ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Захарина М.С. 1
1Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем перейти к рассмотрению проблем формирующейся в России системы ювенальной юстиции необходимо дать расширительное толкование данного термина. Ювенальная юстиция представляет собой нормативно-правовую базу, содержание которой составляют правовые нормы материального и процессуального характера, устанавливающих:

1) систему и основы деятельности государственных органов, учреждений и негосударственных (частных) учреждений и общественных организаций, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность по делам с участием лиц, не достигших совершеннолетия. На негосударственные (общественные) организации и учреждения при этом, как и на уполномоченные государственные структурные подразделения, возлагаются контрольные функции в отношении исправительной и реабилитационной направлений деятельности государственных органов и учреждений, реализующихся в связи с разрешением (разбирательством) дел с участием несовершеннолетних. При правовой регламентации направлений деятельности указанных органов и учреждений особое внимание уделяется профилактической направленности деятельности, социальной поддержке неблагополучных семей. В качестве центрального элемента системы ювенальных органов, как это предусмотрено, например, в Американской системе ювенальной юстиции, выступает ювенальный суд, однако создание такого органа не является обязательным. Вполне достаточно внести специальные правовые нормы в действующее процессуальное законодательство, устанавливающие особый порядок (особенности) рассмотрения дел с участием несовершеннолетних лиц в судах общей юрисдикции.

2) основания и порядок привлечения несовершеннолетних за совершенные правонарушения к ответственности и предусматривающих особенности защиты прав лиц данной категории в государственных, муниципальных органах, учреждениях и негосударственных (частных) учреждениях, общественных организациях;

3) правовые механизмы осуществления разработки и внедрения специальных процедур и программ, направленных на профилактику, реабилитацию и защиту прав несовершеннолетних.

Новый этап построения ювенальной системы в России был положен в 2013 году с принятием Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон содержит нормы о социальном сопровождении семьи, применение которой должно повысить уровень профилактических мер по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними и защите прав детей, являющимися членами неблагополучных семей. При рассмотрении данного аспекта следует упомянуть таких авторов, как Анучкина А.Д., Белокопытова Н.Ю., согласно позиции которых построение системы ювенальной юстиции в России должно основываться на принципиально новых началах и место социальных работников как новых субъектов ювенальной системы в ней должно быть определено исходя из принципов независимости и неформальности их деятельности.

Однако следует обратить внимание на то, что использование формулировок, толкование которых в ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не представлено, на практике может привести к негативным последствиям. В частности, представляется наиболее важным, в целях избежания неверного применения положений закона, закрепить определение термина «насилие в семье». Предпочтительно, чтобы закрепленное толкование было лаконичным, не содержащим оценочные категории, что поспособствовало бы единообразному толкованию и применению закона и исключило возможность злоупотреблений в реализации должностными лицами предоставленных им на основании законодательных норм дискреционных полномочий. Автор настоящей статьи предлагает внести в закон следующую формулировку выше упомянутого термина: «насилие в семье — действия граждан в отношении несовершеннолетних лиц, выражающиеся в систематическом применении физического насилия к несовершеннолетним детям со стороны их родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей».

Просмотров работы: 843