Известно, что нарушение зрения как и любой другой дефект приводят ко вторичным отклонениям и он «реализуется как социальный вывих» [1]. Серьезные трудности у детей возникают в подростковый период как проблема вхождения во взрослую жизнь.
Социальная ситуация развития это - «особое сочетание внутренних и внешних условий развития [2]. Л.С. Выготский обращал особое внимание роли среды. Для наших детей ситуация не только однотипна, но и менее эмоционально насыщенна, и наблюдается восприятие среды в цветовом оскуднении по сравнению с речевым описанием других через слуховой канал. Обогащение «картины мира» происходит через посредников при минимизации их собственного участия.
Учитывая социальную обусловленность психического развития личности (а в нашем случае социальная ситуация заблаговременно дефицитарная), мы рассматривали проблемы детей в совокупности.
Прежде всего, нами были изучены медицинские документы позволившие определить причины поведения детей дезадаптивной группы. Так, например, дети с поражением ЦНС, где непременно проявляются такие наиболее выраженные особенности как частые вспышки гнева, нарушение эмоционально-волевой сферы, эмоциональная лабильность и преобладание процессов возбуждения.
Наблюдается частое проявление несоответствия реагирования ребенка на ситуацию, в которой он оказался. К таковым можно отнести реакции на одобрение и порицание, демонстрацию своего «Я», частое нарушение дистанции со взрослыми. Чаще всего, педагоги и родители, к сожалению, определяют такое поведение как капризное и как намеренное противопоставление своего «Я» взрослым. Длительность подросткового кризиса приводит детей с ограниченными возможностиям здоровья к заученности поведенческих паттернов.
Кризис развития полностью меняет поведение детей с нарушениями зрения. Поведение определяется по всем параметрам как дезадаптивное, что в свою очередь крайне затрудняет вхождение в подростков с нарушенным зрением в большой социум. Выше описанное поведение и сочетание двух и более негативных параметров в психическом развитии ребенка, его эмоциональная обусловленность влияет на усвоение базовой школьной программы.
Учебная мотивация отступает на второй план по сравнению с болезненным приоритетом попыток достойного выхода, урегулирования эмоционально- личностных отношений с окружением. Проявление глубинных эмоций детей подросткового возраста с нарушениями зрения в сочетании с комплексом ущербности становится эмоциональным барьером в объективном осознании сложившейся индивидуальной ситуации. Отмечается ошибочное восприятие и оценка конфликтных ситуаций.
Переход в подростковый период предполагает смену ведущего вида деятельности и новообразований, а также социальной ситуации развития. Это означает, что происходит смена комфортной устоявшейся социальной ситуации развития на иную менее комфортную с иными более жесткими требованиями взрослых. Это требует от всех участников воспитательного процесса особых усилий воли и терпения, в том числе и осведомленность в знаниях о возрастных особенностях детей подросткового возраста. Неразрешенность конфликтных ситуаций или растянутость во времени, несформированность мотивации учения, искаженность осознания причин собственного дезадаптивного поведения представляет подростка как неуспешного, неспособного, слабоуспевающего чем его реальные потенциальные возможности (зона ближайшего развития)
Процесс консультирования в этой ситуации несколько отличается от традиционного психологического консультирования, описываемого в специальной литературе. Мы хотели бы представить некоторые специфические нюансы, например, сами дети шли с большой осторожностью к консультанту, на похвалу и порицание требовали подробных объяснений. На обход или игнорирование объяснений недостатков возникала реакция критики: «насколько это оправдано со стороны консультанта?», а похвала авансом вызывала улыбку как эмоциональное подтверждение догадки подростка о целях, применения этого приема. Мы считаем, что данную особенность мышления можно использовать в практике консультирования, а также она выступает как реальный шанс для педагогов и родителей для проведения работы по рационализации трудных для решения проблем взаимоотношений подростков.
