ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ.

Галкин Д.А. 1, Мукашева А.К. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До поступления в высшее учебное заведение мы уже имели некоторое представление о преподавателе высшей школы. Став студентами, мы вынуждены преодолевать школьные установки и стереотипы относительно преподавателя. Мы знаем, что выпускники университетов преисполнены благодарности вузовским преподавателям, но бывают конфликтные ситуации, непонимание. В плане адаптации студентов-первокурсников к вузовской системе обучения мы поставили задачу: исследовать личность преподавателя университета методом семантического дифференциала.

Цель исследования: выявить у студентов-первокурсников их представления о том, каким должен быть, по их мнению, преподаватель вуза. Наша гипотеза: в ходе самого эксперимента и последующих дискуссий студент-первокурсник непосредственно принимая участие в конструировании представлений о личности преподавателя, выйдет на субъект-субъектные отношения с преподавателем, что, несомненно, поднимет уровень их совместной учебной и научной работы.

Студенты соотносят свои представления о преподавателя с конкретными личностями. При этом они обычно исходят из коннотативного значения, указывающего на нечто субъективное, индивидуальное. Наиболее бойкие и словоохотливые студенты высказывают свое мнение о преподавателе в студенческой среде, еще до встречи с ним на лекции. Нередко коннотативное высказывание (ярлыки, стереотипы, аттитюды) определяют последующие отношения студента и преподавателя, препятствуя утверждению подлинных субъект-субъектных отношений.

В связи с необходимостью выявления денотативных значений в представлениях студентов о преподавателях вуза мы провели эксперимент, в котором приняли участие 35 студентов-первокурсников. Каждый участник назвал семь положительных личностных качеств, которые он хотел бы видеть в преподавателе, и семь отрицательных качеств. Всего получено четыреста девяносто ответов. В результате анализа оказалось, что наиболее востребованные студентами качества личности преподавателя – это профессионализм, компетентность, коммуникативность и профессиональная этика. Необходимо отметить, что первые два качества соперничали друг с другом и разница между ними всего лишь один балл.

В первую десятку вошли вышеназванные личностные качества, а также чувство юмора, эмпатия, оптимизм, креативность, принципиальность, справедливость и толерантность. Такие качества, как пунктуальность, независимость, работоспособность были отнесены к более низким весовым категориям, хотя студенты хотели бы, чтобы преподаватели обладали этими качествами.

Рассматривая значимость для студентов наличия определенных качеств личности преподавателя, приведем пример: если у преподавателя нет такого качества, как коммуникативность, он не сможет наладить контакт со студентами. В таком случае студенты не смогут эффективно воспринимать излагаемый им материал и, следовательно, постараются избегать его лекции и общение с ним. Но если преподаватель обладает высоким профессионализмом, эмоционален в общении, коммуникативен, доброжелателен, то студенты многое «простят» ему: небрежность, оговорки и описки, неточности в изложении материала, забывчивость вплоть до опоздания на лекции и проч.

Примечательно, что никто из участников эксперимента не указал таких качеств преподавателя, даже среди возможных отрицательных: нечестность, грубость, хамство, корыстолюбие. Как выяснилось из опросов, студенты считают подобные качества вообще несовместимыми с личностью и высоким званием преподавателя.

Выводы:

1.Обычно студенты формируют свои представления о преподавателях коннотативно, спонтанно и без анализа.

2.Эксперимент позволяет составить денотативное (объективное) мнение студента о преподавателе.

3. В процессе эксперимента и дискуссии студенты узнали о влиянии аттитюдов, атрибуций, схем и стереотипов на оценку преподавателей, а также о разрушительном воздействии ярлыков, навешиваемых на людей, со всеми вытекающими из этого последствиями.

По результатам исследования составлен опросник для преподавателя «Каким хотят меня видеть студенты».

Думается, что такой опросник будет способствовать совершенствованию демократических субъект-субъектных отношений преподавателя-студента, студента-преподавателя, что, несомненно, поднимет качество знаний и общую культуру студентов, а также будет стимулировать требовательное, критическое отношение преподавателя к себе в учебно-воспитательном процессе.

Просмотров работы: 977