Таблица 1. Структура расходов и доходов федерального бюджета РФ на 01.12.2014
Вид расходов |
млрд.руб |
Виды доходов |
млрд.руб |
По всем разделам и подразделам: 11639,2 |
Всего доходов: 12951,4 |
||
Социальная политика |
3097,7 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4819,7 |
Национальная оборона |
2096,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2656,9 |
Национальная безопасность |
1734,4 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2384,0 |
Национальная экономика |
1527,4 |
Налоги на товары, ввозимые на территории РФ |
1606,1 |
Общегосударственные вопросы |
767,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
406,1 |
Прочие расходы |
2416,5 |
Прочее |
1078,5 |
За последние годы политика страны в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.
Таблица 2. Структура расходов бюджета США в млн.долл. по основным направлениям 2008-2014 гг
Superfunction |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
National Defense |
616072 |
661023 |
693498 |
705557 |
677856 |
660037 |
626755 |
Human resources: - Education and Social Services - Health (Medicaid) - Medicare - Social Security - Veterans Benefits and Services |
1895637 91287 280599 390758 617027 84653 |
2155793 79749 334335 430093 682963 95429 |
2386633 128598 369068 451636 706737 108384 |
2414742 101233 372504 485653 730811 127189 |
2348587 90823 346742 471793 773290 124595 |
2488727 84555 371664 510544 818402 139568 |
2658304 129041 442697 530893 865635 148222 |
Physical resources |
161883 |
443817 |
88822 |
161920 |
215459 |
202975 |
161212 |
Other Functions |
142437 |
162781 |
174048 |
179345 |
178353 |
205584 |
201263 |
Наиболее уязвимое место в бюджетных расходах США являются программы Medicare&Medicaid. В настоящий момент по направлению медицины и расходов на здравоохранение из федерального бюджета ежегодно перечисляется 818 млрд. долларов. Для сравнения, в 2007 году было 640 млрд., а в 2002 всего лишь 427 млрд. Из-за роста социальных обязательств и стареющего населения расходы по данному направлению будут только расти. В этом году ожидается 882 млрд., а к 2018 расходы могут вырасти до 1.22 трлн., т.е. почти на 50% за 5 лет, учитывая, что это самая затратная категория. Это еще не все. Есть подразделение Social Security Administration, которое занимается социальным обеспечением в основном пенсиями и пособиями по инвалидности, покрывая около 60 млн. человек в США. Расходы ведомства составляют 773 млрд. в год (586 млрд. в 2007 и 432 млрд. в 2002). Рост в 2014 составил почти 6% до 818 млрд., а к 2018 году расходу могут вырасти до 1.1 трлн. Вновь из-за стареющего населения и большого количества людей, выходящих на пенсию.Третья масштабная категория – это Income Security (пособия по безработице, продуктовые талоны, помощь малоимущим, помощь детям, компенсации и содействие при покупке недвижимости для определенной группы граждан, пенсии федеральным работникам и так далее). В совокупности на нужды населения в 2014 было истрачено 2.34 трлн. – это 66% от всех расходов федерального бюджета. В следующие 5 лет расходы могут вырасти на 33%. При этом весь федеральный бюджет по расходам может вырасти на 912 млрд., т.е. более 80% от всего роста расходов составляют социальные обязательства (медицинские и пенсионные).
Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент - налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога). К существенным отличиям в бюджетном устройстве России и США можно отнести тот факт, что для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ - 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. Финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ - 1 января.
Внешняя похожесть государственного устройства России и США как федераций обусловила тот факт, что в начале перестройки Россия ориентировалась на американскую (как считалось, лучшую) модель демократического государства. Сам факт создания американского государства по инициативе «снизу», от штатов как ранее самостоятельных государств, определил высокую степень их самостоятельности в решении важнейших государственных задач и ответственности за принятые на себя полномочия. Советский Союз и позднее РФ, примеряя на себя опыт 200-летней демократии, инициировали перемены «сверху», не имея надежных инструментов для сохранения целостности государства, которые могли бы противостоять стремлению политических элит национальных государственных образований к обособлению.
