СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РФ И США - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РФ И США

Псрдиян А.Н. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджетные системы США и России в целом схожи. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи - существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период.

Таблица 1. Структура расходов и доходов федерального бюджета РФ на 01.12.2014

Вид расходов

млрд.руб

Виды доходов

млрд.руб

По всем разделам и

подразделам: 11639,2

Всего доходов: 12951,4

Социальная политика

3097,7

Доходы от внешнеэкономической деятельности

4819,7

Национальная оборона

2096,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2656,9

Национальная безопасность

1734,4

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2384,0

Национальная экономика

1527,4

Налоги на товары, ввозимые на территории РФ

1606,1

Общегосударственные вопросы

767,2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

406,1

Прочие расходы

2416,5

Прочее

1078,5

За последние годы политика страны в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

Таблица 2. Структура расходов бюджета США в млн.долл. по основным направлениям 2008-2014 гг

Superfunction

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

National Defense

616072

661023

693498

705557

677856

660037

626755

Human resources:

- Education and Social Services

- Health (Medicaid)

- Medicare

- Social Security

- Veterans Benefits and Services

1895637

91287

280599

390758

617027

84653

2155793

79749

334335

430093

682963

95429

2386633

128598

369068

451636

706737

108384

2414742

101233

372504

485653

730811

127189

2348587

90823

346742

471793

773290

124595

2488727

84555

371664

510544

818402

139568

2658304

129041

442697

530893

865635

148222

Physical resources

161883

443817

88822

161920

215459

202975

161212

Other Functions

142437

162781

174048

179345

178353

205584

201263

Наиболее уязвимое место в бюджетных расходах США являются программы Medicare&Medicaid. В настоящий момент по направлению медицины и расходов на здравоохранение из федерального бюджета ежегодно перечисляется 818 млрд. долларов. Для сравнения, в 2007 году было 640 млрд., а в 2002 всего лишь 427 млрд. Из-за роста социальных обязательств и стареющего населения расходы по данному направлению будут только расти. В этом году ожидается 882 млрд., а к 2018 расходы могут вырасти до 1.22 трлн., т.е. почти на 50% за 5 лет, учитывая, что это самая затратная категория. Это еще не все. Есть подразделение Social Security Administration, которое занимается социальным обеспечением в основном пенсиями и пособиями по инвалидности, покрывая около 60 млн. человек в США. Расходы ведомства составляют 773 млрд. в год (586 млрд. в 2007 и 432 млрд. в 2002). Рост в 2014 составил почти 6% до 818 млрд., а к 2018 году расходу могут вырасти до 1.1 трлн. Вновь из-за стареющего населения и большого количества людей, выходящих на пенсию.Третья масштабная категория – это Income Security (пособия по безработице, продуктовые талоны, помощь малоимущим, помощь детям, компенсации и содействие при покупке недвижимости для определенной группы граждан, пенсии федеральным работникам и так далее). В совокупности на нужды населения в 2014 было истрачено 2.34 трлн. – это 66% от всех расходов федерального бюджета. В следующие 5 лет расходы могут вырасти на 33%. При этом весь федеральный бюджет по расходам может вырасти на 912 млрд., т.е. более 80% от всего роста расходов составляют социальные обязательства (медицинские и пенсионные).

Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент - налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога). К существенным отличиям в бюджетном устройстве России и США можно отнести тот факт, что для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ - 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. Финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ - 1 января.

Внешняя похожесть государственного устройства России и США как федераций обусловила тот факт, что в начале перестройки Россия ориентировалась на американскую (как считалось, лучшую) модель демократического государства. Сам факт создания американского государства по инициативе «снизу», от штатов как ранее самостоятельных государств, определил высокую степень их самостоятельности в решении важнейших государственных задач и ответственности за принятые на себя полномочия. Советский Союз и позднее РФ, примеряя на себя опыт 200-летней демократии, инициировали перемены «сверху», не имея надежных инструментов для сохранения целостности государства, которые могли бы противостоять стремлению политических элит национальных государственных образований к обособлению.

