Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью[1].
Правительство Китая использует более узкую коннотацию данного термина. Для Китая энергетическая безопасность в основном относится к безопасности снабжения нефтегазовыми ресурсами. Согласно «Докладу об энергетике Китая 2012 г.: энергетическая безопасность» под энергетической безопасностью понимается надежное, беспрерывное снабжение энергоресурсами, которое необходимо для экономического развития страны[2]. Это вызвано тем, что Китай стал второй в мире экономикой по объему после США. В соответствии с этим объем энергетического потребления в Китае растет высокими темпами, особенно в сфере нефти и газа. В 2003 г. на государственном заседании по экономической работе руководство страны обозначило «финансы» и «нефть» как два ключевых момента в экономической безопасности Китая. Управление США по энергетической информации прогнозировало, что в 2020 г. уровень зависимости Китая от импортных нефтяных ресурсов составит 62,8%, а в 2025 г. достигнет 68,8%[3].
Рассмотрим для начала схожие принципиальные направления обеспечения энергетической безопасности России и Китая. К ним относятся: «экономия», «технологические инновации» и «диверсифицированное сотрудничество». Поясним содержание этих категорий.
Во-первых, «экономия». Данный принцип касается экономии ресурсов и охраны окружающей среды и служит основой государственной политики. Правительство Китая считает необходимым продвигать революционные формы производства и потребления энергоресурсов, контролировать общий объем их затрат, интенсифицировать экономию энергоресурсов, поддерживать развитие энергосберегающей и низкоуглеродной индустрии, освоение источников новых и возобновляемых энергоресурсов, обеспечивая энергетическую безопасность страны[4]. Данное направление является приоритетным и для России. Так, в доктрине энергетической безопасности сказано: «Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу»[5].
Во-вторых, «технологические инновации». Для обоих государств это направление понимается, как необходимость всеми силами продвигать научно-технический прогресс в энергетической сфере, повышать инновационную способность страны и преодолевать технические трудности энергетического развития. Также данное понятие включает в себя модернизацию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) через техническое перевооружение отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата[6].
В-третьих, «диверсифицированное сотрудничество», означающее, что страны намерены применять комплексную модель энергетического сотрудничества, т.е. вести энергетический диалог одновременно и с энергопотребителями и энергопроизводителями[7].
Различия в приоритетах энергетической безопасности Китая и России носят концептуальный характер. Россия, как поставщик и производитель энергоресурсов, заинтересована в следующих важных аспектах:
- надежности спроса, обусловленного долгосрочными контрактами и недискриминационным доступом к распределительным сетям[8];
- расширении географического охватапоставок;
- максимально возможном использовании во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования (это позволит предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для машиностроения, химической, оборонной и других отраслей промышленности);
- заменимости исчерпаемого ресурса[9].
Китай, в свою очередь, как потребитель энергоресурсов,видит главными направлениями политики энергобезопасности диверсификацию поставок энергетических ресурсов, развитие альтернативных источников энергии для ослабления зависимости от импорта, а так же создание стратегического запаса топливно-энергетических ресурсов, создаваемые на случай различного рода кризисов и форс-мажорных обстоятельств.
Таким образом, можно отметить что, концепции энергетической безопасности Китая и России имеют схожие направления, которые в перспективе могут поспособствовать тесному сотрудничеству стран в энергетической сфере. Что касается различий, то они, на мой взгляд, являются взаимодополняющими. Китай видит в лице России одного из главных энергетических партнеров, что в немалой степени способствует гео-экономическое положение России. Роль России как главного экспортера на мировом энергетическом рынке обусловлена тем, что большая часть месторождений углеводородов находятся в восточной части России, начиная от Западной Сибири и далее, до Дальневосточного региона.Использование мощного потенциала энергоресурсов Дальнего Востока весьма важно как для обеспечения энергетической безопасности Китая, так и увеличения экспортного потенциала России[10]. Развитие внешнеэкономических отношений России с Китаем в области нефтегазовой промышленности говорит об искреннем намерении сторон развивать и углублять сотрудничество.