Наиболее полно на уроках ритмики задействована зона активного воображения, т.к. именно этот вид позволяет по желанию ребенка усилием воли вызвать соответствующие образы (в отличие от пассивного воображения, намечающего программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными). Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Таким продуктом может явиться детское стихотворение, рисунок, танец или музыкальное произведение. Например, при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Однако, используя творческое воображение, можно сделать это задание более интересным. В соответствии с иллюстрациями детям предлагается импровизировать с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные», «сомневающиеся» или «восклицательные» интонации (игра «Вопрос – ответ»). Таким образом, использованный метод развивает способность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи. Эту способность необходимо развивать у детей младшего возраста также как слух или чувство ритма, так как без развитой ассоциативности невозможно творчество.
В зависимости от вида ощущений, лежащих в основе образов, создаваемых воображением, психологи различают зрительный, слуховой, моторный и смешанный тип воображения. Большинство людей обладают смешанным типом воображения, так как в жизни мы находимся в атмосфере комплексного воздействия разных видов ощущений. Именно поэтому развитие воображения посредством соединения музыки с движением, а также со смежными видами искусств - живописью, литературой, театром является наиболее продуктивным. В процессе занятий ритмики продуктивно использовать параллели, основанные на эмоциональной общности языков различных видов искусств: звуков, ритмов, красок, линий, пластических движений. Так, вспомогательным средством для мелодической импровизации могут служить различные визуальные стимулы.
Ещё одним из ведущих типов творческой деятельности на уроках ритмики является пластическое интонирование - один из способов "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. В этом случае именно воображение руководит выбором ребенка соответствующих движений. Этот метод практически исключает использование заученных упражнений не связанных с художественным представлением об их назначении: просто кружиться, просто шагать, просто прыгать. Тогда преподаватель ритмики напоминает учителя физкультуры, а музыка играет роль ритмического сопровождения. В таком случае требование «выполнять движение выразительно» не имеет смысла, потому что неизвестно, что выражать? Кружится лист - одно состояние, кружится вьюга - другое, кружится земной шар - третье. И амплитуда, пластика, скорость движения каждый раз должна определяться тем образом, которое формирует воображение ребенка на основе уже имеющихся у него представлений. При работе с детьми младшего возраста задачей педагога является направление воображения ребенка в нужное русло, ориентируя учащихся на достижение конкретной учебной задачи и выполнение определенной практической деятельности. Так, например, необходимо обращать внимание на реакцию детей: играя марш, спрашивать их об образах, которые возникают в их сознании, о характере музыки, т.е. работать на основе воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, также используется в творческой деятельности на уроках ритмики. При ознакомлении учащихся с детскими музыкальными инструментами была поставлена задача подобрать тембр к стихотворному отрывку. Перед началом исполнения с детьми были обсуждены варианты их тембрового озвучивания. Текст стиха содержал подсказку. Например:
1. Тра-та-та, тра-та-та, 2. Ветер травы наклонил
Барабаню я с утра Колокольчик зазвонил
Барабаню целый день Не пойму - откуда он?
Барабанить мне не лень Раздается в поле звон.
(озвучьте ударными и (озвучьте колокольчиком)
шумовыми инструментами)
3. Заиграла дудочка
В зеленом саду
Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка
Ду-ду-дуду-ду.
(озвучьте дудочкой)
Попутно учащиеся выполняли задание на подбор возможных вариантов ритмических рисунков для импровизации. И хотя в этом задании также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чемтворчество. Оно скорее является поиском формы, максимально приближенной к копированию образа, содержащегося в стихотворении.Принцип проведения урока ритмики как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника. Используемый во всех примерах метод активизации воображения, переживание образного содержания музыки через озвучивание инструментами, музыкально-ритмическое движение, импровизация – вот что формирует опыт творческой деятельности детей.
Список литературы
1. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. – М.,1998.
2. Гуревич К. Лабиринты развития таланта // Искусство в школе, 1993. №1.
3. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2000.
4. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
5. Красильникова М. Метод моделирования художественно – творческого процесса // Музыкальное образование в школе. – М., 2000.
6. Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. 2-е – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010
7. Флеккель А. М «Лекции по музыкальной психологии» / Рук. конспекты лекций по музыкальной психологии – [Ростов н/Д, 2011].