Консультативная работа показывает, что существует реальная возможность компенсации вторичных дефектов, связанных с их недостатком зрения опираются на общее развитие познавательных процессов в свободном освоении окружающей среды и вхождения во взрослую жизнь
Вся работа проводилась в тесном контакте с учителями и воспитателями школы и родителями. Мы пришли к выводу, что любой процесс или этап консультирования должен быть взаимодополняемым и взаимозависимым от работы консультанта, родителей и ближайшего окружения.
Накопленный эмпирический опыт по частным консультируемым проблемам позволил сформулировать общую и второстепенные цели. Дети с ограниченными возможностями здоровья - самая подверженная эмоциональным встряскам категория детей. Дефицит общения со сверстниками (это недостаток сенсорного, эмоционального, речевого, и других воздействий) приводит выраженности последствий эмоциональной и социально-психологической депривации.
У этих детей существует высокая необходимость в посреднике между социальной средой и ребенком с нарушением зрения. Прежде всего, эту роль выполняют непосредственно сами родители и члены семьи. Работа с детьми без непосредственного участия родителей приводила к тому, что в неизменной семейной среде ребенок реагировал как и прежде. Там, где затруднена переработка чувственного опыта, - не надо делать особых усилий с привычным стандартом заученных реакций и речевыми штампами и простейшими действиями в этом случае, когда можно избежать порицание.
Есть опасность, что ребенок будет усиленно демонстрировать заученное для него привычное поведение, то есть соответствующее предыдущему этапу развития, что затрудняет работу всех специалистов связи с возможной ошибкой психологического и клинического заключения, что приводит к минимизации продуктивности комплексной работы специалистов. Возникает речь об искусственном торможении развития.
К содержанию работы с родителями относится закрепление позитивных эмоций, выработка адекватных реакций и формирование мотивировать приложению волевых усилий.
В ходе проведении эксперимента нами были выделены две группы родителей. В первую группу вошли семьи, успешно выполняющие все виды запланированных работ, воспринимавшие их как необходимость. Следует отметить, что эти семьи все же с трудом могли анализировать результаты занятий. Вторую группу родителей составили те, кто затруднялись говорить о существующих проблемах, с трудом подвергали анализу и синтезу взаимоотношения внутри семьи и конфликты конкретно с самим ребенком.
В ходе проведения консультативной и коррекционной работы, было отмечено, что первая категория родителей обладает изначально предпосылками успешной социальной адаптации своего ребенка к среде взрослых. Необходимо отметить, что со временем их число возросло вдвое.
Важной частью родительской помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья является умение научить анализировать проблемные ситуации, научить объективному реанализу и ресинтезу, представляющих, по сути, трезвую оценку критических ситуаций. С этой целью была предложена серия специально подобранных заданий выполнение которых предполагало умение встать на место другого (эмпатия).
Обнаружилось, что учащиеся хорошо определяют исходные причины поведения другого человека. У детей обнаружилось неспособность к экстраполяции собственного понимания причин поведения других людей на оценку поведения и требований значимых взрослых. Это обусловлено недостаточными знаниями, личным опытом разрешения конфликтов, нарушением пространственного анализа. Это формирует потребность в создании основы саморегуляции и коррекции поведения подростком.
Созданию и конструированию вместе с педагогом-дефектологом комфортной продуктивной социальной ситуации развития вместе с родителями будут, прежде всего, способствовать знания в области:
-психофизиологических особенностей данной категории детей.
-возрастной психологии в сравнении с нормой развития.
-половозрастные особенности
По истечении времени, испытав на себе продуктивность позитивного общения, родители сами предлагают изучение создавшейся семейной ситуации. Ими осознается объективная потребность в работе педагога –дефектолога не только с ребенком, но и с ними самими, а также своего присутствия при непосредственной работе с ребенком консультанта.
Консультанту крайне необходимо умение учитывать общее состояние здоровья ребенка, его индивидуальные и психофизиологические особенности, динамики возможных изменений в подростковом возрасте.
