ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ЖЕСТАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ЖЕСТАХ

Алистратова О.П. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что еще с первобытной эпохи, когда еще не был сформирован четкий речевой аппарат, люди использовали язык для того, чтобы по внешнему виду и действиям человека определить его характер, чувства, способности. Навыки познания человеческой психологии с помощью невербальных форм общения существует, и по сей день, причем не только в личной жизни, но и деловой.

Язык тела выражает определенное эмоциональное состояние личности, связанное с бессознательным уровнем сознания человека. Жесты в большинстве случаев сугубо индивидуальны и несут в себе значительное количество информации, неосознанно посылаемое мозгом. Вместе с тем они имеют и общие особенности, зависящие от национальной принадлежности, возраста и пола.

Современная наука выделяет три основные категории средств общения:

  1. Экспрессивно-мимические средства. Ведущими объектами исследования являются взгляд, улыбка, мимика, выразительные движения рук и тела.

  2. Предметно-действенные средства. Основными предметами изучения становятся движения опорно-двигательной системы, позы, используемые в процессе общения.

  3. Речевые средства. К ним относятся: вопросы, ответы, высказывания, реплики.

Именно в такой последовательности данные виды появляются в процессе развития личности ребенка еще в младенческом возрасте. Причем, одна категория не исключает другую, а лишь дополняет ее, делаю общения более насыщенным и выразительным.

К средствам невербальных форм общения относятся жесты, мимика, позы, интонации, паузы. Они могут предупредить о том, что нужно изменить в поведении или сделать для достижения нужной цели в общении с аудиторией или определенным человеком. На сегодняшний день их изучение достигло значительного и разнообразного толкования.

Не верной является интерпретация жестов (как и других категорий, указанных выше) изолированных друг от друга, необходимо рассматривать их в контексте, поэтому важно учитывать следующее:

  1. Сочетание жестов (какие из них доминируют, противоречат ли они друг другу, какая у них последовательность);

  2. Ситуация (условия, при которых проявляются жесты, также влияют на них);

  3. Момент появления жестов (при речи, обдумывании, молчании). Этот фактор позволяет проследить верность и важность аргументов;

  4. Хорошая видимость субъекта.

К одной из основных групп невербалики относятся жесты лидерства. С их проявлением столкнулась на собственной практике, являясь преподавателем сольфеджио у небольшой группы учащихся второго класса (4 человека). Подобные задатки «руководителя» проявились у одной ученицы. Изучая в процессе обучения личность самого ребенка, сделала вывод о том, что в скупе с этими жестами присутствует комплекс «прилежной ученицы» или «отличницы».

Характер у нее преимущественно спокойный, она вежлива, опрятна, всегда выполняет домашнее задание и отвечает на уроке. Вдобавок к этому является и творческой личностью: сочиняет музыку, стихи, рассказы и любит танцевать. Среди одноклассников стремится сделать все первой, а при желании что-то спросить или ответить поднимает руку. Таким образом, можно сделать вывод, что ученица дисциплинирована и занимается всесторонним развитием.

Желание быть «совершенной» особенно возникало во время занятий. При написании письменной работы или выполнении коллективного задания у нее появлялись «закрытые» жесты-регуляторы: отделение барьером рук своего пространства. Такое поведение замечалось лишь в том случае, когда у девочки кто-нибудь пытался списать или подсмотреть ответ. Таким образом, она выражала критическое отношение к этому человеку, не желая делиться честно выполненным трудом. Данный жест закономерен, потому что основная цель «отличницы»: стремление во всем превосходить окружающих. Ключевая проблема состоит в том, что постепенно главным становится не дело, которым занят ребенок, а его результат - стать в нем лучшим.

