ИНТЕРНЕТ-ПЕТИЦИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, РОССИИ, США) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕРНЕТ-ПЕТИЦИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, РОССИИ, США)

Таут А.В. 1
1Южный Институт Менеджмента, Краснодар
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящий период, период формирования информационного общества в странах с развитой информационно-коммуникационной структурой, население этих стран получает всё новые организационно-технические возможности для удовлетворения своих потребностей в активном участии в общественной жизни через Интернет-сервисы. Блоги, социальные сети позволяют сделать гласным частное мнение человека по любому вопросу жизнедеятельности государства и общества, получить отклик на высказанное мнение. Особое место в реализации естественного желания общественно активного человека реализовать выдвинутую им инициативу или повлиять на реализацию в жизнь понравившуюся ему чужую общественную инициативу занимают Интернет-площадки для подачи петиций. Вместе с тем, по мнению исследователей, в научной литературе практически отсутствуют работы, представляющие исследования, посвященные сравнительному анализу развития инициатив электронного участия в разных странах. В основном исследователи изучают отдельные проекты [10].

Цели нашего исследования – сравнить возможности электронного участия населения Великобритании, России и США через Интернет-площадки и проанализировать, на какие области жизнедеятельности государства и общества направлены общественные инициативы в той или иной стране.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи: изучить Интернет-площадки для подачи петиций, действующие в Великобритании, России и США; выявить в этих странах Интернет-ресурсы, обладающие повышенной продуктивностью; сравнить возможности подачи электронных петиций в этих странах; сравнить возможности участия населения Великобритании, России и США в обсуждении зафиксированных на Интернет-площадках общественных инициатив.

По данным компании GfK [цит. по: 8] в России к концу 2014 года уровень охвата населения Интернетом достиг 67.5%, тогда как годом ранее он составлял 57.1%. Аудитория Интернета в нашей стране превысила 80 млн. человек, причем три четверти из них выходят в сеть ежедневно или почти каждый день. Исследование проводилось путём опроса населения России в возрасте 16 лет и старше с выборкой 11 тыс. человек. Прирост аудитории происходит в основном за счет людей старше 30 лет – более молодая аудитория уже на 96% подключена к сети.

Согласно обзору Oxford Internet (Oxis) Оксфордского Интернет-института количество Интернет-пользователей в Великобритании в 2013 году составляло в среднем 76% населения страны (в Лондоне – 89%) [13].

По данным Комиссии ООН по широкополосной связи, подготовленных под эгидой ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи (МСЭ), в США этот показатель в 2012 году составлял 77,9% [цит. по: 6].

Произведённый нами несложный расчёт показывает, что количество людей, имеющих техническую возможность воспользоваться Интернет-площадками для подачи петиций, составляет в Великобритании примерно 48 млн.200 тыс. (63 395 574 [2]: 100 х 76), в США – около 244 млн. 700 тыс. (314159000 [9]: 100 х 77.9). Данные по России – 80 млн. – взяты нами из описанного выше источника [8].

Проведённое нами изучение площадок для подачи электронных петиций показало, что их можно разделить на три категории: государственные Интернет-площадки, общественные отечественные, общественные международные.

В 2007 году в России для публикации петиций, предложений и прочих инициативных проектов создан позиционирующий себя аполитичной и независимой площадкой сайт OnlinePetition.ru. По данным сайта за время его существования около 600 петиций, вызвавших бурную общественную реакцию, были разрешены или получили отклик в средствах массовой информации [4]. На сайте выделяются 3 наиболее активные петиции из действующих, на 2 февраля это:

1. Петиция на имя президента России, с просьбой ужесточить наказания в случае преступлений против детей. Данная петиция уже собрала 79275 подписей. Дата создания неизвестна.

2. «Остановите массовое уничтожение животных в Санкт-Петербурге». Эта петиция собрала 50045 подписей. Дата создания: январь 2011 года.

3. «Мы за тонировку». Данная петиция собрала 49571 подпись. Создана в начале лета 2012 года.

Платформа для онлайн-петиций и гражданских кампаний Change.org создана студентами Стэнфордского университета Бэном Рэттрей и Марком Димас как развитие созданного ими в 2007 году блога о правах человека и социальной несправедливости. Сегодня это международный ресурс, работающий на одиннадцати языках в ста девяноста шести странах мира [11]. На данный момент (2 февраля 2015 года) в проекте зарегистрировано 87 198 934 человека [11].

Летом 2011 года правительство Великобритании создало специальный веб-сайт epetitions.direct.gov.uk [12] для регистрации электронных заявлений. Правительство объявило, что любая электронная петиция, которая соберёт в течение года 100 000 подписей, будет передана на рассмотрение в аппарат Палаты общин. В США аналогичный портал petitions.whitehouse.gov начал свою работу тоже в 2011 году [14]. Работа портала подчинена Президенту США и Белому Дому. В США условия рассмотрения петиции более жесткие по срокам: чтобы петиция была опубликована в открытом доступе, она должна предварительно собрать 150 подписей за 30 дней, а затем за петицию должны проголосовать 100 тыс. человек в течение всего лишь 30 дней.

Президент Российской Федерации В. В. Путин впервые озвучил идею обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете, в феврале 2012 года [7]. Вскоре был создан Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (далее – РОИ), а 4 марта 2013 г. издан Указ Президента РФ за № 183 О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (с изменениями и дополнениями) и утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив [1]. Согласно этим правилам направлять общественные инициативы с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные на портале Электронного правительства при помощи кода активации, который можно получить в многофункциональных центрах обслуживания (МФЦ); при помощи универсальной электронной карты или других средств цифровой подписи.