Предлагаемая нами работа с родителями по отношению к своему ребенку формировалась поэтапно на основе специального алгоритмического предписания с учетом общего здоровья ребенка и индивидуальных особенностей в подростковый период.
На занятиях с родителями происходит, прежде всего, осознание крайней необходимости своевременного предоставления специфической информации о подростковом возрасте и о половозрастных изменениях.
Осознание необходимости в дополнительном просвещении в работе специалиста направлено на преодоление вместе с родителями проблем адаптации, вызванных не только спецификой подросткового возраста, но и затруднений, налагаемых дефектом и поиска путей выхода и компенсации.
Присутствие родителей формирует мотив подвергать реанализу и ресинтесу происшедших взаимных поступков, что снижает у родителей чувство недоверия и непреодолимости возникающих трудностей, способствует приведению в соответствие ярко выраженного чувства необходимости форсирования приобретения знаний умений и навыков детьми с нарушением зрения.
Самый трудный этап в работе консультанта - процесс реанализа и ресинтеза (процесс повторного анализа и синтеза) приводящий родителей к озарению (инсайту), внезапному нахождению решения, осознания и понимания ошибочности своих отношений и признания совершенных ошибок в воспитании детей [3]. Для детей это способ переосмысления прежних ошибок и приобретение личного опыта позитивного общения с включением основных процессов мышления, что может способствовать их использованию в усвоении учебной программы школы.
В прямой зависимости от этого находятся и перестройка жизненного режима. По признаниям родителей, отношения приобретают серьезный характер. Родители считают, что данная конструкция отношений эффективней, эмоционально сохранней. Происходит пересмотр общения не только с конкретным ребенком, но и семейных отношений в целом. При этом делается особый акцент на речи в связи с тем, что речь выступает не только как средство общения, но и развитие мышления, как предопределение характера, поведения и личностного развития в ходе специально организованного общения.
Задания для родителей строится так, чтобы не было перенасыщения как эмоционального, так и содержательного, направлены на обучение родителей навыкам конструктивного диалога, способам перевода негативных эмоций в позитивную плоскость. Для закрепления позитивного эффекта используется принцип повторяемости. У некоторых родителей отмечается необходимость восполнить психолого - педагогические навыки отношений.
Для части родителей необходимо восстановить и перевести знания в практическую повседневную плоскость, с включением соответствующей терминологии в активный словарь (поощрения, наказания, их оформление с иной эмоцией). Ребенок должен осознавать необходимость нормативного поведения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с различными психофизическими недостатками - потенциальные представители группы детей с задержкой психического развития. Им свойственны не только инфантильность и своеобразие познавательных процессов, но ряд специфических психологических проблем [4]. Родители должны уметь адекватно реагировать на неуспешность ребенка и более терпимо относится к его неудачам.
В нашем эксперименте родители любые встречи и любые задания воспринимали на первом этапе как лишнее подтверждение и доказательство того, что их ребенок иной не такой как все. Поэтому часть занятий была направлена на создание оптимальных условий для развития компенсаторных функций, ранее блокированными сильными эмоциональными переживаниями в подростковом периоде
Часто патологическое формирование личности связано с появлением комплекса особых переживаний своей ущербности, малоценности и непривлекательной социальной позиции или статуса. Наша исследовательская работа была направлена на формирование у подростков с нарушениями зрения навыков бесконфликтного общения и преодоления трудностей, детерминированных не только особенностями дефекта, но и возрастными изменениями.
Таким образом, консультативная работа с родителями и детьми порой со всей семьей ребенка с ограниченными возможностями явилась необходимым условием эффективной социальной адаптации подростка с нарушениями зрения.
Литература:
Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т.5. - 1983. - С.13
Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т.5. - 1983. - С.258
Гасанов К.З. Краткий словарь-справочник по психологии. - 1999. - С.107.
Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Психология детей с задержкой психического развития -М., 2003. - С. 222.