Музыкальная память-это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение музыкального материала.
Музыкальная память – это явление синтетическое и включает в себя слуховую, зрительную, двигательную и логическую.
При написании музыкального диктанта в основном задействуются слуховой и логический виды памяти, хотя в некоторых случаях это может быть и зрительная память.
Музыкальный диктант - один из важнейших разделов в курсе сольфеджио. Кому необходим музыкальный диктант? Он необходим композиторам, аранжировщикам, вокалистам, пианистам; он необходим при подборе мелодии с записью. При помощи диктанта учеников начинают развиваться не только память, но и внимание, мышление.
Диктанты следует включать с первых уроков сольфеджио, после того, как учащиеся познакомятся и будут петь первые 3-5 нот, а потом и все предложение, но диктанты- устные- в этом случае задействуется слуховой вид памяти. Он служит основой для успешной работы в классе по сольфеджио. Слуховая память предполагает запоминание мелодии, гармонии, ритма, тембра.
Параллельно с мелодическими нужно давать ритмические диктанты или диктанты, в которых ноты известны и нужно определить размер или оформить ритм. Здесь опять же задействуется слуховая память. В развитии этого вида памяти помогают такие формы работы как:
1)Подбор по слуху
2)Игра с аккомпанементом
3)Транспозиция
4)запись мелодии в «любимой тональности»
5)Педагог играет мелодию на фортепиано, учащиеся повторяют ее в этой или другой тональности
6)На доске записана мелодия, учащиеся пропевают 2-3 раза; мелодию стирают и дети пишут по памяти (развитие так же зрительной и логической памяти)
Приступать к письменным диктантам нужно тогда, когда учащиеся хорошо усвоят запись высоты и длительности нот, чтобы они не думали как писать, а думали что писать. Первые письменные диктанты должны начинаться и оканчиваться тоникой. Их нужно проигрывать несколько раз, чтобы учащиеся запомнили и смогли воспроизвести, затем записать по памяти, руководствуясь внутренним слухом. Перед диктантом нужно дать тональную настройку. Если педагог называет лад и тональность, то первый звук диктанта учащиеся определяют сами и наоборот. Размер учащиеся определяют самостоятельно.
Главный вопрос в том, как научить ученика правильно запоминать и грамотно записывать мелодию. Самый распространенный и верный способ- запомнить мелодию и , воспроизводя ее про себя, записывать- так развивается и память, и навык, и внутренний слух. Для лучшего запоминания мелодии с начала обучения нужно фиксировать внимание учащихся на определенных элементах, их которых складывается мелодия, т.е. анализ диктанта (у учащихся вырабатывается такое психологическое свойство как внимание, а именно его устойчивость):
Лад и тональность;
Размер, сильные доли, преобладающие длительности;
Направление движения мелодии: вверх, вниз, плавное, поступенное или по звукам аккордов
При определении того или иного звука нужно приучать учащихся «добегать» до тоники.
Таким образом, развивается самый надежный вид памяти – логический. Учащийся будет записывать диктант на основе осознанного понимания услышанного, на основе анализа.
Для успешной записи диктанта учащиеся должны обладать навыками:
Запоминать мелодию – этому способствуют устные диктанты(развивается логическая и слуховая память);
Хорошо ориентироваться в ступенях любой тональности- ладовые упражнения, транспозиция;
Знание ладов, интервалов, аккордов.
Итак, я перечислила различные методы работы по написанию диктанта. Мы можем сделать вывод, что написание диктанта – это один из важных факторов работы на уроке. Он помогает учащимся в сочинение, записи мелодий, а так же развивать память ученика и все ее виды, о которых я сказала.