МАРСЕЛЬ ДЮШАН, ГРОССМЕЙСТЕР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАРСЕЛЬ ДЮШАН, ГРОССМЕЙСТЕР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Марсель Дюшан – видная фигура на сцене мирового изобразительного искусства. Несмотря на свое сравнительно небольшое художественное наследие, Дюшан является знаковым персонажем. Он, изначально вдохновленный идеей творчества вообще, в течение своей творческой жизни выходит за общепринятые рамки искусства, давая начало новым направлениям и вдохновляя других мастеров. Его вклад в развитие современного искусства трудно переоценить, потому что, являясь еще и теоретиком искусства, он стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. Его творчество также оказало большое влияние на формирование таких направлений в искусстве 20 века как поп-арт, минимализм и концептуальное искусство.

Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года в Бленвиль-Кревон. Своей тягой к искусству Дюшан обязан дедушке по материнской линии: Эмиль Николя был художником и гравером, и весь дом был наполнен его работами. Кроме самого Марселя, еще трое из семерых детей в этой семье стали художниками, отчасти и благодаря решению отца семейства – он дал своим детям свободу в выборе профессии.

Уже в возрасте 14 лет Марсель серьезно увлекается рисованием. Первые живописные работы Дюшана датируются 1902 годом. В 1904 он переезжает в Париж, селится на Монмартре, пытается учиться в Академии Жюлиана, но бросает занятия. Живопись Дюшана в этот период еще несамостоятельна, он вдохновлется то работами Сезанна, то фовизмом Матисса. Тем не менее, уже в начале своего творческого пути Дюшан старался дистанционироваться от традиций художественной школы в классическом смысле. Про картину «Портрет отца» Марсель Дюшан пишет: «Портрет был выполнен в 1910 году и является типичной иллюстрацией моего культа Сезанна, в сочетании с моей сыновей любовью».

Братья Дюшана, Жак и Раймонд, приглашают его присоединиться к ним в небольшом городке под Парижем, где они живут в сообществе художников группы «Пюто». В то же время члены этого объединения, ощущая силу новизны своего творчества, разработали несколько теорий, научно обосновывающих эстетику и гармоничность кубизма. Картины Марселя Дюшана, начиная с 1911 года, непосредственно связаны с кубизмом. Про картину «Портрет шахматистов» Марсель Дюшан пишет: «Используя ещё один раз технику редукции в моей интерпретации кубистской теории, я нарисовал головы моих двух братьев играющих в шахматы, на этот раз не в саду, а в безграничном пространстве».

Около 1911 года Дюшан, завершая рисовать в фовистской манере, постепенно входит в круг кубистов. Однако Дюшан по природе категоричен, он доводит до крайности манеру составлять изображение из всевозможных кубиков, у художника они превращаются в призмы, вытянутые цилиндры, наложенные друг на друга, как кусочки разбитого зеркала в картине «Грустный молодой человек в поезде» 1911 года. В 1912 году, часть художников из группы «Пюто» образовали сообщество по организации выставок, Дюшан вместе со своими братьями и другими молодыми художниками организовал салон «Золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом (Марсель с детства интересовался и делал большие успехи в математике). В 1912 году, Марсель Дюшан изображает картину «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, No.2», перед тем, как произведение было представлено на выставке Армори шоу в Нью-Йорке в 1913 году, Марсель Дюшан показал картину в Париже в феврале 1912 года, но художники попросили, по крайней мере, изменить название. Вместо того чтобы изменять что бы то ни было, Дюшан забрал и произведение и показал в октябре того же года в салоне «Золотого сечения», на этот раз без оппозиции. Марсель Дюшан говорит о произведении «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, No.2»: «Окрашенная в тяжёлый цвет древесины, голой анатомии не существует, или по крайней мере, не может быть увидена, так как я полностью отказался от оголённых проявлений в натуралистической внешности, сохраняя лишь некоторые из этих двадцати различных статических позиций в последовательном акте схождения».

Про свою картину «Невеста» 1912 года художник Марсель Дюшан пишет: «Здесь не идёт речь о реалистической интерпретации невесты, но о моей концепции невесты, выраженное противопоставление механических элементов и висцеральных форм».

К 1913 году, Дюшан оставляет традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами с формой. Марсель демонстративно сторонится роли художника, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается всё реже. На смену художественному творчеству приходит так называемый метод готовых вещей, которые становятся художественным объектом лишь благодаря желанию и подписи автора. Первой готовой вещью, попавшей в художественную экспозицию, стало колесо велосипеда, установленное на табуретке. О произведении Марсель Дюшан пишет: «Видеть, как поворачивается колесо, очень успокаивает, очень приятно это открытие, отличное от повседневной жизни. Мне понравилась идея с велосипедным колесом в моей студии. Мне понравился внешний вид».

Художник сосредоточился на мысли о необходимости порвать с живописной фантазией, вернуться к реализму, не работая над произведениями с нуля, а выбирая из быта, окружающего человека, какой-либо предмет и не провозглашая его, впрочем, настоящим искусством, Марсель Дюшан говорит: «Это была фантазия, я не называл это произведением искусства, я хотел покончить с желанием создать произведение искусства». Готовые предметы Дюшана, например лопата для снега «Перед тем, как сломать руку», 1915 года, были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.