Сравнивая американскую пенсионную систему с российской, следует отметить, что первая гораздо лучше справляется с основной задачей любой пенсионной системы - обеспечением достойной жизни в старости, причем за значительно более низкую для общества цену. Ставки налога на социальное страхование в США (15,3%) и собственно пенсионного налога (12,4%) в 1,7 и 1,6 раза соответственно ниже российских (26 и 20%). В значительной степени это объясняется более благоприятным соотношением между численностью работающих и пенсионеров в США (3,4 : 1), чем в России (1,7 : 1), т.е. это соотношение в США лучше, чем в России, в 2 раза. Кроме того, в США существенна роль накопительной части пенсии благодаря развитой системе финансовых институтов, которые умело управляют инвестированием этих средств, размер которых сопоставим с федеральным бюджетом США.
Перспективы развития пенсионной системы в России, безусловно, связаны с повышением значимости накопительной части пенсии, как для самих пенсионеров, так и для развития страны. Эти средства необходимы финансовому рынку, поскольку они составляют сегмент самых долгосрочных вложений, обеспечивающих инвестиции в масштабные проекты, в развитие системы ипотечного кредитования, в финансирование длинных государственных ценных бумаг. Однако нынешняя макроэкономическая ситуация в России пока не дает оснований надеяться на позитивные изменения в повышении эффективности управления накопительной частью будущей пенсии.
В американском налоге на социальное страхование отсутствует регрессия: и низко-, и высокооплачиваемые работники платят по одинаковой ставке, но при этом установлена максимальная налоговая база, при превышении которой налог не взимается. В России установлена регрессивная ставка на общее социальное страхование - от 20 до 2%, зависящая от величины выплат и вознаграждений и призванная легализовать высокие доходы. Представляется, что такой порядок начисления налога достаточно близок американскому, но более социально справедлив, поскольку налог начисляется и на самые высокие доходы.
Определенный интерес для России представляет применяемая в США система семейного налогообложения доходов, которая позволяет учитывать состав семьи и связанные с этим расходы. Внедрение системы семейного налогообложения позволило бы мягко перейти от политически ориентированной «плоской» ставки налога на доходы физических лиц к социально справедливой прогрессивной системе взимания этого налога.
Система налогообложения в США существенно отличается от российской практики. Различия, прежде всего, связаны с преобладанием в американской налоговой системе прямых налогов и доходов бюджетов от них, что, с одной стороны, определяется исторически сложившейся традицией, а с другой - обусловлено гораздо более высокими доходами населения.
Главные сходства и отличия финансовых систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки представлены в виде таблицы (см. табл.3).
Таблица 3. Основные сходства и отличия финансовых систем США и России
Параметр
США
Россия
Иерархичность бюджетной системы
+
+
Самостоятельность бюджетов нижних уровней
Практически полная
Достаточно полная
Налоговые доходы бюджета
Все налоги, сборы, штрафы, пени
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени
Основные бюджетообразующие налоги
Прямые налоги
Косвенные налоги
Неналоговые доходы
Вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов
Доходы от использования и продажи госимущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней
Ставка взносов на
общее социальное страхование
Постоянная 15,3%
Регрессивная 20%
Начало бюджетного года:
- федерального бюджета
- региональных и местных бюджетов
01 октября
01 января
01 января
01 января
Таким образом, мы исследовали различные звенья, образующие в совокупности финансовые системы России и США. Выяснилось, что финансовые системы этих стран во многом схожи, но имеют также ряд значительных отличий. Это естественно, и объясняется целым рядом причин, начиная с ментальности народов и историей страны и заканчивая географическими особенностями положения государств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Балтина А. Финансовые системы зарубежных стран: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.
4. www.minfin.ru
5.www.finam.ru