Признаки лидерства проявились не сразу, видимо, первое время девочка адаптировалась к атмосфере в группе и преподавателю. Однако постепенно ее поведение изменилось. Стали выделяться жесты доминирования, обращенные не только к сверстникам, но и к учителю. Сначала она периодически вставала без спросу, когда все учащиеся сидят, и просто стояла на месте. Такое поведение ученица обосновывала удобством этого положения при записи в тетрадке. На замечания педагога реагировала не сразу, иногда стараясь безобидно спорить. Психологи отмечают: «Самый важный человек в комнате обычно говорит больше и дольше всех. Если человек хочет дать понять собеседнику свое превосходство, то ему следует физически подняться над этим человеком: сесть выше, когда оба сидят, или встать»1.

Со временем стали появляться замечания педагогу по поводу почерка, советы в области домашнего задания и даже выборе чернил, которыми ставится оценка. Исследователи языка жестов пишут, что человек, стремящийся укрепить свое положение в обществе, старается «отстаивать свои права упорно, но обоснованно и без лишних эмоций»2. Правильным решением в такой ситуации является попытка найти некоторые компромиссы в решении вопроса. Так, например, иногда можно согласиться с предложенным домашним заданием, в том случае, когда это позволяет ситуация.

Данные поступки свидетельствует, что у ребенка не до конца сложились четкие представления о своих школьных обязанностях, а также не совсем верно заложены родителями нормы этикета в отношений со взрослыми. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы попытаться их сформировать с помощью тактичного замечания и объяснения правильного варианта поведения. От внимания педагога и его умения правильно поставить учебный процесс, а также влияния родителей зависит успех формирования личности учащихся.

Среди сверстников девочка также пытается «возвыситься», постоянно выражая потребность во внешней оценке (данное действие является еще одним доказательством присутствия комплекса «отличницы»). Ученица периодически спрашивала при всех: лучше ли всех справилась с заданием или лучше ли всех поет. При этом ее голова слегка опрокинута назад. По этому поводу пишет Алан и Барбара Пиз: «когда голова сильно поднята и даже слегка откинута назад так, что подбородок выступает вперед, это говорит о превосходстве ... В такой позе человек ... визуально увеличивает свой рост»3.

Таким образом, все выше перечисленные знаки относятся к жестам лидерства. Однако психологи утверждают, что «одна из трудностей в использовании жестов состоит в том, что с его помощью трудно убедительно выразить свою власть над людьми. Кроме тех случаев, когда это отражает существующие чувства и отношения»4. Поэтому за такой попыткой утвердится в социуме, возможно, скрывается неуверенность в себе. И все это направлено на поднятие собственной самооценке.

Цель педагога в таком случае похвалить девочку, как и всех в классе за хорошо выполненное задание, однако необходимо обратить внимание на недочеты. Ведь если постоянно хвалить, то у ребенка может сложиться ощущение, что он все умеет и ему ничего не надо делать, перестав стараться и думать головой. В подобном же случае, указав на неточности при определенной работе на уроке, учитель оставляет как бы «пути» для совершенствования и дальнейшего развития личности, формируя усилия в преодолении сложившихся препятствий.

Чтобы поднять самооценку ученицы не нужно ее сравнивать с другими, необходимо отметить насколько она продвинулась в обучении, например, по сравнению с предыдущим годом. Нельзя хвалить детей просто так, нужно поддерживать их определенные успехи. Тем самым, следует оценивать труд, а не саму девочку.

Данная статья была направлена на выявления личности ребенка исходя из жестов. Таким образом, с помощью невербальных форм общения можно определить характер ребенка; выявить проблемы, существующие у него в социуме, комплексы, проследить творческие стремления.

1'Пиз Аллан, Пиз Барбара. Новый язык телодвижений. - М.: Эксмо., 2006. С 248.

2Гленн Вилсон, Крис Макклафлин «Язык жестов. Путь к успеху». - С-Пб. С 98.

3 Пиз Аллан, Пиз Барбара. Новый язык телодвижений. - М.: Эксмо., 2006. С 251.

4 Вилсон Гленн, Макклафлин Крис. Язык жестов. Путь к успеху. - С-Пб.., 2001. С 94.

Просмотров работы: 724