Характерные черты экономической модели Китая следующие:
а) ориентация промышленности на экспорт;
г) высокая доля инвестиций в ВВП (доля накопления очень высокая, от 30 до 40 % и даже более);
д) активное, но в разной степени, участие государства в развитии экономики;
е) в Китае и некоторых других странах создание особых экономических зон;
ж) авторитарность разной степени и/или однопартийная модель (тогда как в Японии или на Тайване у руля власти оставалась очень долго одна и та же партия). Последнее создает стабильность в стране, что важно для привлечения капитала.
Эти базовые особенности китайской модели (прежде всего повышенная роль государства при послушном и бесправном населении) в совокупности с особенностями китайских реформ породили и ряд других очень важных ее характеристик, которые являются как составляющими китайского успеха, так и его потенциальными слабостями, а именно:
дешевая экология (отсутствие должной заботы об охране окружающей среды);
дешевая социальная политика, которая мало обременяет государство (возможность до сих пор отказываться от обязанностей государства в отношении пенсий и пособий для огромной части населения; плата за обучение и медицинское обслуживание; низкий уровень безопасности на производстве и т. п.);
политика ограничения рождаемости, которая снижает затраты на подрастающее поколение;
низкий курс юаня, способствующий экспорту. Низкий курс также уберег Китай в 1997 г. от кризиса, в то время как целый ряд других стран ЮВА сильно пострадал от завышенного курса своих валют; (В сравнительно короткий срок более дешевый рис китайских производителей при отсутствии в России продуманного таможенно-тарифного регулирования импортных операций завоевал российский рынок)[1]
сверхвысокая доля ВВП, идущая на накопление, что позволяет делать громадные инвестиции и поддерживать высокие темпы роста, но возможная лишь при столь сильном присутствии государства в экономике, как в Китае;
целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности, степени открытости страны и т. д.[2]
С таким быстрым феноменальным экономическим ростом за такое короткое время Китай претендует на первую строчку в мировом рейтинге. Но что же произойдет в будущем? Сможет ли Китай сместить США, к каким последствия приведет стремительная индустриализация на её ключевом преимуществе – дешевой рабочей силе? Получится ли государство совмещать успехи в экономике и неудачи в экологической и социальной политике (как в связи с относительно молодой демографической структурой населения, так и с возможностью игнорировать нужды населения).
Авторы книги «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития» Б.Н Кузык и М.Л. Титаренко предлагают 4 версии экономического развития Китая:
1.Резкое возвышение КНР.
Выход на второе место вслед за США (через 20 — 25 лет} по абсолютному объему ВВП. Сценарий предполагает вовлечение России в сферу доминирующего экономического влияния Китая. Считается, что данный сценарий не слишком вероятен в силу цикличности экономического роста и неизбежности осложнений в ходе реализации масштабных китайских реформ. Попутно заметим, что, действительно, время рекордов (годовой прирост ВВП, рост объемов внешней торговли и др.) для Китая по большому счету прошло, и потребности адаптации китайской экономики к законам мирового рынка, скорее всего, будут работать на некоторое замедление. Сам же процесс адаптации, несмотря на уже действующий режим ВТО для Китая, будет непростым и достаточно болезненным явлением для китайской экономики.
2.Затухание роста темпов (после 2010 г. — до 5-6% в год, а после 2020 г. — еще ниже).
Сценарий вытекает, отмечают авторы из нынешних тенденций развития и обещает большую "покладистость" Китая на международной арене, в том числе в отношениях с Россией. Комментируя данный сценарий, заметим, что тезис о "большей покладистости Китая на международной арене, конечно, привлекателен для всех, включая Россию. Однако и 5-6% в год в принципе сохранит тенденцию "мирного возвышения" Китая и мотивацию китайского политического класса на новое глобальное позиционирование. Другое дело, что реализация этой стратагемы будет более гибкой (мягкой), чем ее осуществление в рамках первого сценария.
