В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» .
Обучение - важнейшая функция управленческого консультирования. По завершении этапа диагностики предприятия, анализа ситуации и принятия решения о типе консультирования в соответствии с программой, как правило, проводится обучение персонала, включая первого руководителя. Формы обучения могут быть самыми разными, преимущественно активными. Из известного пакета активных методов обучения в консалтинге наибольшее применение находят деловые игры . В процессе их разработки и проведения моделируются те или иные практические ситуации, в которых участники пытаются отыскать оптимальные решения.
Овладение техникой проведения деловых игр - одна из непростых задач по повышению качества управленческого консультирования, поэтому цель данной главы состоит в том, чтобы дать базовые теоретические знания специалистам, желающим совершенствоваться в данной области знаний.
Различные авторы по-разному сформулировали свое понимание деловой игры, некоторые из которых могут представить интерес с позиций приложения их к консалтингу.
Деловые игры уже доказали свою эффективность не только среди различных категорий работников предприятий, но и в учебных заведениях, властных структурах, общественных и иных организациях. История деловых игр складывается вот уже более полувека, и их содержание не ограничивается только областью научно-технического знания, а носит комплексный характер, охватывая весь спектр социальных, экономических, организационных и прочих отношений в обществе. Несколько ограничивает возможности деловых игр мнение о том, что ее основу составляет экономико-математическая модель процесса и что игра «используется тогда, когда для данной ситуации не удается построить полностью формализованную имитационную модель» . Игра не только строится в виде какой-либо модели, но и сама создает огромное количество вариантов решения проблемной ситуации с неформализованными субъектами и нештатными ситуациями, формализовать которые не всегда возможно, да и не нужно, делать с помощью ЭВМ. Даже чисто компьютерный вариант игры может быть использован только как приложение, например, к производственной деловой игре или как инструмент, используемый эпизодически.
Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр
Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:
– отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
– некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
– методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
– трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний
– опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.