Актуальность. Как известно, под широкое толкование границ АТР попадают и две западные державы – США и Канада. К сожалению, на фоне частых разговоров о присутствии Соединенных Штатов в регионе, мы мало уделяем внимания другому важному актору, а именно, ближайшему соседу и союзнику США, Канаде. На сегодняшний день, Канада – одно из наиболее развитых государств земного шара, способное оказывать значительное влияние на экономические, политические и культурные процессы в мире, тем самым играя не последнюю роль в международных отношениях. Следовательно, актуальность темы обусловлена, во-первых, процессами глобализации, происходящими в XXI веке, и, во-вторых, участием различных государств в формировании нового мирового порядка в АТР.
Цель cnfnmb – рассмотреть политику, проводимую Канадой в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона.
В работе использовался материал, опубликованный на официальном сайте правительства Канады из следующих разделов: «Международные отношения, торговля и развитие»1 и «Государственная оборона и вооруженные силы Канады»2, а также материал официального сайта премьер-министра Канады Стивена Харпера, посвященный достижениям Канады в АТР3. Из литературы к работе привлекалась статья Э.А. Бабаева о взаимодействии Канады и стран АТР в последней трети XX века4; статья Бернарда Бристера о новом взгляде на политику Канады в регионе5.
Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона занимает одно из важных направлений внешней политики Канады. Это объясняется тем, что еще правительство Трюдо пыталось создать «противовесы» влиянию США не только в Европе, но и в АТР. Поэтому, в 70-е годы на повестке дня стояли следующие задачи в АТР6:
способствовать расширению торговых отношений;
содействовать свободному передвижению и обмену туристами;
поощрение взаимных инвестиций;
межправительственная кооперация;
взаимодействие между правительством и деловыми кругами.
Разделяя мнение о том, что в недалеком будущем АТР станет самым быстроразвивающимся регионом мира, и что, следовательно, укрепление торгово-экономических связей с ним является крайне важным для экономического благополучия страны, Оттава добивалась участия во всех важнейших региональных организациях – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и др. Достижение такой цели облегчалось тем, что у Канады было сходное со многими странами региона колониальное прошлое и отсутствовал груз каких-либо агрессивных действий, направленных против этих стран. Кроме того, у Канады в регионе была репутация весьма крупного донора, обладателя целого ряда самых передовых технологий и, наконец, ключей к доступу на североамериканский рынок. Канада была одним из инициаторов решения совещания АТЭС в Богоре в 1994 году о создании зоны свободной торговли в АТР к 2010-2020 годам. Что касается современного периода, то повышенный интерес к региону у Канады ничуть не убавился. В своем выступлении в Оттаве в 2013 году Стивен Харпер еще раз подчеркнул, что АТР является приоритетным компонентом внешней политики, и правительство активно проводит ряд важных инициатив в рамках АТЭС и в пределах региона7. Одной из ключевых целей политики на 2013-2014 годах было обозначено увеличение экономического и политического присутствия в Азии8, а для достижения данной цели, Канада поставила перед собой следующие задачи9: заключить соглашение с Индией о всеобъемлющем экономическом партнерстве; реализовать план Азии, направленный на углубление экономических и партнерских отношений; проводить переговоры по вопросам торговли с Таиландом и установить более глубокие экономические отношения с Китаем; усилить партнерство с АСЕАН. Видными результатами канадских инициатив стало следующее: с 2006 года правительство Канады объявило о запуске проектов по созданию инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе общей стоимостью более 3,5 млрд долл. В 2012 году Канада присоединилась к переговорам о Транстихоокеанском партнерств; стала первой нелатиноамериканской страной, которая получила право быть наблюдателем в рамках Тихоокеанский альянса; премьер-министр Харпер объявил о поддержке инициативы, способствующей расширению прав и возможностей женщин в восьми странах Юго-Восточной Азии, а также созданию региональных стандартов для равенства мужчин и женщин; создание Делового Совета АСЕАН-Канада, который фокусируется на развитии сотрудничества в частном секторе; премьер-министр Харпер объявил поддержку проектов, направленных на борьбу с транснациональной организованной преступностью и контрабандой. Что касается образования, то в 2012 году Канада приняла 144 тыс. студентов из стран-членов АТЭС (на 32 тыс. студентов больше, начиная с 2006 года) В июле 2013 года Канада сообщила подробности дополнительных финансовых обязательств для диалога АСЕАН-Канада в таких областях, как финансовое регулирование и государственно-частное партнерство.
Помимо экономической составляющей в АТР, Канаду всегда беспокоили и вопросы безопасности, а именно, отсутствие в регионе какого-либо постоянного коллективного механизма по обеспечению мира и безопасности при одновременном обилии в нем источников потенциальных конфликтов. И, в 1990 году Канада выступила с инициативой учреждения форума для проведения переговоров по проблемам безопасности в северной части Тихого океана. Однако положительный отклик на эту инициативу поступил только из Москвы. Вашингтон не собирался ограничивать чем-либо свою свободу действий в Тихом океане, Япония не хотела ввязываться в споры с американцами по этому поводу, Китай опасался возможности возникновения в ходе переговоров вопроса о статусе Тайваня. Канада использовала для обсуждения проблем АТР ежегодные совещания в рамках АСЕАН и так называемые «диалоги партнеров» АСЕАН, добиваясь включения в повестку дня вопросов региональной безопасности. Её усилия привели к созданию в 1994 году консультативного Регионального форума АСЕАН, где Канада, как и в других региональных организациях такого рода, выступает за многосторонние подходы к предупреждению и устранению существующих и потенциальных угроз безопасности в АТР.
