ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В АТР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В АТР

Николаева А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С чисто прагматической стороны космическая сфера привлекает многие страны мира в связи с большими перспективами, которые открывает космическая деятельность. Во-первых, космическое пространство – это широкое поле для размещения всевозможных спутников, зондов и прочего оборудования для отслеживания процессов, происходящих на поверхности земли (погода, сейсмическая активность, зоны социальной нестабильности и т.д.). Во-вторых, космические проекты несут в себе коммерческую прибыль (спутниковое теле-, радиовещание; навигационные системы). В-третьих, растёт вероятность использования космического пространства в военных целях.

В данной статье рассматриваются правовые основы и форматы взаимодействия стран АТР в космической сфере. Для более эффективного анализа регион представлен в широком толковании, так как при этом будут охвачены государства, чья активность в космосе наиболее высока. В основе работы лежат источники, которые могут быть разделены на следующие группы: международные договоры; официальные данные о деятельности ряда международных организаций.

Большинство стран региона имеют свои космические программы. Исходя из активности космической деятельности этих стран, их можно разделить на следующие группы:

1) Наиболее активные (имеют опыт пилотируемых космических полётов, запуска ракет-носителей и спутников). К этой группе относятся – КНР, США, РФ.

2) Страны способные самостоятельно запускать ракеты-носители и создавать спутники. Это – Индия, Япония.

3) Страны, имеющие только спутники. Это – Австралия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Тайвань.

4) Страны, выделяющие средства на развитие космических программ, но не имеющие практики вывода объектов в космическое пространство – Таиланд, КНДР, Бангладеш.

В космических исследованиях заинтересовано значительное число стран региона и, во избежание конфликтных ситуаций и взаимных претензий, их деятельность должна регулироваться правом. На мировом уровне договоры по космосу появляются с 1960-х годов, в связи с активной деятельностью в этом направлении СССР и США. Первый из них, был принят в 1967 г. Это Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу). Он заключает, что космическое пространство является всеобщим достоянием и запрещает присвоение небесных тел каким-либо государством. В соответствии с договором, космическая деятельность может осуществляться только в мирных целях, страны должны сотрудничать в деле освоения космоса и предоставлять информацию о достижениях в этой сфере1. Среди стран региона договор не подписали Бутан, Камбоджа и Восточный Тимор. Малайзия и Филиппины подписали, но не ратифицировали2.

Следующее соглашение относится к 1968 г. – Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Соглашение о спасании). Его суть состоит в том, что подписавшиеся страны должны информировать запускавшую сторону об известных им авариях в космическом пространстве, оказывать посильную помощь потерпевшим бедствие на их территории космонавтам, а также возвращать космические объекты запускавшей стороне, если они по какой-либо причине окажутся на их территории3. Не подписали договор Бангладеш, Бутан, Камбоджа, КНДР и Восточный Тимор. Подписали, но не ратифицировали Малайзия, Филиппины, Вьетнам4.

В 1972 г. была подписана Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (Конвенция об ответственности). Она определяет случаи и условия выплаты компенсаций стороне потерпевшей от космической деятельности другого государства5. Не подписали Бангладеш, Бутан, КНДР, Малайзия, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Подписали, но не ратифицировали Камбоджа, Непал, Филиппины6.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Конвенция о регистрации) 1975-го года предписывает государствам создавать регистры, в которых будут записываться все запущенные в космос объекты и, помимо этого, сообщать о запусках Генеральному Секретарю ООН с целью создания им доступного для просмотра всеми странами сводного реестра7. Не подписали Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Непал, Новая Зеландия, Филиппины, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Не ратифицировал Сингапур8.

Пятый международный договор о космической деятельности – это Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Соглашение о Луне) 1979-го года. Договор запрещает ведение военной и иной деятельности в космосе, способной нанести вред человечеству и окружающей среде; призывает к сотрудничеству и обмену информацией; провозглашает использование космоса на принципе равенства, а также свободу научных исследований9. Не подписали Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Канада, КНДР, Индонезия, Япония, Лаос, Малайзия, Монголия, Непал, Новая Зеландия, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Не ратифицировала Индия10.

Причины, по которым в данных соглашениях не приняли активного участия Бутан, Восточный Тимор и Непал, ясны, и заключаются они в низком уровне развития экономик этих стран, и отсутствии потенциала для разработки космических проектов. Те же причины, плюс ориентированность экономики на другие сферы (сельское хозяйство, туризм) обосновывают низкую активность в этом вопросе Бангладеш, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Филиппин. Отказ большого числа стран от подписания Соглашения о Луне 1979-го года вызван несогласием этих государств считать Луну общим наследием человечества. В связи с крайне узким кругом подписавших сторон (16), данный договор фактически не имеет смысла. Таким образом, государства придерживаются Договора по космосу 1967-го года, который не запрещает частного присвоения небесных тел (в тексте договора запрещено только «национальное присвоение»). В начале 2000-х годов интерес к развитию космической программы проявила Малайзия. Страна отправляет специалистов для участия в комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Подписание ей договоров и их ратификация сейчас в процессе. Нежелание КНДР связывать себя обязанностями по договорам соотносится с общей изоляционистской политикой государства.

