Таблица 1. Показатели госдолга США 2005-2014гг.[3]
Год |
Госдолг США, млрд. $ |
2005 |
7905,300 |
2006 |
8451,350 |
2007 |
8950,744 |
2008 |
9985,757 |
2009 |
11875,851 |
2010 |
13786 |
2011 |
15144 |
2012 |
16432 |
2013 |
17453 |
2014 |
18532 |
Это больше валового внутреннего продукта США (по последним данным, 109% ВВП). Можно полагать, что развитие долговой ситуации в мире будет зависеть от того, какие шаги будет делать американское правительство для сокращения бюджетного дефицита, уровня государственного долга и для обеспечения экономического роста.
За последние 5 лет величина национального долга значительно возросла. В Соединенных штатах она постоянно ограничивается законодательством. Начиная с 1939 года уровень госдолга США поднимался более, чем 100 раз. Но нельзя не отметить, если не поднимать лимит госдолга, то в большинстве случаев это неблагоприятно повлияет на инвесторов и, прежде всего, может привести к высокой волатильности на фондовых рынках.
Недавно завершил свои исследования американский «Институт города», в ходе которых выяснилось, что по итогам 2014 года 35% населения США (а это более семидесяти миллионов человек) задолжали кредиторам. «Это шокирующее число», — сказала старшая научная сотрудница института Кэролайн Рэтклифф.[1]
В исследовании Экономического университета Калифорнии (Сан-Диего) под руководством профессораДжеймса Гамильтона называется общая сумма долга США - 70 трлн. долл. [2] Такая оценка совокупного долга учитывает так называемые забалансовые операции и забалансовые долги органов государственного управления на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Относительный уровень совокупного долга, рассчитанного калифорнийскими экономистами, - почти 440% ВВП. Что касается структуры госдолга США, по состоянию на конец 2014 года более 30% приходилось на иностранные государства. И основными иностранными держателями американского долга являются Китай и Япония - по $1,1 трлн. Россия в этом списке занимает 6-е место - $170 млрд. $4,8 трлн приходилось на внутригосударственные заимствования к концу 2014г. , а в собственности ФРС находилось $1,9 трлн. Оставшиеся $6,1 трлн - резиденты США: страховые и пенсионные фонды, банки, финансовые корпорации, домохозяйства.
В 1946 году достиг максимума государственный долг в соотношении к ВВП страны, что являлось следствием массивных военных госрасходов в период Второй Мировой Войны. Тогда государственный долг в соотношении к ВВП страны составил 121,2%. Тем не менее, опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга, позволила сократить данный показатель до уровня около 33-36%.
По мнению большинства аналитиков конгресса США, несмотря на негативные последствия для американской экономики в краткосрочной перспективе, фискальный обрыв позволил бы сократить дефицит бюджета до 0,4% ВВП к 2018 г. Однако уровень публичной части государственного долга, то есть долга без учета внутригосударственных заимствований сократился бы с 77% ВВП в 2017 г. до 54% ВВП к 2022 г. Альтернативный сценарий, который и реализуется на практике, предполагает сохранить высокий уровень бюджетного дефицита - на уровне $1 трлн., или на 2,5% ВВП выше, чем при фискальном обрыве и рост публичного государственного долга до 90% ВВП к 2022 г.
Как считает глава бюджетного управления конгресса США Дуглас Элменндорф, госдолг США по самому оптимистическому сценарию и при идеальных условиях, составит 80% ВВП к 2035 году. Что же касается негативного сценария, госдолг превысит 185% ВВП к этому же сроку. Несмотря на ужасающий разброс приводимых Элменндорфом значений, по-настоящему спасительных событий не видит даже бюджетное управление конгресса.
Таким образом, делая вывод из прогнозов аналитиков, а также на фактическом развитии ситуации по проблеме фискального обрыва можно предположить, что высокий уровень государственного долга не понизится или даже возрастет. Так называемая устойчивость долга связана с тем, насколько дорого обходятся стране траты на его содержание. В условиях прогнозируемого увеличения государственного долга ключевой вопрос состоит в том, кто будет покупателем нового долга страны.
Можно предположить, если госдолг будет увеличиваться в таком же темпе, как за последние несколько лет, то правительство США будет вынуждено использовать инфляционный механизм для смягчения долговых проблем, другими словами, запустить печатный станок. В нынешнем году Администрация США планирует разработать план, позволяющий взять под контроль раздувающийся дефицит бюджета, иначе на финансовых рынках, возможно, возникнет паника, а это весьма отрицательный момент для экономики США в целом.
Также необходимо провести такие болезненные изменения, как повышение налогов и сокращение расходов, чтобы удержать сумму госдолга на уровне 60 процентов ВВП к 2018 году, полагает комиссия по бюджетной реформе. США должны действовать, чтобы не повторить судьбу Дубая, Греции и других стран, рискующих потерять доверие инвесторов, считают эксперты.
Для сокращения долга до приемлемых уровней в среднесрочной перспективе руководство США должно придерживаться консервативной бюджетно-налоговой политики. Меры, которые были приняты правительством США для предотвращения фискального обрыва, способны лишь усугубить ситуацию и отложить решение проблем на неопределенный срок.
Список литературы
http://actualpolitics.ru/ - "Центр Актуальной Политики"
http://www.fondsk.ru/ - "Фонд Стратегической Культуры"
http://ru-trade.info/ - "Всё о трейдинге и финансах"
http://oko-planet.su/ - "Око планеты"