Интернет является определенным носителем информации, неисчерпаемые возможности которого несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны посещения всемирной паутины. Ребенок по своей природе очень любопытен и, как правило, подвержен негативному влиянию в большей степени. Конечно, если Интернет – пространство является одним из средств обучения, если оно способствует развитию творческого интереса к определенному виду деятельности, то это не зависимость, а положительная сторона виртуального мира. На этом и следует заострять внимание ребенка, объяснять, что именно для обучения и получения определенных знаний, которые пригодятся в школе и т.д., можно и нужно использовать Интернет.
Специфические особенности диагностирования различных болезней на основании ряда симптомов проявляются с различной степенью тяжести. Так и Интернет – зависимость выявляется на основании ряда специфических особенностей, имеющих схожие черты с наркотической зависимостью, разрушающих не только психику, но и способствующих неполноценному росту и становлению будущей личности ребенка, а именно, – окончательному формированию и самореализации своего внутреннего «Я» в современном обществе.
Главную роль в развитии интернет – зависимости играет атмосфера в семье. Определенные нормы воспитания, достаточное внимание к ребенку со стороны родителей, общение, забота и понимание редко приводят к замкнутости и последующему за этим, агрессивному поведению. Причиной этой агрессии являются различные сайты с проявлением жестокости, насилия, игры с убийством других людей, азартные игры, приводящие к неконтролируемой ненависти, беспощадности, и даже стремлению к смерти путем самоубийства.
Интересным фактом является и то, что дети, зависимые от Интернета имеют схожие психологические черты поведения: неуверенность в себе, преувеличение своих недостатков, нереализованные потребности в общении между сверстниками, ощущение одиночества и внутреннего напряжения.
Во избежание нежелательных последствий, родителям следует установить строгий контроль и определенный временной минимум пребывания в Сети. Интернету должна быть альтернатива, например, – занятия музыкой, балетом, живописью или спортом. Ведь постоянное пребывание за компьютером накладывает определенный отпечаток не только на психологическое здоровье ребенка, но и на физическое. Так, напряжение мышц шеи, спины, рук, приводит к развитию сколиоза и застою в работе внутренних органов; воздействие электромагнитных лучей у ребенка приводит к снижению иммунитета, в ряде случаев нарушается мозговое кровообращение, появляются эндокринные заболевания.
В настоящее время, не внесение интернет – зависимости в список психических заболеваний и расстройств (в основной классификации психических заболеваний, принятой Американской психиатрической ассоциацией, ее нет), не исключает существование этой проблемы.
В России, на государственном уровне решается проблема негативного воздействия на ребенка той или иной информации. Так, 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Не редким явлением стали и реабилитационные центры, облегчающие избавление от сетевой зависимости: первый такой центр появился в США, а первым клиентом стал девятнадцатилетний ученик колледжа, страдающий интернет зависимостью и заплативший за лечение 15 тысяч долларов.
Интернет является необходимым элементом, во многом облегчающим жизнь современного общества, но нецелесообразное использование ресурсов «всемирной паутины» травмирует сознание ребенка и приводит к неконтролируемой зависимости. Уметь распознать зарождающиеся признаки этой болезни на раннем этапе прежде, чем она станет реальной проблемой – главная задача родителей, ведь если ребенку будет интересно и комфортно в реальном мире, то он никогда не будет зависим от виртуального.
2