Музыкальная одаренность теснейшим образом связана с эмоциональной жизнью музыканта. Более того, она не может не подкрепляться переживаниями, которые испытывает человек при исполнении классического, современного, джазового, модерн-репертуара. Профессиональный исполнитель или композитор постоянно живет в мире звуков, ритмов, мелодий, через музыку осуществляется познание жизни.
Психология и физиология утверждают, что частое соприкосновение с музыкальным творчеством напрямую влияет на функционирование сердечно-сосудистой и нервной системы. Даже у обывателя, которому известное животное наступило на ухо, приятная мелодия вызывает снижение давления и нормализацию сердечных сокращений, а раздражающая агрессивная – негативные реакции организма. Обширная гамма переживаний, которую испытывает слушатель, заканчивается с окончанием музыки. После острота чувственных реакций снижается. У музыкантов эмоциональные переживания проявляются гораздо ярче. На это указывает Г. М. Цыпин, который считает, что «вместо эмоции, как временной реакции на музыку, они (музыканты) переходят к эмоции-процессу, постоянно разговаривая на языке чувств, переживаний» [4; 61]. Эмоциональные реакции музыканта на окружающий его мир становятся более тонкими, непредсказуемыми. Особенно ярко это проявляется в установлении взаимоотношений с людьми.
Существует масса исследований, пытающихся объяснить, почему исполнители классического и джазового репертуара в общении приятнее, чем сторонники рока, панка, рэпа и прочих современных направлений. Исследования и выкладки весьма условны, но кое-что установлено. Левое и правое полушария головного мозга, как известно, отвечают за разные сферы человеческой деятельности. Левое подобно электронно-вычислительной машине, быстро распознающей ритмические звуковые сигналы, свойственные классической и народной музыке. «Классики» и «народники», находясь в окружении такой музыки, испытывают положительные эмоции, прилив сил, оптимизм, как математик, правильно решивший задачу. Современная музыка воспринимается правым полушарием, отвечающим за отрицательные эмоции. И диапазон переживаний у сторонников подобных направлений шире – от сверхвеселости до раздражительности и тоски.
По мнению Е. П. Ильина, высказанному в работе «Дифференциальная психология профессиональной деятельности», быстрая смена эмоциональных реакций «формируется интенсивной концертной деятельностью» [3]. Исполнитель или композитор, выступая перед слушателями, доносит идею и смысл произведения. Закончился номер, а следующий в концерте будет другим по темпу, стилистике и должен быть исполнен с другим настроением. Музыкант просто обязан выйти из одного эмоционального состояния и войти в другое. Он формирует в себе эмоции глубокие, но небольшие по длительности. Вместе со зрителями он радуется, огорчается, негодует, боится, уступает, побеждает. И в таком ритме он живет постоянно, быстро меняя настроение и в реальной жизни.
Жить в ритме сцены – значит, уметь справляться с недостатком или избытком эмоций, сдерживать рвущееся наружу психическое напряжение, управлять собственным настроением. Но как быть, если музыканта встречает равнодушный зал, жующие лица на корпоративе, жюри конкурса, от которого зависит дальнейшая карьера.
Начинающие музыканты, как отмечает И. А. Ененко: «в такой ситуации делают две ошибки. Первая заключается в том, что теряется естественность исполнения, эмоциональность, возникает равнодушие или ненависть к создавшейся ситуации. Вторая, напротив, приводит к суетливости, мышечному напряжению («ноги ватные», руки не слушаются, голос дрожит и т.д.). Возникает боязнь забыть текст, ошибиться, а после выступления следует стадия самокопания, самообвинения, самоуничижения» [2]. Одна, две, три неудачи и возникает сценический стресс, непрерывная эстрадная лихорадка или апатия. Выход простой и всем известный. Взять себя в руки, тренировать эмоции, «вцепиться в материал», по выражению К. С. Станиславского. Опытные музыканты утверждают, что всегда волнуются перед выступлением. Но концертное волнение, наоборот, обостряет выразительность, красоту и оригинальность творчества.
Настроение исполнителя, усиленное творческим волнением, – это удачное выступление, довольные слушатели, счастливая творческая жизнь. Как иногда мало надо музыканту, чтобы поддерживать себя в форме. Счастливый случай, произошедший перед концертом, становится приметой, которую надо неукоснительно соблюдать, иначе могут начаться неприятности. Впрочем, знаменитостям прощается многое, в том числе и небольшие странности. Лишь бы их творческий настрой в полной мере передался залу. Людвиг ван Бетховен всегда варил кофе из 64 зерен, Иоганн Брамс сочинял музыку, начищая до блеска обувь, Джордж Харрисон никогда не переступал инструменты, лежащие на полу, а Лучано Паваротти перед выступлением прятал в карман несколько гвоздей. Во всех этих случаях ритуалы помогали поддерживать хорошую эмоциональную форму.
Длительная и успешная музыкальная жизнь – цель многих творческих людей. Но, многих из исполнителей или композиторов помнят по одному-двум произведениям. Вспомним А. Алябьева, написавшего более 200 романсов. Слушатели идут на концерт, вежливо хлопают, но ждут «Соловья». Зал взрывается аплодисментами, знакомая мелодия вызывает положительные эмоции. А ведь после сочинения своего самого знаменитого произведения композитор прожил еще 25 лет. Одна большая творческая удача – радость и для современного композитора или музыканта. Она же и его «ахиллесова пята». Когда повторить предыдущий успех не удается, концертная жизнь теряет былую яркость. Об артисте начинают забывать.
Интересным продолжением активной творческой жизни у многих музыкантов становится уход в другие сферы деятельности. Видимо эмоциональная, насыщенная жизнь уже не вмещается в рамки только музыки. Живопись, театр, кино, литература – далеко не полный перечень сфер, где музыканты черпают новые идеи для творчества. Переживания, душевные волнения обогащают эмоциональный мир, а это, в свою очередь, сказывается на эмоциональном фоне, развитии воображения и росте уверенности в собственных силах.
Эмоциональная жизнь музыканта – это процесс и результат переживания музыки талантливым человеком. Сколько будет длиться творчество, столько будут формироваться и обогащаться новыми красками тонкие структуры душевной жизни музыканта.
Литература:
Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
Ененко И. А. Некоторые аспекты эмоционального состояния музыканта-исполнителя. Электронный ресурс: //http://www.rusnauka.com/27_NNM_2009/Pedagogica/53097.doc.htm (на 10.05.2014 г.).
Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. М., 2003. Электронный ресурс: //http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_difi/05.aspx (на 10.05.2014 г.)
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
3