Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах[1].
Под инклюзивным образование понимается, процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. [2] .
Целью работы является обзор научно-педагогических источников по вопросам инклюзивного образования.
В рамках данной статьи, Косс В.О. предполагал, что образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. А инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. [3].
Михальченко К. А. понимал, что « Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы»[4].
Анализируя работы данных авторов, можно выявить возможные проблемы, при обучении в средней школе.
Психологическую готовность педагога. Учителю необходимо знать специфику заболеваний детей с ограниченными возможностями.
Их исходный уровень, т.е. какое образование, получали эти дети до момента обучения в средней школе. Готовность к адаптации и получению знаний, как самого ученика, так и класса в целом.
Большую роль в развитии инклюзивного образования играет проблема подготовки педагогического персонала, такие педагоги должны быть непосредственно подготовлены к обучению детей с ограниченными возможностями. Им необходим педагогический опыт в коррекционной школе.
Следует учитывать подбор методического материала для инклюзивной школы. Его качество будет зависеть от состояния здоровья ребенка, от его адаптации к школьной среде, а так же от уровня сложности предметов (например, для слабовидящих будет использоваться крупный шрифт, для глухонемых детей будет использоваться иллюстративный материал).
Таким образом, если учитывать данные проблемы инклюзивного образования в средней школе, то образования, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями будет наиболее эффективно.
Список литературы:
1. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.)
2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
3. Косс В.О. Инклюзивное образование. К постановке проблемы, конференция - II. Молодые исследователи социальной работы. [3]
4. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [ / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012 г. — 79 с.