На наш взгляд, описанный порядок подачи инициатив и участия в их обсуждении в разы снижает возможности россиян по сравнению с американцами и жителями Великобритании, которым при регистрации на государственных площадках подачи электронных петиций достаточно указать свой домашний адрес и электронную почту.

Размещенная в РОИ общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием Интернет-ресурса. Размещению общественной инициативы на Интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, которая должна быть проведена не более, чем за два месяца. Функции по проведению предварительной экспертизы осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после её размещения на сайте РОИ получила:

а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы.

Таким образом, в отличие от общественного сайта OnlinePetition.ru, РОИ – площадка, размещённые на которой петиции обязательны к рассмотрению органами власти. На данный момент (5 февраля 2015 года) в проекте уже зарегистрировано 4895 петиций. Одобрено 13. На рассмотрении 1. На голосовании 1643.

Сайт РОИ, на наш взгляд, более прост в обращении, чем OnlinePetition.ru: всю нужную информацию можно найти уже на главной странице, ещё отличие состоит в том, что голосовать можно не только «за» петицию, но и «против» данного нововведения. Эксперты, занимающиеся рассмотрением петиций, могут понять, что есть и негативно настроенные граждане. Также это поднимает активность населения, т.е. человек не просто пролистает петицию, а оставит свой голос, внесет свой вклад. Голоса «против» не будут вычитаться из голосов «за», но будут учитываться при принятии решений экспертными группами, созданными при органах государственной власти.

В своём исследовании мы ставили одной из задач – сравнение продуктивности электронных площадок. Выше было упомянуто, что по данным сайта OnlinePetition.ru 600 обращений граждан были благодаря этому общественному ресурсу разрешены или получили отклик в средствах массовой информации. Сколько из указанных 600 петиций привели к решению проблем, выяснить не представляется возможным: так на странице «Список петиций, которые уже сработали» указано 28 петиций, поднятые в них проблемы не разрешены – к ним привлечено внимание СМИ. Продуктивность деятельности общественных площадок ограничивается возможностью влияния на средства массовой информации, поскольку СМИ охотно подхватывают обсуждаемые на таких площадках темы.

Общественную активность населения в разных странах в какой-то мере могут характеризовать данные, занесённые нами в таблицу:

Подано петиций на государственные площадки за 6 месяцев

Страна

Всего

Политика

Правовые

Социальные

Религия

Инфорац.

технологии

Другие

Абсурдные

Англия

327

64

57

61

8

23

100

14

Россия

274

48

34

53

0

15

93

31

США

284

40

77

81

4

13

52

17

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

Активность жителей Великобритании на порядок выше активности американцев:

327 заявления на 48.2 мл. потенциальных заявителей против

284 заявления на 244.7 млн. в США.

274 заявления на 80 млн. в России выводят граждан России на первое место по активности подачи заявлений на государственный ресурс, поскольку из 80 млн. россиян на сайте Госуслуг зарегистрировали личный кабинет всего 4 млн. человек [5]. Поэтому 274 заявления следует соотносить не с 80 млн. Интернет-пользователей, а с 4 млн. граждан, имеющих техническую возможность использовать площадку РОИ.

Соотношение количества петиций, поданных на официальные площадки, по условно определённым нами «отраслям», показывает:

большую по сравнении с другими странами озабоченность социальными вопросами американцев;

наименьшую озабоченность вопросами религии россиян (можно предположить, что возрождение официальных религий на территории нашей страны проходит успешно: устраивает верующих и не вызывает возражений со стороны атеистов);

наименьшую озабоченность вопросами совершенствования права проявляют также россияне.

Список использованных источников

  •  
    1. Указ Президента РФ № 183 от 4 марта 2013 г. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (с изменениями и дополнениями).

    2. Демография Великобритании. Статья на сайте Mostinfo.su [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mostinfo.su/sociologiya/804-demografiya-velikobritanii.html

    3. Менделеева Д. Есть ли смысл подписывать петиции в Интернете? Статья от 23.12.2014 на портале «Православие и мир». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/setevaya-demokratiya-kak-eto-rabotaet/

    4. Платформа для петиций РуНета onlinepetition.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: onlinepetition.ru

    5. Портал госуслуг набирает обороты. Новость от 22.02.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/news/list/2

    6. По степени охвата населения всемирной паутиной лидирует Исландия – ООН. Статья журнале RCB от 25 сентября 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcb.ru/news/162993/

    7. Путин В.В. Демократия и качество государства. Статья в газете «Коммерсантъ» №20/П (4805) от 06.02.2012 г.

    8. Рожков Р. Россия ушла в виртуальность. Статья на сайте газеты Коммерсантъ от 28.02.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2655176

    9. Численность населения США достигла исторической отметки. Новость на портале Российской Газеты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/08/15/pi-anons.html

    10. Чугунов А., Бершадская Л. Развитие технологий электронного участия: сравнительный анализ порталов электронных петиций в России. Статья в ж. Информационные ресурсы России, №4, 2013.

    11. Change.org. The world's platform for change. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.change.org

    12. HM Government. E-petitions – create and sign petitions online [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://epetitions.direct.gov.uk/

    13. Information Geographies at the Oxford Internet Institute/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geography.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/2013/06/InternetPopulation2011_HexCartogram_v7-01.png

    14. Petitions.whitehouse. [Электронный ресурс]. Режим доступа: gov https://petitions.whitehouse.gov/

    15. Release: 2011 Census, Population and Household Estimates for the United Kingdom [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ons.gov.uk/ons/publications/re-reference-tables.html?edition=tcm%3A77-270247

Просмотров работы: 2539