ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ

Хазарян Н.Н. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственные преобразования, приведшие к кардинальным переменам в жизни общества, очевидно, не могли не затронуть такую важную ее сферу как охрана здоровья населения.

Система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи.

За прошедшие несколько лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованием сегодняшнего дня системе социального страхования.

Следует учитывать, что реформирование отечественного здравоохранения во многом было вызвано необходимостью проведения эффективных мер по борьбе со снижением продолжительности жизни, с выраженным ухудшением здоровья населения, экологической обстановки.

По мнению директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессора Леонида Рошаля, расходы на здравоохранение в России составляют 3,4% от ВВП в два раза меньше, чем соседних странах. Для сравнения он привел ситуацию в Германии. Там на здравоохранение уходит 9,5% ВВП. Рошаль также подчеркнул, что в России гарантия оказания медицинской помощи недофинансируется более чем на 2 миллиарда рублей.[1]

Система социального (обязательного медицинского) страхования призвана обеспечить включение пациента в систему отношений здравоохранения, активное его участие в сохранении и укреплении здоровья и защиты его прав при получении медицинской помощи.

Важными элементами проводимых преобразований является создание оптимального соотношения больничной и внебольничной, специализированных и общих видов медицинской помощи; децентрализация системы оказания медицинской помощи, создание моделей здравоохранения, отвечающих потребностям и уровню развития конкретных территорий.

Существующая модель системы здравоохранения в Германии признана одной из наиболее эффективных и успешных.

Около 90% жителей Германии застрахованы в одной из существующих касс общего медицинского страхования. Они каждый месяц платят определенную сумму в больничную кассу. Кроме того, ежемесячные взносы делает и их работодатель. Таким образом, в случае болезней или несчастных случаев, касса полностью оплачивает все лечение. Еще одним из преимуществ является то, что касса оплачивает все необходимые лекарственные средства. Это доказывает, что все застрахованные жители не останутся без помощи. Нужно также отметить, что данная модель страхования предполагает отчисление взносов в кассы медицинского страхования работниками и работодателями. Государство же выступает в роли регулятора этой деятельности. Схема финансового обеспечения государственного медицинского страхования Германии представлена на рисунке 1. [2]

Одним из достоинств ОМС в Германии является принцип децентрализации. Реализация данного принципа обусловлена тем, что осуществление данных задач должны осуществляться там, где это более затруднено, т.е. в отдаленных от центра районах.[3]

На сегодняшний день, система здравоохранения в Германии является примером, к которому стремится ряд государств. Так, в 2014 году, в рамках интерактивной дискуссионной площадки «Эффективное здравоохранение» экспертами было принято ряд решений, которые способствуют эффективной работе системы здравоохранения в РФ. Изменения касаются не только объемов финансирования системы здравоохранения, но и непосредственно методов реализации ОМС. Именно в данном случае система здравоохранения Германии может стать удачным ориентиром для России в реформировании ОМС. Однако ключевым фактором эффективной работы системы ОМС является не столько методы, сколько способы их реализации.[4]

Рис. 1 Схема финансового обеспечения

государственного медицинского страхования

Германии

Ссылаясь на опыт зарубежных государств, необходимо учитывать, что абсолютно удачных примеров существования системы здравоохранения все еще нет, т. к. данная система является достаточно рисковой.

Однако участниками дискуссии было принято решение сделать упор на осуществление лекарственного страхования, существующего в Германии на протяжении многих лет.

Все предложения по внедрению данного вида медицинского страхования были оченены экспертами и переданы для дальнейшего рассмотрения в феделальные органы законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, изучив подробнее систему здравохранения Германии можно сделать вывод о том, что она достаточно эффективно функционирует. Принципы, на которых построена система ОМС, являются оправданным примером для многих государств, в том числе и России. Однако внедрение подобных принципов в РФ является достаточно сложной задачей, т.к. в существующих условиях и рисках это потребует значительного финансирования.

Список литературы

  1. Доктор Питер [Электронный ресурс] Расходы на здравоохранение в России http://doctorpiter.ru/articles/5125

  2. Островок здоровья [Электронный ресурс] Обязательное государственное медицинское страхование в ФРГ http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV

  3. Открытая экономика [Электронный ресурс] Медицинское страхование – Германия http://www.opec.ru/1332221

  4. Государственные вести [Электронный ресурс] Систему обязательного медицинского страхования в России ждут изменения в 2014 году http://www.gosnews.ru/society/news/3903

Просмотров работы: 1922