ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА НОВОГО ТИПА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА НОВОГО ТИПА

Иванов А.А. 1, Часов К.В. 1
1Армавирский механико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный технологический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образование всё более переходит на использование дистанционных форм обучения. Это требует применения учебных средств нового типа, т.е. электронных учебников, пособий, методических указаний. Подобные электронные учебные средства должны быть полностью интерактивными, динамичными. Их использование предполагает применение активных и интерактивных форм обучения.

Можно перечислить довольно много программных сред для подготовки электронных учебных средств. Вот некоторые из них (платные): eLearning Server 3000, LearningSpace, Батисфера, SunRav TestOfficePro, GoToMeeting, Webex и Elluminate. Среди бесплатных можем отметить: MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS.

При этом имеются две возможности: электронное учебное пособие уже подготовлено неким коллективом методистов, или учебный материал подбирается ведущим преподавателем и им же размещается в интерактивной среде. В первом случае даже преподаватель может не достаточно уверенно ориентироваться в представленном ему учебном пособии (а подчас и включённом в пособие учебном материале), не говоря уже о его учениках. Во втором случае использование указанных выше программных продуктов предполагает некоторое предварительное знакомство с возможностями системы, технологиями подготовки и размещения в этих средах учебного материала (что бывает довольно-таки затруднительно). Кроме того, необходима отладка сценария работы с размещённым учебным материалом. В этом плане наиболее доступной программной средой, на взгляд авторов, является система MOODLE.

И вот здесь начинается самое интересное! Преподаватель, прекрасно зная преподаваемую дисциплину, взаимосвязь между различными разделами и темами учебного материала, ещё не изучил программную среду, а размещать материалы уже нужно, студент может с удовольствием поработать со средой, помещая учебный материал на соответствующие страницы, устанавливая связи между частями учебного материала, но выполнять поставленную задачу будет зачастую бездумно, не вникая, а, значит, не будет осваивать учебный материал. Изучение студентом MOODLE возможно, и при этом в достаточно быстром темпе, для того, чтобы впоследствии создавать свои интерактивные обучающие документы. Но, необходимо отметить, что в этом случае студент будет весьма значительно отвлекаться от изучения соответствующей дисциплины, что недопустимо при изучении математики.

Поэтому мы утверждаем [1], что написание интерактивных обучающих документов возможно с использованием максимально изученного студентами и доступного программного обеспечения – текстовых процессоров (Word, Writer и некоторых других), с использованием гиперссылок, гипермедиа и вставки гиперссылок на документы той среды, которая относится к изучаемой дисциплине, в частности, при изучении математики это может быть любой математический редактор, например, MathCAD. Необходимо учитывать, что практически каждый студент и большинство преподавателей освоили работу в указанных текстовых процессорах; на занятиях по информатике студентами изучаются возможности создания гиперссылок внутри любого документа в Word. Далее, существует достаточно много программ, в которых и студент, и преподаватель смогут подготовить необходимые чертежи, записать соответствующее видео (если потребуется) или подготовить анимацию с помощью специального программного обеспечения (к примеру, Power Presenter – программное обеспечение для графических планшетов, позволяющее записывать всё происходящее на экране в окне работающего графического планшета в своём внутреннем формате, который затем легко может быть конвертирован в нужный формат).

Именно с помощью ПО Power Presenter для графического планшета на наших занятиях один из соавторов статьи (Часов К.В.) проводит лекционные и практические занятия. Отдельные фрагменты занятия записываются и могут в дальнейшем быть проиграны для напоминания о том или ином изученном на занятии факте.

Большую часть интерактивных обучающих документов студенты создают самостоятельно, прорабатывая литературные источники, материалы лекции (в рукописном варианте и электронном, если на занятии записывались отдельные фрагменты), работая на консультациях по дисциплине «Математика». Затем указанные интерактивные обучающие документы просматриваются совместно с преподавателем, вносятся коррективы, необходимые исправления. После корректировки документы помещаются в информационную образовательную среду кафедры. С ними могут ознакомиться все студенты вуза. Принимаются все замечания и пожелания ознакомившихся с документом, наиболее рациональные предложения позволяют улучшить сам интерактивный обучающий документ.

Активная работа студентов над текстом интерактивных обучающих документов позволяет утверждать о развитии творческого подхода обучающихся к учебной исследовательской работе, а, в конечном итоге, и к научной.

Литература

1. Вандина А.И., Часов К.В. Использование в образовательной среде кафедры учебных пособий нового типа // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 98-100 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id =5509 (дата обращения: 25.12.2014).

Просмотров работы: 718