СВОБОДА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СВОБОДА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шадских К.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем подробно говорить о свободе исполнения, надо разобраться, что же такое свобода в данном контексте.

Свобода – это когда человек делает то, что хочет. Казалось бы всё так просто. Но сложность в том, что мы говорим о свободе на сцене. Антитеза свободы – ограничение. Ограничение может быть навязанным, но оно может быть и выбранным, т. е. самоограничение. Самоограничение выбирается для достижения поставленной цели, т. е. без самоограничения нет свободы. А так как мы говорим о свободе исполнения, то точнее будет сказать, без самоконтроля нет свободы. Музыканту-исполнителю, в отличие от художника или поэта, нельзя выбрать для выступления более удачное время, и даже место, он вынужден петь, или играть, в заранее назначенный день, независимо от вдохновения и душевного состояния. От этого - необходимость невероятного самоконтроля, ведь во время выступления нужно думать о том, что важно в данную минуту. Но сложность в том, что часто неопытные артисты начинают зажиматься на сцене, думая о том, что важно, так как им кажется, что важнее то, как выложиться на все сто процентов. От этого появляется волнение, что он этого не сможет сделать, в итоге происходит зажатие, а, следовательно, и отсутствие свободы исполнения.

Вот мы немного и разобрались, что же такое свобода исполнения, и в чем же её главный камень преткновения, а точнее сказать, главное ограничение.

Волнение ограничивает не только свободу исполнения, волнение ограничивает и физическую свободу. Например, холодные или влажные руки, дрожащий голос. И, кажется, что именно это лишает свободы исполнителя, но, всё-таки, в основе всегда лежит явление психологическое. А от него уже такие физические следствия, как влажные, холодные руки, дрожащий голос, трясущиеся колени. Становится понятно, чтобы была свобода исполнения, нужно бороться с волнением. Даже самые опытные артисты не застрахованы от ошибок. Музыкант не должен замечать промах, допущенный на сцене, ведь разволновавшись из-за мелочи, можно испортить впечатление зрителя от всей концертной программы. Всегда что-то будет исполнено хуже, а что-то лучше: нужно учиться спокойнее реагировать на ошибки и не давать свободу панике.

-1-

Исполнитель, которого одолевает волнение, никому не должен признаваться, что боится выступления, даже самому себе. Нужно повторять вслух или про себя успокоительные напутствия. И, если повторять это достаточно часто, не давая места мыслям о волнении, страх постепенно отойдет на задний план, уступая место спокойствию и уверенности. Самовнушение полезно направлять на картину предстоящего успеха, считая его справедливой и заслуженной наградой за хорошо проделанную работу, ведь, конечно же, первоочередное – это хорошо подготовленная программа. Да и страх волнения уйдёт на второй план при отличной подготовке. Но, всё же, это не главное. Для каждого из нас музыка – это частичка души, что-то, что невозможно описать словами. «Цель музыки – трогать сердца»1.

Каждый исполнитель, находясь на сцене, должен напрочь забыть о волнении и постараться направить все свои мысли к пониманию и одушевлению той музыки, которую исполняет. Когда музыкант играет или поет с душой, то зрители, и даже критики, всегда простят ему неточности в тексте или фальшивые ноты. К примеру, концертные исполнения программы А. Г. Рубинштейном, ведь они не лишены были некоторых погрешностей, но эти погрешности не оставались в памяти зрителя - из-за силы художественного воздействия музыканта и его душевного исполнения. Ещё один яркий пример исполнителя, к которому публика имела снисхождение, это французская певица Эдит Пиаф. Никто не замечал её непрофессионализма, с первых же нот зрители словно замирали. Пиаф жила той музыкой, которую исполняла.

Подводя итоги, хочется сказать, что есть много способов побороть ограничение свободы, но нет способов обретения свободы исполнения. Можно научиться создавать иллюзию свободы исполнения, но научиться истиной свободе исполнения нельзя.

1 Иоганн Себастьян Бах

Просмотров работы: 985