Сравнивая американскую пенсионную систему с российской, следует отметить, что первая гораздо лучше справляется с основной задачей любой пенсионной системы - обеспечением достойной жизни в старости, причем за значительно более низкую для общества цену. Ставки налога на социальное страхование в США (15,3%) и собственно пенсионного налога (12,4%) в 1,7 и 1,6 раза соответственно ниже российских (26 и 20%). В значительной степени это объясняется более благоприятным соотношением между численностью работающих и пенсионеров в США (3,4 : 1), чем в России (1,7 : 1), т.е. это соотношение в США лучше, чем в России, в 2 раза. Кроме того, в США существенна роль накопительной части пенсии благодаря развитой системе финансовых институтов, которые умело управляют инвестированием этих средств, размер которых сопоставим с федеральным бюджетом США.

Перспективы развития пенсионной системы в России, безусловно, связаны с повышением значимости накопительной части пенсии, как для самих пенсионеров, так и для развития страны. Эти средства необходимы финансовому рынку, поскольку они составляют сегмент самых долгосрочных вложений, обеспечивающих инвестиции в масштабные проекты, в развитие системы ипотечного кредитования, в финансирование длинных государственных ценных бумаг. Однако нынешняя макроэкономическая ситуация в России пока не дает оснований надеяться на позитивные изменения в повышении эффективности управления накопительной частью будущей пенсии.

В американском налоге на социальное страхование отсутствует регрессия: и низко-, и высокооплачиваемые работники платят по одинаковой ставке, но при этом установлена максимальная налоговая база, при превышении которой налог не взимается. В России установлена регрессивная ставка на общее социальное страхование - от 20 до 2%, зависящая от величины выплат и вознаграждений и призванная легализовать высокие доходы. Представляется, что такой порядок начисления налога достаточно близок американскому, но более социально справедлив, поскольку налог начисляется и на самые высокие доходы.

Определенный интерес для России представляет применяемая в США система семейного налогообложения доходов, которая позволяет учитывать состав семьи и связанные с этим расходы. Внедрение системы семейного налогообложения позволило бы мягко перейти от политически ориентированной «плоской» ставки налога на доходы физических лиц к социально справедливой прогрессивной системе взимания этого налога.

Система налогообложения в США существенно отличается от российской практики. Различия, прежде всего, связаны с преобладанием в американской налоговой системе прямых налогов и доходов бюджетов от них, что, с одной стороны, определяется исторически сложившейся традицией, а с другой - обусловлено гораздо более высокими доходами населения.

Главные сходства и отличия финансовых систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки представлены в виде таблицы (см. табл.3).

Таблица 3. Основные сходства и отличия финансовых систем США и России

Параметр

США

Россия

Иерархичность бюджетной системы

+

+

Самостоятельность бюджетов нижних уровней

Практически полная

Достаточно полная

Налоговые доходы бюджета

Все налоги, сборы, штрафы, пени

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени

Основные бюджетообразующие налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

Неналоговые доходы

Вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов

Доходы от использования и продажи госимущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней

Ставка взносов на

общее социальное страхование

Постоянная 15,3%

Регрессивная 20%

Начало бюджетного года:

- федерального бюджета

- региональных и местных бюджетов

01 октября

01 января

01 января

01 января

Таким образом, мы исследовали различные звенья, образующие в совокупности финансовые системы России и США. Выяснилось, что финансовые системы этих стран во многом схожи, но имеют также ряд значительных отличий. Это естественно, и объясняется целым рядом причин, начиная с ментальности народов и историей страны и заканчивая географическими особенностями положения государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Балтина А. Финансовые системы зарубежных стран: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.

4. www.minfin.ru

5.www.finam.ru

Просмотров работы: 10791