Ко второй половине XIX столетия Елец, приравненный в своих торговых правах к губернским и портовым городам России, достиг огромных успехов в своём развитии. По переписи 1897 г. в городе проживало 47 тыс. жителей. Сильный толчок подъёму экономики города придало строительство во второй половине XIX в. сети железных дорог, сделавших Елец крупным транспортным узлом.
Старинный, уездный городок обладал к XIX веку мощной производственной структурой, богатыми уникальными традициями и обрядами, процветающей торговлей с ремеслами и промыслами, что и явилось благодатной почвой для рождения театра. Открытие театра - это еще одна грань жизнедеятельности ельчан, которая характеризует их как людей, обладающихидеями безудержных новаторских преобразований.
С историей елецкого театра переплетаются судьбы выдающихся личностей, которые повлияли на создание театра: П. Садовский, В. Немирович - Данченко, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Сара Бернар, Л. Толстой, Н. Гоголь, С. Аксаков, М. Щепкин.
Архивные данные свидельствуют о том, что в Ельце в разные годы были разные театры по форме и по содержанию: театр технического училища, домашние, городской, летние, дачные, усадебные. Активно работало общество любителей театрального искусства [3, 381-382].
В Ельце в XIX – начале XX вв. было много различных обществ: общество трезвости, общество помощи беднейшим учащимся, летнее беговое общество, общество велосипедистов, общество любителей музыки и драматических искусств и многие другие [2, 299]. Так, в Аргамачьей слободе усилиями Николая Брянцева, работавшего учителем Закона Божьего в железнодорожном техническом училище им. Александра II, было основано около 1894 года Аргамачевское общество трезвости, которое занималось пропагандой здорового образа жизни. Стараниями Брянцева открылась чайная. На пожертвования ельчан священник построил деревянный клуб, в котором местные жители устраивали театральные постановки. Здесь же работали различные музыкальные и танцевальные кружки [3, 224]
В конце 19 века на территории школы № 21 находился Сад приказчиков. «Приказчик - наемное лицо у купца или в каком-н. торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине (дореволюц.)» [7]. В этом саду был свой устав, каждый отдыхающий должен был соблюдать правила. Один из пунктов устава говорил о том, что приказчик мог привести с собой только двух мужчин и неограниченное количество женщин. В этом саду можно было найти себе развлечение по душе. Здесь находился ресторан и казино. Любители азартных игр могли сыграть в карты, лото. На территории сада находилась летняя каменная эстрада, летом сюда приезжали артисты и устраивали концерты. Со временем эстраду разобрали и из этого камня построили Детский театр [5].
Был в городе и центральный Городской парк. С середины 19 века и до 1918 года он включал в себя:
1) Сад Добровольного Пожарного Общества;
2) Сад Общественного Собрания;
3) Частное домовладение А.Н. Заусайлова.
Сад Добровольного Пожарного Общества находился на территории от входа в парк до памятника И. А. Бунину, сдавался администрацией нашего города в аренду Добровольному Пожарному Обществу, которое состояло из купцов. В праздничные дни вход был платным. Каждое лето сюда приезжал цирк, устраивались различные праздники, зимой заливали каток. В саду была летняя эстрада и находился фонтан со статуей Амура. Многие молодые люди назначали своим дамам здесь свидания. Сад был излюбленным местом прогулок ельчан. В одном из писем (от 18 июля 1897 года) елецкого купца Михаила Ивановича Ростовцева, адресованных жене Александре Ивановне Ростовцевой, упоминается именно этот сад: «... у нас в Городском саду было устроено 13 июля ( в воскресение ) в пользу вольного Пожарного Общества гуляние, с полетом известной воздухоплавательницы Дрейницкой на воздушном шаре; который поднялся из Город. Сада, но, говорят, невысоко, и она спустилась в Лавровом саду, что на Сенной площади, на парашюте, оставив свой шар, который тоже упал в этот же сад. Картина, говорят, была интересна, когда летел шар...» [4, 19].
В левой части Городского сада располагался Сад Общественного Собрания, или Семейный Сад. В отличие от Сада Добровольного Пожарного Общества, он был менее популярным. В нем были и зимние помещения, где дворяне устраивали балы [5].
Частный сад, принадлежащий известному елецкому купцу А. Н. Заусайлову, состоял из ботанического сада и небольшого искусственного пруда, своими очертаниями напоминающего Черное море. По этому небольшому прудику плавали белые и черные лебеди.
Более ста лет назад, в 1911 году, Елецким Земством и Губернским Комитетом Попечительства о Народной Трезвости был построен и открыт Народный дом на Сенной площади.
Дом предназначался для народных чтений, музыкальных вечеров, хоров, театральных представлений. Он должен был стать источником просвещения и центром развлечения.
Инициатива постройки дома возникла в 1901 году и принадлежала А. А. Стаховичу, состоявшему в то время в должности Елецкого Уездного предводителя дворянства. Он предложил на обсуждение Елецкой Городской Думы доклад об устройстве Народного дома в память 40-летней годовщины со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. В результате Городская Дума избрала комиссию, которая была обязана предоставить место, составить сметы расходов, собрать средства и произвести постройку дома по предложенному плану [5].
Строительство затянулось на 10 лет и 23 сентября 1912 года состоялось открытие сезона Нового театра драмы пьесой «Весенний поток». Последней постановкой городского театра в 1917 году стал спектакль по пьесе М.Горького «Враги».
В старинном красивом особняке по ул. Мира, 96 (ранее ул. Торговая) располагался синематограф "Экспресс". Дата строительства этого здания неизвестна. По стилевым признакам его можно отнести к концу 18-началу 19 века. Здание представляет исторический интерес, сначала это был жилой дом, потом - Дворянское собрание , а в 1917 г. здесь работал синематограф «Экспресс».
В заключении хотелось бы отметить, что на протяжении нескольких столетий Елец постепенно преобразовывался из военного, приграничного форпоста в классический и уютный городок. В городе появлялось множество садов и парков (Кожуховский, Семейный сады, парк Петровых, Детский сад и др.), развивался театр и искусство, организовывались кружки и общества. Все это способствовало культурной организации досуга ельчан и гостей Ельца и формированию культурно-развлекательной и культурно-просветительской среды города.
Список литературы
Заусайлов, В.А. Купеческий Елец – Письма [Текст] / В.А. Заусайлов –Елец, 2004.
Ляпин, Д.А. Старый Елец: страницы истории Елецкого края с конца XVI – начале XX веках [Текст] / Д.А. Ляпин // - Елец: МУП «Типография» г. Ельца. - 2013. - 320 с.
Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край) [Текст] // Елецкий Государственный Университет им. И.А. Бунина. - 2004. - 473 с.
Черных, Е. Любите ли вы театр так, как любили его елецкие купцы? [Текст] / Е. Черных // Итоги недели.- 2010.-май-№5.
История Ельца [Электронный ресурс]: электротеатры/ Режим доступа: http://elets-history.ru
Страстной бульвар, 10, Российский театр: информация, проблемы,тенденции [Электронный ресурс]: Театр и его дом / История здания Елецкого театра "Бенефис" // Режим доступа: http://www.strast10.ru
Словопедия [Электронный ресурс]: толковый словарь Ушакова / Приказчик // Режим доступа: http://www.slovopedia.com