По мнению канадского правительства, безопасность и процветание государства связаны с жизненной силой экономики Азии и стабильностью в регионе. Министерство национальной обороны и Канадские вооруженные силы привержены укреплению мира и безопасности и усилению взаимодействия в АТР. Современные проблемы безопасности такие, как преступные сети, территориальные споры, стихийные бедствия, терроризм, а также свобода передвижения в море могут выйти за пределы границ одного государства и оказать влияние на безопасность всего региона. Многостороннее военное сотрудничество является важным компонентом политики Канады в АТР. Примером такого сотрудничества является ежегодный Международный институт стратегических исследований «Shangri La Dialogue» в Сингапуре по вопросам безопасности и обороны в регионе. Возможно, наиболее важным примером многосторонних отношений Канады в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются ее отношения с АСЕАН. Канада участвует в Региональном форуме АСЕАН, который предназначен для укрепления сотрудничества между государствами-членами по вопросам укрепления мира и безопасности в АТР. Двустороннее сотрудничество также представляет огромную важность для канадского правительства. В частности, Канада присоединилась к инициативам Китая, Японии и Южной Кореи. Нельзя не упомянуть военное сотрудничество между Канадой и Океанией. С Австралией у Канады сложились довольно глубокие и прочные отношения. Более того, Австралия является одним из ближайших партнеров Канады в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. Государства разделяют общие взгляды по вопросам международной безопасности, а также имеют за плечами прочный фундамент сотрудничества в оборонной сфере, включая обучение, обмены, визиты на высоком уровне и военные операции. У Канады и Новой Зеландии также имеется большой опыт в области военно-технического сотрудничества (оба государства совместно участвовали в международных операциях по обеспечению безопасности: Афганистан, Босния и Восточный Тимор). Важным инструментом оборонной дипломатии и частью подхода правительства является Программа военной подготовки и сотрудничества, в которой задействованы: Афганистан, Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Монголия, Непал, Пакистан, Филиппины, Республика Корея, Сингапур и Таиланд. С момента создания Программы в 1965 году, более 2000 курсантов из региона прошли обучение под его эгидой10.
Канадские экономические интересы и интересы безопасности переживают период фундаментальных изменений, которые подразумевают смещение акцентов с исторических Североатлантических отношений на Восток. Толчком для этих изменений помимо доминирующей роли США в западном полушарии послужило ухудшение отношений в Европе, стагнация в отношениях в Северной Америке, и возможность проводить канадские интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И, как можно заметить, канадский интерес к азиатскому региону с каждым годом только набирает обороты и уже видны первые результаты проводимой правительством политики. Однако, в отличие от США, экономическая сфера является преимущественной для сотрудничества, нежели политическая. Вопросы безопасности также находятся в поле зрения канадского правительства, но всего этого не достаточно для того, чтобы выйти на более высокий уровень интеграции.Так, Бернар Бристер считает, что попытки Канады внести свой вклад в обеспечение безопасности и процветание в Азиатско-Тихоокеанском регионе не достаточно последовательны и поэтому, не совсем удачны11. Для решения данной проблемы он предлагает скоординировать усилия и сосредоточиться на сфере энергетической безопасности, то есть зарекомендовать себя в качестве надежного поставщика энергоресурсов в АТР, тем более что данная сфера стоит наиболее остро на повестке дня в XXI веке.
1 Canada's Foreign Policy [Электронный ресурс] // Foreign Affairs, Trade and Development Canada. 2014. URL: http://www.international.gc.ca/cip-pic/index.aspx (дата обращения: 09.02.2015).
2 National Defence and the Canadian Armed Forces [Электронный ресурс] // Canada’s Defence Relations in the Asia-Pacific Region.2013. URL: http://www.forces.gc.ca/en/news/article.page?doc=canada-s-defence-relations-in-the-asia-pacific-region/hob7h9ya (дата обращения: 09.02.2015).
3 Prime Minister of Canada Stephen Harper [Электронный ресурс] // Canada's accomplishments in the Asia-Pacific region.2013. URL: http://www.pm.gc.ca/eng/news/2013/10/02/canadas-accomplishments-asia-pacific-region (дата обращения: 09.02.2015).
4 Бабаев Э.А. . Канада и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Тенденции последней трети ХХ века // Вестник ТГПУ. 2011. №11. C. 48-52. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/articles/babaev_e._a._48_52_11_113_2011.pdf (дата обращения: 09.02.2015).
5 Bernard J. Brister. Back to the Future: Canada's Re-Engagement in the Asia-Pacific Region [Электронный ресурс] // The International Relations and Security Network. 2014. №2. URL: http://www.isn.ethz.ch/Digital-Library/Articles/Detail/?lng=en&id=180352 (дата обращения: 09.02.2015).
6 Канада и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Тенденции последней трети ХХ века.
7 Canada's accomplishments in the Asia-Pacific region. Ottawa, Ontario, October 2, 2013.
8 Canada's Foreign Policy. Foreign Affairs, Trade and Development Canada.
9 Ibid.
10 Canada’s Defence Relations in the Asia-Pacific Region.
11 Back to the Future: Canada's Re-Engagement in the Asia-Pacific Region.
5