УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ

Вольпова В.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире проблема управления эмоциональным состоянием личности становится все более острой. Это происходит потому, что огромная часть людей живет в мегаполисах, где жизнь становится быстрее и беспокойнее с каждым годом. Зачастую у человека нет времени полноценно отдохнуть – заняться спортом, провести время на природе, и он все больше времени проводит в окружении других людей, часто негативно настроенных. В таких условиях человеческие эмоции часто выходят на первый план, затмевая разум, и как результат, мы имеем бесконечные скандалы в общественных местах, непонимание дома, болезни и нервные расстройства. И статистика неутешительна – год от года процент этих негативных событий растет. В связи с этим стоит задуматься, как же научиться управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы не навредить другим людям.

Итак, что же такое эмоции? Это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека, то есть, иными словами, эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» един для всех живых существ на нашей планете. «Техника считывания» эмоций дается всем живым существам с момента рождения. Каким образом происходит этот процесс, досконально исследовать невозможно: эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному.

Эмоции могут быть абсолютно разными, и нет предела гамме их проявления. Условно эмоции можно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К положительным эмоциям принадлежат: удовольствие, восторг, радость, уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство. К негативным эмоциям относятся: злорадство, горе, тревога, тоска, страх, отчаяние, гнев. Нейтральными можно назвать: любопытство, изумление, безразличие.

Ученые высказывают мнение, что чем выше существо находится на эволюционной лестнице, тем богаче гамма его эмоциональных состояний. Однако существует и противоположный взгляд, согласно которому эмоции трактуются как вредное наследие прошлого, доставшееся нам от «братьев меньших», руководствовавшихся инстинктами: страх заставлял убегать от опасности; ярость мобилизовывала мускулатуру на борьбу за выживание; в погоне за удовольствием не знали усталости. Такой точки зрения придерживался известный швейцарский психолог Э. Клапаред, с повышенной эмоциональностью отвергавший право эмоций на участие в регуляции человеческой деятельности: «Бесполезность или даже вредность эмоции известна каждому. Представим, например, человека, который должен пересечь улицу; если он боится автомобилей, он потеряет хладнокровие и побежит. Печаль, радость, гнев, ослабляя внимание и здравый смысл, часто вынуждают нас совершать нежелательные действия. Короче говоря, индивид, оказавшись во власти эмоции, «теряет голову».

Разум постоянно восстает против неограниченной власти эмоций в человеческих взаимоотношениях. Но его правота чаще всего видна постфактум, когда с предельной ясностью становится очевидно, что страх, гнев или чрезмерная радость оказались не лучшими советчиками в общении. Неудивительно, что в современном мире столь остро встает проблема управления эмоциями и подавления их роли в межличностных конфликтах. Противостояние разума и чувств известно с давних пор и запечатлено во многих памятниках культуры, что подчеркивает актуальность этой проблемы.

Современные психологи, опираясь на многолетний опыт научного изучения человеческих эмоций, как правило, признают необходимость их рациональной регуляции. Польский ученый Я. Рейковский подчеркивает: «Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так». Потребность разумно управлять своими эмоциями возникает у человека отнюдь не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний. Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. Интуитивно люди хорошо чувствуют «золотую середину», которая обеспечивает наиболее благоприятную атмосферу в различных ситуациях общения. Наиболее адекватными издавна считаются люди, которые могут контролировать свои эмоции, слишком же эмоциональные слывут невоспитанными или дикарями. С другой стороны, американский психолог Р. Холт доказал, что невозможность выразить гнев приводит к последующему ухудшению самочувствия и состояния здоровья, и предлагал выражать гнев конструктивно.

Эмоциональные ресурсы человека не безграничны. Если в одних ситуациях они расходуются слишком щедро, то в других начинает ощущаться их дефицит. Даже гиперэмоциональные люди, которые кажутся окружающим неистощимыми в проявлении своих чувств, находясь в спокойной обстановке, погружаются в заторможенное состояние в большей степени, чем те, кого относят к категории малоэмоциональных.

Можно овладеть некоторыми способами управления эмоциями, которые направлены не на безнадежную борьбу с разрушительными проявлениями эмоциональных крайностей, а на создание условий жизни и деятельности, позволяющих не доводить себя до крайних эмоциональных состояний. Речь идет об управлении эмоциогенными ситуациями - условиями внутренней и внешней среды, которые обусловливают выраженность и знак эмоционального состояния. Приведем три способа, а в приложении предлагаются некоторые другие способы управления эмоциями.