3. Вариант застоя —
затухание темпов роста до уровня, обеспечивающего только удовлетворение потребностей населения. Авторы считают маловероятным его реализацию, так как Китай имеет огромный инвестиционный задел и возможен только в случае ухудшения ситуации в мировой экономике. Эти доводы вполне убедительны и логичны, они вытекают их комплекса уже проведенных исследований экономистами ИДВ РАН современного состояния и возможностей экономики КНР.
4. Срыв.
Данный вариант подразумевает полное скатывание страны к суженному воспроизводству. Авторы считают, что он возможен только в случае попытки силового восстановления суверенитета над Тайванем либо системного кризиса в стране. Данный вариант развития маловероятен, хотя чисто гипотетически он существует.[3] Из предложенных вариантов самый перспективным является «затухание темпов роста». За последние года темпы роста китайской экономики заметно снизились. Происходит уменьшение ВВП
Conference Board (2014)[4]
А также уменьшились и темпы роста промышленного производства.
CIA World Factbook (2014) [5]
Старение населения, рост жизненных стандартов, необходимость обеспечивать социальный мир и не допускать слишком большого разрыва в уровне жизни, а также забота об увеличении внутреннего потребления ведут к росту обязательств государства. С каждым годом Китай будет вынужден тратить все больше денег на социальные нужды, что сказывается уже сейчас, а в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе станет тяжелым бременем. Правительство пытается переложить затраты на работодателей, но – при том, что до некоторой степени это справедливо – это естественно вызовет и рост себестоимости продукции, и меньшую готовность создавать новые рабочие места.
Ситуация с экологией, по общему мнению, критическая. По уровню загрязненности вод, воздуха, почвы, кислотным дождям, числу заболевших от последствий загрязнения и т. п. Нельзя сказать, что правительство не озабочено этой проблемой, но пока для ее решения делается явно недостаточно. Чтобы решить эту проблему, нужны очень большие затраты, что сильно удорожит стоимость продукции и экспорта и скажется на темпах роста. [2]
Ряд зарубежных аналитиков связывают замедление темпов роста к концу года с уменьшением количества инвестиций и с постепенным отходом КНР от экспортно-ориентированной модели экономики.
Следует отметить, что руководство Китая несколько раз заявляло, что считает наблюдаемые темпы роста вполне приемлемыми т.к. намерено сконцентрироваться прежде всего на стабильности и качестве роста. Эта позиция была официально подтверждены и на 3-м Пленуме ЦК КПК, состоявшемся в ноябре 2013 г. Его решения показывают, что Китай отводит решающую роль реформам, по итогам которых внутреннее потребление и услуги будут ключевыми факторами роста, тогда как экспорт и инвестиции отойдут на второй план.[6]
Становится ясным, что изменение модели развития становится не только нужным решением, но и необходимым. Но резкое торможение столь громадной и разогнавшейся экономической машины, как экономика Китая, может оказаться очень тяжелым. К примеру китайские власти в 2013 г. несколько раз высказывали обеспокоенность ухудшением ситуации с занятостью, поскольку наблюдаемое замедление экономики влечет за собой неизбежный рост безработицы и усиливает социальную напряженность. Если правительство сумеет сдержать рост, будет намного легче перестраивать модель развития, устраняя в ней наиболее сильные несбалансированные отрасли. Снижение темпов роста приведет к очень существенным изменениям, тем не менее это пройдет менее болезненно и более мягко при плавном сокращении темпов роста.
Список литературы:
[1] Российский Дальний Восток: Ретроспектива и перспектива социально-экономического развития.,Латкин А.П.,Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 3. С. 120-128.
[2] Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(10)/2012, Автор: Гринин Л. Е. http://www.socionauki.ru/journal/articles/147953/
[3] Книга «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития» Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 656с.
[4] Сайт исследовательской организацииConference Board (данные за 2014 г)
[5] CIA World Factbook - онлайн-версия справочника ЦРУ о странах мира (данные за 2014)
[6] Российский институт стратегических исследований (РИСИ), Аналитика. Блинков В.М. : http://www.riss.ru/en/event/79-analitika/2586-ob-itogakh-razvitiya-ekonomiki-kitaya-v-2013-godu-i-perspektivakh-na-2014-g#.VPFSM0esXKM