и курсообразованием региональной резервной валюты лежит на Российскую Федерацию. В случае перехода СНГ на российский рубль Россия вынуждена будет взять на себя обязанности по спасению сопредельных стран от любых кризисных явлений, что негативно скажется не ее финансовом положении. Сегодня, России не выгодно, чтобы за ее счет выживали другие, учитывая последние события с рублем. К тому же российский рубль в качестве региональной резервной валюты не сможет в ближайшее время составить конкуренцию мировым резервным валютам. Во многом это связано с экономическим отставанием государств постсоветского пространства от развитых стран. Более того, нельзя забывать, что использование национальной валюты как региональной резервной означает выброс значительного ее количества в мировые каналы денежного обращения. А это в условиях финансовой нестабильности может означать ничто иное как испытание на себе по примеру развитых стран всех «прелестей» долгового кризиса.

В свою очередь, страны СНГ с опасением относятся к перспективе иметь российский рубль в качестве региональной валюты. Для осуществления расчетов они будут вынуждены держать значительную часть валютных резервов в российских рублях, тем самым разделяя с ней риски. Межу тем ни одна страна Содружества не хочет «пожертвовать» своими национальными приоритетами и принципами в проведении экономической политики.

Отсюда понятна позиция стран – участников Содружества, опасающихся быстрого перехода на российский рубли считающих наиболее верной идею постепенного перехода к единой валюте.

Для стран СНГ наиболее вероятным в случае создания валютной зоны является либо переход к использованию российского рубля в качестве региональной резервной валюты, либо к какой-либо новой наднациональной валюте. Наиболее активно за введение новой валюты выступает Республика Казахстан. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что со временем в Содружестве Независимых Государств, должна быть введена единая и при том новая валюта, отличная от российского рубля, передает "Интерфакс-Казахстан". "Считаю, что ни одна национальная валюта, включая, конечно, мощный рубль не годится. Должно быть другое название, другая валюта", – заявил Назарбаев в Москве. По словам казахстанского Президента, "это – дело будущего". "Мы об этом сейчас не говорили. Вообще, интеграционное объединение начинается так: сначала создается зона свободной торговли, потом Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, потом экономический союз. Потом расчетная единица", – сказал Назарбаев.

Россия придерживается позиции использования российского рубля как единой региональной валюты. Отсутствие консенсуса обусловлена прагматичными подходами стран – партнеров. При использовании российского рубля наиболее вероятным сценарием развития событий может считается сохранение контроля Банка России на эмиссией валюты. Поддерживая этот вариант, некоторые страны хотят получить равные права с Россией на управление межгосударственным финансовым органом. Утверждая, что введение единой валюты необходимо, страны- участники между тем постоянно подчеркивают, что процесс перехода к единой валюте возможен лишь в долгосрочной перспективе.

Заключение

И все же каковы возможные преимущества введения единой валюты для стран Содружества?

Вводя единую валюту, страны Содружества могут получить преимущества в формировании валютных резервов. До создания валютного союза каждая страна обладает собственными запасами иностранной валюты, которыми она может в любой момент воспользоваться для покрытия дефицита платежного баланса, для осуществления валютных интервенций. Сформировав союз, страны могут снизить объем необходимых резервов путем создания единого фонда.

Положительный эффект при введении единой валюты получат, прежде всего, страны, в которых на протяжении достаточного длительного периода времени сохранились высокие темпы инфляции. В этом отношении речь может идти о Белоруссии, где в некоторые годы имела мести гиперинфляция. Известно, что ожидание роста цен мешает реализации национальной антиинфляционной политики. Объединение с финансовыми системами более стабильных партнеров позволит снизить темпы инфляции, получить доверие со стороны экономических агентов.

Выгоды от введения экономической валюты состоят еще в том, что снимаются барьеры на пути движения не только товаров, но и капиталов между странами.

В то же время следует учитывать, что в случае формирования полноценного валютного союза, государства-партнеры не смогут использовать ограничения на движение капитала.

Страны Содружества быть также готовы к утрате «независимости» в проведении фискальной политики. Валютная интеграция требует высокого уровня согласованности между странами в области бюджетной и налоговой политики, поскольку, как правило, национальные подходы к осуществлению мер в рамках проведения этих политик заметно отличаются.

Безусловно, введение региональной резервной валюты на постсоветском пространстве имеет будущее. А при улучшении экономической ситуации может благоприятно сказаться на развитии торговых отношений между странами. Создание единой валюты возможно в рамках Евразийского союза, с 2015 года.

Как сказал президент Республики Казахстан Н. Назарбаев «Казахстан рассматривает СНГ как уникальную политическую площадку, объединяющую страны постсоветского пространства. Другой такой организации в нашем регионе нет. Это лучшая площадка для решения возникающих вопросов, проведения дискуссий и обмена мнениями… »

Список литературных источников

1. Интернет-портал СНГ:http://www.e-cis.info/

2. Глазьев С.Ю. Интеграция против глобального кризиса // Евразийская интеграция: право, экономика, политика. 2009 №5 с.25.

3. Буторина О. "Трудный путь к единой европейской валюте"//МЭМО №1 1998

4. Чувахин Л.Г. Томоженный союз и ВТО: российские реалии // Научно – исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал – 2013. №1 с.39-50.

5. Шишков Ю. Кризис еврозоны: выводы для архитекторов ЕврАзЭС // МЭМО №6 2012.

Просмотров работы: 5565