В 1916 году, Марсель Дюшан создаёт скульптуру «В тайном шуме», клубок проволоки между двумя медными пластинами соединёнными четырьмя длинными болтами, внутри клубка добавлен небольшой объект, который создаёт шум при встряхивании. Про скульптуру «В тайном шуме» Марсель Дюшан пишет: «И до сего дня я не знаю того, что внутри, не более чем кто-либо другой впрочем».

В 1916 году, Марселя Дюшана объявляют одним из художников-дадаистов, в следующем 1917 году Дюшан, практикует шокирующий публику метод рейди-мейд, в котором художественным объектом объявляется настенная стойка «Вешалка для шляп», 1917 года, благодаря подписи автора, контексту выставки или музея. В 1917 году, в магазине сантехники в Нью-Йорке Дюшан приобрёл писсуар. Он расписался на нём, поставив свой псевдоним «R. Mutt» и дату «1917», и представил в качестве экспоната на выставке, Дюшан собрался показать зрителям обыкновенный писсуар, названный «Фонтан». Таким образом, художник посредством простого акта смены контекста устанавливает новую, отстраненную точку зрения на примелькавшуюся вещь. «Совершенно неважно, сделал ли мистер Матт фонтан своими руками или нет. Он выбрал его. Он взял обычный бытовой предмет и поместил его таким образом, что его полезное назначение исчезло под новым названием и в новой точке зрения, то есть он создал новую мысль для этого объекта», – говорит сам Дюшан.

В дальнейшем Дюшан продолжает самовыражаться и раздвигать границы искусства в своей привычной манере: в 1918 году, Марсель Дюшан отправляется в Аргентину в город Буэнос-Айрес, изображать живопись по стеклу в произведение «Чтобы просмотреть, закройте один глаз, почти на час», 1918 года. После увлечения игрой в шахматы на протяжении девяти месяцев, проведённых им в Буэнос-Айресе, Дюшан возвращается летом 1919 года, во Францию и примыкает к группе парижских дадаистов. В Париже, охватив воздух колбой в произведении «50 cм3 воздуха Парижа», 1919 года, взялся за работу над картиной «L.H.O.O.Q.», пририсовал усы и бороду к портрету Джоконды Леонардо да Винчи и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. Подпись «L.H.O.O.Q.» при прочтении привычно расшифровывают как «Elle a chaud au cul». Позднее сам Сальвадор Дали скажет об этом следующее в интервью американскому журналисту: «Я большой поклонник Марселя Дюшана, того самого, что проделал знаменитые превращения с лицом Джоконды. Он подрисовал ей малюсенькие усики, кстати, вполне в далианском стиле. А внизу фотографии приписал мелкие, но вполне различимые буковки: «Е. Н. Т. П.». Ей нев-тер-пёж! Лично у меня эта выходка Дюшана всегда вызывала самое искреннее восхищение, в тот период она, помимо всего прочего, была связана и с одной весьма важной проблемой: надо ли сжигать Лувр?» (речь идет об идее в умах интеллигенции об уничтожении и очищении цивилизации).

Еще одной важной вехой в биографии Дюшана становится рождение его альтер-эго – томной дамы по имени Рроза Селяви, в чьём имени художник зашифровал то ли выражение «Eros c'est la vie», то ли «Arroser la vie». Марсель Дюшан пишет: «Мне захотелось поменять свою личность, и первое, что мне пришло на ум в поисках персонажа, это то, что у него должна быть еврейская фамилия. Я был католиком, и это было изменение, как переход из одной религии в другую! Однако я не нашёл фамилии, которая бы мне нравилась и искушала меня, тогда я подумал: а почем бы не изменить пол? Так родилась Рроза Селяви».

Сначала образ «Рроза Селяви» возник на фотографии Ман Рея в 1920 году, дальше на флаконе духов, к которым художники приклеили этикетку с изображением Дюшана в женской шляпке и манто. Марсель Дюшан пишет: «Меня нравилось, когда имя начинается со сдвоенной согласной, как Л в Ллойд».

Кроме создания произведений, художник активно участвует в шахматных состязаниях, становится чемпионом Северной Нормандии, вместе с режиссером Ман Реем снимает авангардный фильм «Анемик Синема», устанавливает «Парадоксальную дверь», которая всегда остаётся открытой и закрытой (открывая проход в спальню, она закрывает его в ванную и наоборот), женится и вскоре разводится с Лидией Саразин-Левассор… Впоследствии Марсель Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставался влиятельнейшей фигурой художественной сцены и международного авангарда, а также объектом самых разнообразных искусствоведческих споров.

Представляется, что вся жизнь Марселя Дюшана была своеобразным художественным актом. Он словно стремился опередить и поразить не только весь мир, но и самого себя в первую очередь. Вся его жизнь, все действия становятся способом выражения идей, облаченных в непривычную зрителю форму. Он пытается показать нам мир искусства таким, каким сам его видит, но его собственные представления, в свою очередь, находятся в постоянном движении и развитии. Наглядным примером этих слов является даже то, что в конце своего такого насыщенного творческого пути Марсель Дюшан создал 31 чёрно-белый рисунок на тему влюблённых, вскоре после этого уйдя из жизни 2 октября 1968 года в Нейи-сюр-Сен.

Просмотров работы: 2331