1.Распределение эмоций заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. Необходимость в сознательном распределении эмоций возникает при чрезмерной концентрации переживаний человека. Неспособность распределять эмоции может приводить к существенному ухудшению здоровья. Распределение эмоций происходит в результате расширения информации и круга общения. Информация о новых для человека объектах необходима для формирования новых интересов, которые превращают нейтральные ситуации в эмоциональные. Расширение круга общения выполняет ту же функцию, поскольку новые социальные и психологические контакты позволяют человеку найти более широкую сферу проявления своих чувств.

2. Сосредоточение необходимо в тех обстоятельствах, когда условия деятельности требуют полной концентрации эмоций на чем-то одном, имеющем решающее значение в определенный период жизни. В этом случае человек сознательно исключает из сферы своей активности ряд эмоциогенных ситуаций, чтобы повысить интенсивность эмоций в тех ситуациях, которые являются для него наиболее важными. Могут применяться различные житейские приемы сосредоточения эмоций, например, ограничение информации из привычных источников и исключение благоприятных условий деятельности в тех ситуациях, которые способствуют «распылению» эмоций.

3. Переключение связано с переносом переживаний с эмоциогенных ситуаций на нейтральные. При так называемых деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия) необходима временная замена реальных ситуаций иллюзорными или социально незначимыми. Если же конструктивные эмоции (прежде всего интересы) сконцентрированы на пустяках, то необходимо переключение на ситуации, имеющие повышенную социальную и культурную ценность. Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости.

Таким образом, преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями. Однако необходимо помнить, что при полном подавлении эмоций невозможно достичь некоторых целей, которые ставит перед собой любой человек. Одна из таких целей – человеческое взаимопонимание. Не случайно многие писатели-фантасты худшую перспективу развития рода человеческого связывают с утратой богатства эмоциональных переживаний, с общением, построенным по строго выверенным логическим схемам.

В работе использованы материалы сайтов:

  1. Управление эмоциями. Электронный ресурс: http://psyfactor.org/strah2.htm

  1. Управление своим эмоциональным состоянием. Электронный ресурс: http://www.orator.biz/library/shipunov/9_upr/

  1. Виды эмоций. Основные виды эмоций. Электронный ресурс: http://www.edu-psycho.ru/vidy-emociy-osnovnye-vidy-emociy.html

Приложение

Практические упражнения

В конкретной жизненной ситуации, когда эмоциональное состояние требует немедленной коррекции, можно прибегнуть к следующим упражнениям:

1. «Эмоциональный жест». Что в душе, то и в теле. На грусть тело реагирует сгорбленными плечами, опущенной головой, тяжелым дыханием. На радость – улыбкой, стройной осанкой, приподнятым подбородком, ровным и уверенным дыханием.

Предлагается начать создавать себе бодрое и жизнерадостное настроение с помощью «позитивных эмоциональных жестов». Например, сделайте красивую, ровную осанку, улыбнитесь. Список подобных «позитивных эмоциональных жестов» весьма объемный, но достаточно знать 2-3 своих любимых движения, которые позволяют буквально в мгновенье ока сменить внутреннее состояние. И, конечно же, не только знать, но и использовать.

2. «Очистка радиоэфира». Если в душе плохо, то следует прислушаться к своим внутренним голосам. Что они говорят и с какой интонацией? Какая звуковая поддержка у вашего плохого настроения? Скорее всего, она на высоте. Зацикленно, как испорченная грампластинка, можно целыми часами повторять чьи-то грубые и обидные слова, не осознавая этого. Предлагается запустить как бы ускоренную перемотку, тогда внутренние голоса начнут звучать в полтора раза быстрее, станут писклявыми, детскими, смешными… И воспринимать их всерьез будет уже невозможно.

3. «Машина времени». Старый, проверенный способ. Предлагается подумать, будет ли волновать эта проблема вас через 10-20 лет.

4. «Взрыв эмоций» - радикальное средство, предлагается выплеснуть эмоции: проплакаться (слезы оказывают очищающее воздействие) или выместить агрессию на подушке. К этой технике есть два замечания: Во-первых, необходимо сделать выброс эмоций управляемым и экологичным: если плакать – то не на работе, а дома в нужном месте и в нужное время; если выплескивать агрессию, то не на людей, а на подушку. А во-вторых, постараться не доводить себя до состояния, когда эмоции становятся настолько неуправляемыми, что приходится прибегать к «взрывным» техникам.

5. «Вкусная еда». Предлагается просто хорошо пообедать, «и уже через полчаса неприятная тяжесть из сердца плавно перетечет в приятную тяжесть в желудке». Метод неплохой, но спорный: в наше стрессовое время он чреват лишним весом.

Безусловно, методов преодоления эмоций и борьбы со стрессом очень много, и это лишь некоторые из них.

5

Просмотров работы: 8587