АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ

Мусиченко В.В. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  Развитие японской экономики в XX веке характеризуется интенсивной структурной перестройкой, для которой главным направлением является автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур. Основными звеньями финансовой системы Японии являются бюджет центрального правительства (общий счет), бюджеты местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти, а также финансы субъектов хозяйствования и государственный кредит. [4] В Японии также существует государственная инвестиционная программа, которая используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объёктов. Эта программа отличается от государственного бюджетного финансирования тем, что её средства выделяются на условиях платности, срочности и возвратности. Эта программа располагает средствами, которые достигают примерно 10% ВВП. [2] В начале 2014 года Япония вышла из экономического спада и стала лидером развитого мира по темпам экономического роста. ВВП составил $ 5 418 570 000 000 и только в Японии предвиделся прирост на 2,0%. По прогнозу МВФ, в развитых странах ВВП должен был увеличиться в среднем на 1,2%, в США на 1,6%, в Еврозоне - сократиться на 0,4%, в ЕС - нулевой прирост. [5] Такой результат свидетельствует о высоких возможностях государства заимствовать деньги на внутреннем финансовом рынке, а также выполнять программы социальной поддержки, решать задачи хозяйственного развития и говорить о хорошем функционирующем финансовом секторе Японии. Главный приоритет макроэкономической политики - расширение спроса на внутреннем рынке. Цель - добиться в следующие десять лет среднегодовых темпов прироста ВВП не менее 2%. Считается, что для этого потребуется увеличение объема ежегодных инвестиций минимум на 10%. Банк Японии проводит политику количественного смягчения, снизив до минимума учетную ставку, покупая на открытом рынке акции и облигации. В результате растет количество денег в обращении, снижаются рыночные процентные ставки и стимулируются частные инвестиции. В основном рост экономики Японии определяется спросом населения и государственными инвестициями - спросом на внутреннем рынке. На протяжении многих десятилетий основным направлением роста японской экономики был экспорт, значение которого по-прежнему велико, но уже не является определяющим. [1] Финансовый счет Японии во все года, кроме 2003-2004 и 2011-2012, составлял отрицательные числа. В 2012 – 102,19 млрд. долл. Это говорит о том, что из страны идет вывоз инвестиций в большей мере, чем ввоз. Самого максимального дефицитного значения финансовый счет достигал в 2007 г., тогда он был равен почти 188 млрд. долл. В годы профицита финансового счета японские инвесторы изымали свои вложения из экономик других стран вследствие неблагоприятных экономических явлений внутри страны, зарубежные инвесторы вкладывали в экономику Японии в большей мере. Самая трудная задача и одновременно главное условие оздоровления государственного бюджета - налоговая реформа. Идея состоит в расширении налоговой базы и увеличении собираемости налогов. Длительный подъем в экономике обеспечит растущие поступления в бюджет.[3] По расчетам правительства первичная сбалансированность бюджета будет достигнута к 2020г. Синдзо Абэ - третий реформатор за последние тридцать лет японской истории. В отличие от Накасонэ и Коидзуми, Абэ ничего не собирается приватизировать - в стране уже не осталось крупных государственных активов, которые можно было бы приватизировать, и не пытается сокращать бюджетный дефицит. Большая программа экономических реформ, принятая его кабинетом, представляет собой сочетание кейнсианской макроэкономической политики с опорой на частное предпринимательство на микроуровне. Выполнение программы Абэ связано с различными рисками. Безусловный внешний риск представляет состояние мировой экономики. Япония экспортирует 15-16% ВВП, поэтому перспективы экспортной торговли зависит от состояния экономики главных торговых партнеров - США, ЕС и Китая. Внутренний риск - это опасность повышения доходности государственных облигаций с 10- летним сроком погашения - сейчас она держится на уровне 0,8-0,9% годовых. Это может случиться, если нерезиденты - зарубежные инвесторы будут активно скупать облигации государственного долга. Риск суверенного дефолта можно рассматривать только в очень отдаленной перспективе. Дело в том, что население Японии накопило гигантские финансовые активы - порядка 16 триллионов долларов. 32% финансовых активов населения вложено в фондовый рынок и около 54% находятся на счетах в банках и у страховых компаний. Финансовые учреждения используют эти пассивы для скупки облигаций государственного долга. Считается, что пока существует «подушка» личных сбережений, кризис госдолга Японии не грозит. Однако ситуация медленно, но меняется. Норма сбережений в Японии - 5% - уже примерно европейская. Старшее поколение либо тратит свои доходы, либо передает свои средства наследникам. Прогнозы на 2015 г. строятся на том, что в первом полугодии, т. е. перед тем, как будет повышен налог на продажи, возможен всплеск потребительской активности. Затем может наступить некоторый спад. Именно на этом предположении построен прогноз, опубликованный ведущим экспертным учреждением страны - Японским центром экономических исследований. По мнению Японского центра экономических исследований, объемы «общественных работ» сократятся. На первый план в стимулировании роста выйдут частные капиталовложения. Цены на внутреннем рынке начнут расти. Иными словами, эксперты центра верят в успехи политики Абэ, ожидают роста международной торговли. Примерно такие же, хотя и менее детализированные данные, приводит в своем прогнозе исследовательский департамент Банка Японии. Экономика Японии в 2015 году возрастет на 2,5% , но это возможно лишь при начале реальных реформ, облегчающих ведение бизнеса. Список литературы Байков А.И. Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2007. №1. С.99-107. Данилов Б.Я. Россия и Япония в начале XXI в. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 2. Хузиятов Т.Д. Реформа финансовой системы Японии // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2007. №5. С.112-115. Швайко М.Л. Финансы зарубежных стран: Учебно – методическое пособие.- Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2007. – 133с. http://ru.tradingeconomics.com/japan/gdp
Просмотров работы: 1572