ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В КЛАССЕ ПО СОЛЬФЕДЖИО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В КЛАССЕ ПО СОЛЬФЕДЖИО

Маматюк Т.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе с учениками на уроках сольфеджио преподаватель опирается на такие психологические свойства, как память, внимание, мышление, воображение. В связи с тем, что память является неотъемлемым свойством в работе на уроке, я хочу остановиться на определении музыкальной памяти и ее роли в написании музыкального диктанта.

Музыкальная память-это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение музыкального материала.

Музыкальная память – это явление синтетическое и включает в себя слуховую, зрительную, двигательную и логическую.

При написании музыкального диктанта в основном задействуются слуховой и логический виды памяти, хотя в некоторых случаях это может быть и зрительная память.

Музыкальный диктант - один из важнейших разделов в курсе сольфеджио. Кому необходим музыкальный диктант? Он необходим композиторам, аранжировщикам, вокалистам, пианистам; он необходим при подборе мелодии с записью. При помощи диктанта учеников начинают развиваться не только память, но и внимание, мышление.

Диктанты следует включать с первых уроков сольфеджио, после того, как учащиеся познакомятся и будут петь первые 3-5 нот, а потом и все предложение, но диктанты- устные- в этом случае задействуется слуховой вид памяти. Он служит основой для успешной работы в классе по сольфеджио. Слуховая память предполагает запоминание мелодии, гармонии, ритма, тембра.

Параллельно с мелодическими нужно давать ритмические диктанты или диктанты, в которых ноты известны и нужно определить размер или оформить ритм. Здесь опять же задействуется слуховая память. В развитии этого вида памяти помогают такие формы работы как:

1)Подбор по слуху

2)Игра с аккомпанементом

3)Транспозиция

4)запись мелодии в «любимой тональности»

5)Педагог играет мелодию на фортепиано, учащиеся повторяют ее в этой или другой тональности

6)На доске записана мелодия, учащиеся пропевают 2-3 раза; мелодию стирают и дети пишут по памяти (развитие так же зрительной и логической памяти)

Приступать к письменным диктантам нужно тогда, когда учащиеся хорошо усвоят запись высоты и длительности нот, чтобы они не думали как писать, а думали что писать. Первые письменные диктанты должны начинаться и оканчиваться тоникой. Их нужно проигрывать несколько раз, чтобы учащиеся запомнили и смогли воспроизвести, затем записать по памяти, руководствуясь внутренним слухом. Перед диктантом нужно дать тональную настройку. Если педагог называет лад и тональность, то первый звук диктанта учащиеся определяют сами и наоборот. Размер учащиеся определяют самостоятельно.

Главный вопрос в том, как научить ученика правильно запоминать и грамотно записывать мелодию. Самый распространенный и верный способ- запомнить мелодию и , воспроизводя ее про себя, записывать- так развивается и память, и навык, и внутренний слух. Для лучшего запоминания мелодии с начала обучения нужно фиксировать внимание учащихся на определенных элементах, их которых складывается мелодия, т.е. анализ диктанта (у учащихся вырабатывается такое психологическое свойство как внимание, а именно его устойчивость):

  1. Лад и тональность;

  2. Размер, сильные доли, преобладающие длительности;

  3. Направление движения мелодии: вверх, вниз, плавное, поступенное или по звукам аккордов

  4. При определении того или иного звука нужно приучать учащихся «добегать» до тоники.

Таким образом, развивается самый надежный вид памяти – логический. Учащийся будет записывать диктант на основе осознанного понимания услышанного, на основе анализа.

Для успешной записи диктанта учащиеся должны обладать навыками:

  1. Запоминать мелодию – этому способствуют устные диктанты(развивается логическая и слуховая память);

  2. Хорошо ориентироваться в ступенях любой тональности- ладовые упражнения, транспозиция;

  3. Знание ладов, интервалов, аккордов.

Итак, я перечислила различные методы работы по написанию диктанта. Мы можем сделать вывод, что написание диктанта – это один из важных факторов работы на уроке. Он помогает учащимся в сочинение, записи мелодий, а так же развивать память ученика и все ее виды, о которых я сказала.

Просмотров работы: 685