С помощью компонентного анализа проводится тщательный отбор лексических единиц, подлежащих усвоению на определенном этапе обучения. Компонентный анализ позволяет представить лексику языка как систему взаимообусловленных, взаимозависимых элементов, это и является прочной платформой обучающей программы.
Для изучения лексики английского языка на языковых специальностях было отобрано 200 тематических рядов слов. Каждый тематический ряд объединялся общей смысловой доминантой. Работа с лексикой, формализованной таким образом, носит элементы программированного обучения, а именно: преподаватель управляет подачей системы значений слов, формируя в мышлении студентов их тематические ряды. Методика работы сводится к следующему:
Шаг первый. Встречая незнакомое слово, студент получает его описание. Описание дается средствами того же языка, оно формализовано, а в описании повторяется набор семантических компонентов для слов одного тематического ряда. Например: to elect –make a choice, by persons, from a number of persons, by vote ;to pick - make a choice, by one person, carefully, according to one’ s will.
Оба слова elect и pick принадлежат одному и тому же тематическому ряду: chooce-pick-elect- select- prefer.Цель описания- отразить в мышлении студента семантические связи и различия слов этого ряда, прочно закрепить в памяти не одно слово, а систему слов.
Шаг второй. Незнакомое слово студент заносит в карточку, а затем знакомится со всеми словами предложенного ряда, далее ему предлагают занести их комплексную карточку. Таким образом, слова уже будут объединены одним общим смысловым признаком, как например, для слов данного ряда- make a choice.
В данном процессе большая роль отводится преподавателю. Преподаватель постоянно следит за формированием тематических рядов, контролируя знание значений слов посредством письменных текстов и устных ситуаций выбора. Принято считать, что обучение лексике строится по этапам: незнакомое слово - слово в контексте - описание слова - ситуация выбора. На каждом этапе встречи с незнакомым словом осуществляется более полное овладение его значением. В результате резко увеличивается словарный запас, речь становится эмоциональнее выразительнее. Отмечается интерес студентов к занятиям. При таком изучении лексики полностью отсутствует элемент заучивания, «зубрешки», лексика запоминается легко и прочно. Так как новое слово сопоставляется со всем словарным запасом в процессе запоминаний, не изолированно, а находится в связи с другими словами, запоминание и объяснение нового слова происходит без посредства родного языка, что способствует развитию мышления на иностранном языке.
Таким образом, мы считаем, что представление лексики в виде системы позволит построить алгоритмы обучения лексике, создать эффективные программированные пособия для обучения лексике иностранного языка.