Добиться значительных успехов в космической деятельности в одиночку практически невозможно, поэтому страны стремятся сотрудничать друг с другом в этой сфере. На глобальном уровне сотрудничество выражается в создании международных организаций. Одна из них действует под эгидой ООН – это Управление по вопросам космического пространства. Управление было создано ещё в 1958 г. и претерпело множество преобразований. В настоящее время организация способствует мирному освоению космоса, следит за соблюдением правовых норм, содействует развитию стран за счёт космических технологий. В организации могут принимать участие все члены ООН. Обмен информацией проходит в формате Всемирной конференции по космосу (ЮНИСПЕЙС)11.

Помимо платформ для обмена информацией и сотрудничества в мире существуют организации, предоставляющие услуги спутниковой связи, навигации и телеметрии. В 1971 г. была создана Международная организация космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», объединяющая 26 государств, среди которых страны Юго-Восточной Азии Вьетнам и Лаос, а также Индия, КНДР, Монголия и РФ. Деятельность организации заключается в предоставлении в аренду телекоммуникационным и вещательным компаниям, а также корпоративным клиентам спутниковой емкости в рамках соответствующих соглашений с операторами спутниковых систем12. Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), созданная в 1979 г и в 1999 г. ставшая частной компанией, на сегодняшний день предоставляет услуги мобильной спутниковой связи по всему миру13. В 1964 г. была основана международная организация связи через искусственные спутники земли (ИНТЕЛСАТ), задачей которой является создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Страны региона активно пользуются услугами представленных организаций, а также активно участвуют в их деятельности.

Более тесное взаимодействие стран АТР в космосе происходит на региональном уровне. В 1993 г. для укрепления связей по космической деятельности был создан Азиатско-Тихоокеанский региональный форум космических агентств (APRSAF). Членами форума могут быть космические агентства и правительства следующих стран региона: Австралии, Бангладеш, Бутана, Вьетнама, Индии, Индонезии, Канады, Камбоджи, Китая, Лаоса, Малайзии, Монголии, Мьянмы, Новой Зеландии, России, Сингапура, США, Таиланда, Тайваня, Филиппин, Японии. Кроме того, в обсуждениях форума могут принимать участие международные организации14. Сотрудничество в сфере мирного применения космической науки, космических исследований, создания аппаратов, обучения специалистов, обмена опытом осуществляется в рамках Азиатско-Тихоокеанской организации по космическому сотрудничеству (APSCO), созданной в 2005 г. В ней участвуют Бангладеш, КНР, Иран, Монголия, Пакистан, Перу, Таиланд, Турция15.

Кооперация космической деятельности осуществляется и на уровне дву- и многосторонних соглашений между странами АТР. В качестве примера можно привести соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях между правительством РФ и правительствами Индии (2004 г.), Республики Корея (2004 г.) и Индонезии (2006 г.). Целью документов стало содействие взаимовыгодному научно-техническому, промышленному, экономическому и иному сотрудничеству, относящемуся к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

Как можно отметить, регион принимает активное участие в освоении космического пространства. Это связано с определёнными выгодами, которые несёт за собой космическая деятельность. Явными лидерами по достижениям в этой сфере являются США, РФ и КНР, чьи программы характеризуются высокой степенью развития технологий, а также значительным финансированием. Несмотря на самостоятельные успехи в космосе, для этих стран большое значение имеет сотрудничество, так как оно позволяет достичь более весомых результатов, чем изолированная деятельность в этом направлении. Помимо этого, странам необходимо координировать свои действия во избежание возникновения спорных ситуаций и причинения ущерба другой стороне. Для этого были заключены международные договоры по космосу, которые, однако, относятся ещё к 1960-70-м годам, а значит, космическое право на современном этапе требует доработки.

1 2222 (XXI). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_21_2222.html (дата обращения: 22.02.2015).

2 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014 [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.unoosa.org/pdf/limited/c2/AC105_C2_2014_CRP07E.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

3 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_22_2345.html (дата обращения: 22.02.2015).

4 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

5 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_26_2777.html (дата обращения: 22.02.2015).

6 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

7 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство [Электрон-ный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_29_3235.html (дата обращения: 22.02.2015).

8 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

9 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_34_0068.html (дата обращения: 22.02.2015).

10 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

11 United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/OOSA/index.html (дата обращения: 22.02.2015).

12 Об Организации [Электронный ресурс] // INTERSPUTNIK. 2015. URL: http://intersputnik.ru/intersputnik/about (дата обращения: 24.02.2015).

13 About us [Электронный ресурс] // INMARSAT. 2015. URL: http://www.inmarsat.com/about-us (дата обращения: 24.02.2015).

14 About APRSAF [Электронный ресурс] // APRSAF. 2015. URL: http://www.aprsaf.org/about (дата обращения: 24.02.2015).

15 Convention of the Asia-Pacific space cooperation organization (APSCO) [Электронный ресурс] // APSCO. 2015. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.apsco.int/apscon/apSCO-AD/imapic/201261315125947542.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

5

Просмотров работы: 1027